Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Информационные технологии в зеркале метафор

Архив
автор : ЮРИЙ ФИЛИППОВИЧ    08.08.2000

Метафора [1] как всеобщее явление присутствует в практической, научной и художественной речи. Подчеркнем важность метафоры в области проектирования информационных технологий, приведя в качестве примера оценку, данную Марвином Минским (Marvin Minsky) - автором теории фреймов (сценариев, в контексте которых изучаются предметные и событийные объекты). В его системе присутствуют аналогии, основанные на ключевой метафоре: "Такие аналогии порою дают нам возможность увидеть какой-либо предмет или идею как бы "в свете" другого предмета или идеи, что позволяет применить знание и опыт, приобретенные в одной области, для решения проблем в другой области. Именно таким образом осуществляется распространение знаний от одной научной парадигмы к другой. Так, мы все более и более привыкаем рассматривать газы и жидкости как совокупности частиц, частицы - как волны, а волны - как поверхности расширяющихся сфер" [5]. Метафора, по Минскому, является механизмом образования вероятностных межфреймовых отношений, которые приводят к образованию нового знания.


Целью исследования метафоры в предметной области "Информатика и вычислительная техника" является обнаружение закономерностей использования метафорических моделей в процессе проектирования информационных технологий и систем, а также обеспечение проектировщика методикой, позволяющей: а) выявлять метафорические образы, потенциально применимые к предмету проектирования, и б) конструировать (выбирать) метафорические модели для различных этапов и стадий его существования.

Для этой работы был создан словарь метафор информационных технологий, выпущенный в электронной и печатной формах. Электронная форма основана на программе автоматизированного построения словаря метафор FineStyle [3]. Словарь состоит из двух частей. В части "От термина к метафоре" словарные статьи сгруппированы по рубрикам терминов. В части "От метафоры к термину" статьи группируются по метафорическим моделям. Наиболее интересен для изучения метафорического описания термина контекст, в котором используется метафора. Так как словарь построен на реальных примерах, то словарная статья содержит информацию об источнике и авторе контекста.



Вот, к примеру, образцы контекстов, в которых используются метафоры "лошадь" и "обезьяна".

Лошадь

1) Пакет HoloDozo 1.0

Пакет HoloDozo 1.0 компании M.M.M. Software (www.mmmsoft.com) - это "лошадь другой масти".

("Мир ПК" .6, 1997. Джим Хейд, "Все звезды".)

2) Программный продукт

Обе программы тестировались на компьютерах с Windows 95 и Windows 98, обе в "упряжке" с Internet Explorer 4.0.

("Софт Маркет" .31, 3 августа 1998, с. 8. "На волю, в пампасы!".)

3) Технология АТМ

Однако она поставила не на ту лошадь, так как ATM не приобрел большой популярности в локальных сетях.

("LAN Magazine" .3, 1998. Ник Липпис, "Поставщики крупных систем - сократите сетевые дивизионы!".)

4) Центральный процессор

Представьте себе, что центральные процессоры - это лошади.

("Мир ПК" .1, 1997. "Система, которая всегда успевает".)

Обезьяна

Текстовый редактор

Если Microsoft Word можно сравнить с 800-фунтовой гориллой, то Yeah Write - с маленькой обезьянкой.

("Мир ПК" .5, 1998. Гарри Мак-Крэкен, Линкольн Спектор, Мэтт Лей, "Лучшие бесплатные ресурсы сети".)

Исследование метафор проводилось на статьях компьютерных журналов "Мир ПК", "Сети", "Софт Маркет", "Открытые системы", "СУБД", "Computer World", "LAN Magazine" и др. Метафорическая модель предметной области построена на основе анализа 420 журнальных статей. Общее число метафор, включенных в анализ, представлено в 500 контекстах. Распределение числа использованных метафорических переносов по дескрипторам приведено на рис. 1.

Наиболее часто используемой является модель "Человек". Велик соблазн наделить компьютер человеческими качествами: компьютер "думает", "засыпает", "заболевает" и т. д. Но из-за своей широкой распространенности метафоры этой модели являются "избитыми".

Следующая по частоте использования модель - "Животное". Области терминов, которые описывает эта модель, представлены на рис. 2.

Из рисунка видно, что данной моделью описывается в первую очередь программное обеспечение. В большинстве случаев программному обеспечению присваивалось свойство "прожорливости" по отношению к системным ресурсам. В область "Услуги" попадают термины, касающиеся сетей, в частности, сети Internet. Как видно из диаграммы на рис. 2, многие объекты этой области наделены качествами животных.

Еще одной часто употребляемой моделью является "Война". Эта модель присутствует в описании конкуренции между фирмами-производителями компьютерного оборудования (например, фирма завоевала рынок), между различными видами компьютерных технологий (используются такие метафоры, как одержать победу, атаковать). Модель также используется для описания большого числа каких-либо объектов (например, армия процессоров), а также при сравнительном анализе программных продуктов, аппаратного обеспечения и т. д. Часто программные продукты, а иногда и аппаратное обеспечение называют оружием. Например, следующий контекст содержит в себе сразу две метафоры: "Microsoft начала новое наступление на фронте систем управления сетью, и ее главным оружием стал сервер управления системами (Systems Management Server, SMS)". ["Сети" .4, 1997. Кристин Бернс, "SMS займется управлением сетью"]. На рис. 3 представлены основные понятия, свойства которых переносятся на семантическую модель "Война".

Посмотрим теперь, какие метафоры наиболее употребительны для описания тех или иных понятий из области ИТ. Начнем с раздела "Программное обеспечение" (см. рис. 4). Чаще всего термины этого раздела описываются метафорами модели "Человек". Последовательность действий программы рассматривается как поведение человека, требования к аппаратным и программным ресурсам - как характер человека, назначение программы - как профессия человека. На естественный ответ "не хочу" она отреагировала на манер капризной девушки: молча развернулась и ушла. ["Софт Маркет" .31, 3 августа 1998, с. 8. "На волю, в пампасы!"]

Метафорическая модель "Объект" трактует "Программное обеспечение" как предмет. Программу можно установить, можно уронить, можно перенести. Тогда почему же она (WIN 98. - Прим. ред.) у меня трижды "грохнулась" во время инсталляции. ["Софт Маркет" .31, 3 августа 1998, с. 6. Новости.]

Использование программным продуктом системных ресурсов часто именуется "пожиранием".

В модели "Война" программные средства выступают в качестве оружия. Кроме того, вы сможете выполнять даже более сложные задачи, такие как отслеживание перемещений пользователя, "вооруженного" браузером, по страницам вашего Web-узла. ("Мир ПК" .3, 1998. Джим Хейд, "FileMaker Pro 4.0".)

Программные средства также рассматриваются как автомобиль, организм, государство и т. п.

Следующим по частоте классом понятий, описываемым метафорами, является раздел "Услуги". В состав этого раздела входят сети, в том числе Интернет, которому уделено наибольшее внимание. На рис. 5 показаны метафорические модели, используемые для описания раздела "Услуги". Основной метафорической моделью, описывающей этот раздел, является "Пространство". Метафоры этой модели в основном относятся к описанию Интернета. Процесс поиска информации в сети описывается, как прогулка, брожение, путешествие. Бесцельное брожение по просторам Сети стало любимым занятием тысяч, если уже не миллионов людей. ["Софт Маркет" .31, 3 августа 1998, с. 12. "Умение находить".] Сама Сеть - просторы, лес. