Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Валерий Белунцов. Музыкальные возможности компьютера. Справочник.

Архив
автор : Александр Яковлев   15.08.2000

Валерий Белунцов. Музыкальные возможности компьютера. Справочник.

СПб.: "Питер", 2000. - 432 с.: ил.


Хорошие книжки по музыке начали появляться. О первой - "Компьютерная обработка звука" под авторством А. П. Загуменнова - я писал в "КТ" #333. Эта, новая, еще более удивительна: автор решил сделать изложение доступным даже для тех музыкантов, которые о компьютерах не имеют ни малейшего представления. С этой целью во введении он рассказывает, что умеют компьютеры, какие они бывают, из чего состоят и как работают, какая бывает периферия, что такое ОС и другие программы и, наконец, для каких музыкальных приложений какие конфигурации компьютеров подойдут. Толковое, внятное и достаточно подробное изложение всего этого умещается менее чем на тридцати страницах. Изложение сопровождается фотографиями компьютерных комплектующих, а также упоминаниями таких экзотических вещей, как система команд мини-ЭВМ PDP-11 и красная клавиша "Стоп" на бытовой ПЭВМ "Электроника БК 0010". Читается просто здорово.

В первой главе можно узнать, как компьютер помогает композитору, как - музыковеду, звукорежиссеру, реставратору и т. д. Вторая глава повествует о методах оцифровки и синтеза звука. В третьей главе подробно и с самых азов рассказывается об интерфейсе MIDI, включая стандарт General MIDI и его расширения. При этом по-русски приводятся, по возможности, все названия инструментов, входящих в стандарт; некоторые, правда, неточно (в частности, "шакухачи" вместо "сякухаци" и "шамисэн" вместо сямисэн"). Да еще, насколько я знаю, acoustic bass обозначает не бас-гитару, как пишет автор, а контрабас со звукоизвлечением пальцевым щипком (потому и aсoustic, а не electric).

В четвертой и пятой главах рассматривается аппаратное обеспечение, необходимое музыканту: звуковые карты, MIDI-клавиатуры, кабели, внешние звуковые модули, микрофоны и т. д.

Эта книжка - одна из немногих, где достойное место занимает профессиональная программа - секвенсор Cubase. Целая глава, иллюстрированная множеством копий экрана, повествует об основных приемах и тонкостях работы с программой; особо следует отметить наличие списка горячих клавиш, который в справочной системе Cubase отсутствует, и потому о нем мало кто знает.

Программы записи и обработки звука представлены Sound Forge и CoolEdit Pro; также уделено внимание многоканальному сведению. Подробно описана программа Finale, которая является стандартом де-факто среди средств нотного набора, а также программа синтеза Csound.

Книга завершается весьма полезным словарем английских терминов.

Из недостатков (впрочем, довольно мелких) я бы отметил иностранный принцип верстки (абзацы без отступов), смешение стилей (кое-где мегабайты написаны по-русски, и рядом же мегагерцы по-английски), отсутствие цветных иллюстраций и невысокое качество бумаги. В остальном же верстка и редакция аккуратная: качество издания компьютерных книжек медленно, но верно повышается.

Подвести итог можно таким образом: это вторая необходимая книга для современного музыканта или человека смежной профессии. Первая упомянута в начале рецензии.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.