Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Караоке

Архив
автор : Александр Яковлев   15.08.2000

Рассказ о новом и дорогом интерактивном синтезаторе Casio MZ-2000. © «Компьютерра»

 [1]

Звонок мобильного телефона настиг меня в краю Калевалы, когда я разглядывал улицы Петрозаводска сквозь залитые дождем стекла "шевроле-каприс-классик-вагон", взятого на буксир автобусом ПАЗ.

Редактор "Компьюферры" известил меня о том, что "Ферма" должна была быть написана "вчера". А я, как нарочно, только что покинул своего знакомого, у которого были компьютер, Интернет и прочие блага цивилизации, дискету забыл в Москве, так что, когда допишу, прямо с ноутбуком поеду в Интернет-класс на улице Анохина, 20. А может, еще куда-нибудь.

Руководство от синтезатора Casio MZ-2000 я оставил в Москве, и потому никаких технических данных, кроме самой малости, здесь вы не найдете. Впрочем, их можно узнать на сайте производителя.

Эта громадная вещь уже недели две стояла в одном из кабинетов редакции и привлекала внимание некоторых прохожих; некоторых, потому что остальные уже давно привыкли к синтезаторам. Впрочем, из коридора был виден только толстый, крутой профиль, - музыку я скромно прятал в наушниках, а глазам тех, кто подходил ближе, открывалось вот что.

Пластмассовый корпус - цвета примерно темно-серый металлик; дизайн "мыльнично"-технологический. (Я не люблю слово "мыльничный", когда речь идет о бытовой технике, но иной эпитет подобрать затрудняюсь. Разве что "попсовый", который мне нравится не больше.) По краям вмонтированы трехполосные акустические системы, причем динамики не прикрыты общей декоративной панелью, а каждый оформлен отдельно. Меньше всего элементов управления и разъемов спереди: вход для микрофона, регулятор уровня чувствительности этого входа и выход для науш... простите, головных телефонов. [2] Сзади расположены разнообразные MIDI-входы/выходы, линейный выход, даже линейный вход (так что синтезатор можно использовать в качестве активных колонок), разъемы для подключения педалей, функции которым назначаются, разъем для подключения к интерфейсам RS-232 и RS-422 "To host" и т. д.

Клавиатура пятиоктавная, клавиши, разумеется, большие. Большой графический жидкокристаллический дисплей - монохромный, но выглядит цветным, потому что - синяя графика на желтоватом фоне. Дисковод. Масса кнопок без обозначений: их функции загораются на дисплее напротив самих кнопок. Ну и так далее. Слева от клавиатуры, кроме колес модуляции и сдвига высоты, расположена кнопка с назначаемым контроллером.

На этот раз фирма Casio решила сделать Нечто. В последние годы она приобрела имидж производителя дешевых интерактивных синтезаторов, поскольку многие устройства данного класса, выпускаемые ею, имели сэмплы, не превосходящие (или незначительно превосходящие) качеством то, что содержится в Creative Sound Blaster AWE32/64. И когда мне говорили о желании иметь интерактивный синтезатор и произносили слово "Casio", я морщился и говорил другие слова.

Действительно, звуковой модуль переработан коренным образом. Я не могу сказать, что был в большом восторге, но, по крайней мере, с разрядностью и частотой оцифровки все в порядке (это хорошо слышно на инструментах, звуки которых изобилуют высокими частотами, таких как ударные), а естественность звучания классических инструментов, скорее, воспринимается каждым индивидуально и зависит от вкуса. Но ведь синтезаторы не покупают по почте, их сначала слушают! Помню, хорошее впечатление у меня оставили звуки всех поперечных флейт, одного из театральных органов и рояля в октаву. Особенно последнего. А вот гитары, которые "дисторшн" и "овердрайв", сделаны слабо.

Тут надо сказать, что клавиатура чувствительна к послекасанию (не говоря уже о скорости нажатия!). Это здорово обогащает нюансировку партий флейты или, например, скрипки, которым можно в нужный момент добавить вибрато; а на синтетических инструментах вообще раздолье в этом смысле, потому что контроллер для послекасания можно назначать. Клавиатурная механика приятна и позволяет добиться большого динамического разнообразия. Напоминает клавиатуры Fatar.

У дисплея несколько режимов работы. В одном из них дисплей превращается в нотоносец, зажигающий ноты, которые ты нажимаешь, причем знаки альтерации расставляются в соответствии с аккордом, берущимся в левой части клавиатуры. Сам аккорд тоже распознается, и на дисплее высвечивается его буквенное изображение (например, A7). Думаю, эта функция (графического изображения нот) очень удобна, если хочется закрепить в памяти ассоциацию фортепианных клавиш с обозначением соответствующих им нот. Была бы она на всех синтезаторах...

Некоторые говорят про интерактивные синтезаторы: "Никакой это не синтезатор!" Подразумевая при этом, что синтезатором может называться лишь такой инструмент, который синтезирует звук, а не воспроизводит записанный, да еще, чтобы параметрами синтезируемых тембров можно было управлять. Casio MZ-2000 имеет такую функцию. Он позволяет брать волны различной формы, создавать им огибающие, смешивать друг с другом, менять атаку, затухание и другие параметры, при этом параметры меняются грубо с помощью ползунков и точно - с помощью кнопок (значения можно изменять по единицам), а на дисплее отображается форма волны, огибающей и все, что нужно. Полученным звукам можно присваивать имена и сохранять в банках. Кроме того, можно изменять параметры стандартных звуков.

Звуки, пользовательские стили настройки и т. п. сохраняются в памяти, которая питается от литиевой батарейки. Батарейки хватает лет на пять, а для ее замены, написано в руководстве, "следует обратиться к дилеру Casio", причем операция платная. Конечно, все можно сбрасывать на диск.

Кстати, о диске. Я взял несколько MIDI-файлов с www.midi.ru, записал на дискету, отформатированную под MS-DOS, и предложил синтезатору. Одни он исправно сыграл, а по поводу других выдал окошко и сказал, что может воспроизводить только SMF 0. Вот моя Yamaha PSR-630 может и SMF 1 и 2. Так что придется завести конвертор, если хочется использовать Casio для караоке.

Теперь о главном для интерактивного синтезатора - об автоаккомпанементе. Там есть три режима: аккорды Casio (можно задавать простейшие мажорные и минорные трезвучия и септаккорды с помощью двух или трех клавиш, из которых одна является основной нотой аккорда, а другие условно приняты для обозначения типа аккорда), обычный (аккорд состоит из тех нот, которые берутся в левой части клавиатуры) и полноклавиатурный (аккорд составляется на основе любых одновременно нажатых нот, при этом они звучат одновременно с автоматическим сопровождением). Вначале я ужасно разочаровался, поскольку синтезатор не распознавал обращений. Пусть мне нужен кадансовый квартсекстаккорд для тональности "до минор". Я беру "соль-ми-до" левой рукой, и партия баса должна играть "соль", а все остальные - "до-ми-соль", грубо говоря. Так вот, Casio вел себя так, как если бы я брал "до-ми-соль", и играл своим басом "до". Но потом я обнаружил целый раздел настроек, и там был пункт "On bass chords", после включения которого Casio - ура! - начал распознавать обращения, и даже аккорды с секстой (без которой при отключенной функции on bass chords он бы не отличил "до-ми-соль-ля" от "ля-до-ми-соль"). А еще в автоаккомпанементе есть режим, когда громкость некоторых партий сопровождения зависит от силы, с которой берется аккорд.

Арсенал автоаккомпанемента очень богат. Во-первых, каждый из ста двадцати стилей имеет четыре вариации. Этого с избытком хватит почти для любой песни. Каждый стиль имеет два вступления (длинное и короткое) и две концовки. Это позволяет избавиться от повторов, если нужно в течение короткого промежутка времени исполнить две песни, для которых хорошо подходит один и тот же стиль. Есть функция ритардандо, для которой задается изменение темпа и количество тактов, в течение которых происходит это изменение. Функция включается одной кнопкой. И есть функция плавного (с нуля) увеличения и уменьшения громкости автоаккомпанемента - то, что в английской терминологии называется fade in и fade out.

О чем еще рассказать? Ах да, интерфейс. Непривычно, что нет цифровой клавиатуры, чтобы задавать параметры по номерам, например, темп - 120. Из универсальных регуляторов - безупорный цифровой. Есть некоторые особенности. Тот же темп можно изменять с помощью двух специальных кнопок (больше/меньше). Но вот чтобы установить темп безупорным регулятором, нужно вначале нажать кнопку около дисплея, которая соответствует обозначению темпа и выделит его инверсно. Так же можно регулировать и другие параметры. А вообще звуки задаются так: вначале нажимается кнопка, соответствующая группе инструментов, на дисплее высвечиваются сами названия (каждый напротив какой-нибудь кнопки), и для дальнейшего выбора следует нажать эту кнопку. Можно и колесо повернуть; оно действует только в пределах группы. Аналогично и со стилями автоаккомпанемента.

Casio MZ-2000 имеет еще одну интересную особенность. Я заранее прошу прощения, поскольку не смогу перевести все термины на русский, а справочной литературы под рукой нет. Там есть drawbar organ, у него можно плавно регулировать громкость drawbars (кажется, регистров), которые есть в октаву, в две октавы, в квинту и т. д. - всего около восьми. Есть двадцать готовых органов (у них можно менять параметры), а можно делать и свои собственные. Так что, считайте, это еще и электроорган. Громкость регистров регулируется с помощью тех же плавных универсальных ползунков, которыми регулируются параметры синтезируемых звуков, а также уровни эффектов.

Встроенный эффект-процессор имеет массу разных эффектов и позволяет включать в цепочку, если не ошибаюсь, до шести штук (при этом два фиксированных - хорус и реверберация, а остальные можно выбирать). Есть эквалайзер. Есть гармонизатор, добавляющий к партии правой руки нотки в соответствии с гармонией, задаваемой в левой, и типом гармонизации.

Получается не "Ферма", а какое-то беглое перечисление, за которое меня опять будет ругать Евгений Козловский. Я уж тогда коротко упомяну, что есть многодорожечный секвенсор, который позволяет редактировать партии и даже вводить их пошагово, отображая нотки на дисплее; что есть банки памяти для вызова серии настроек одним нажатием; что выбор каждой группы инструментов сопровождается появлением картинки типичного инструмента этой группы. И что трудно найти что-нибудь, чего бы не было в MZ-2000, разве вот только "Тетриса".

Если кто-нибудь из читателей знает, как правильно обозвать то, о чем я сейчас скажу, пусть мне напишет, я буду очень признателен. У пианино и рояля это всегда называлось правой педалью. Она отпускает демпферы, и, таким образом, струны остаются звучать и после отпускания клавиш. По-английски эта функция называется "sustain", но как по-русски?.. А сказать я хотел вот о чем: кажется, этот Casio требует своей педали. Они бывают двух типов: одна работает на размыкание, другая на замыкание. В PSR-630 есть переключение типа педали, и потому сгодится любая. Здесь я его не нашел, но, вполне вероятно, плохо искал - руководство такое толстое...

Конечно, можно подключать и левую педаль (которая уже не "включено/выключено", а "больше/меньше"). И каждой из педалей можно назначать разные функции (например, управление автоаккомпанементом)... Какая прелесть, что есть портаменто. Впрочем, я опять начал скатываться на перечисление...

...С жиру можно взбеситься, владея этим MZ-2000. Полифония 64-голосная. Тембров пятьсот или шестьсот. Тому, кому понравится эта игрушка и у кого есть в кармане тысяча с лишком долларов, ее хватит очень надолго. Если не навсегда.



1 (обратно к тексту) - Оркестр без голоса (яп.).

2 (обратно к тексту) - Странно видеть перебитые многоточиями слова. Если они не написаны или не произнесены. Ведь все, что на компьютере, можно исправить, да и набор на линотипе тоже. И все-таки мы иногда прибегаем к такому приему.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.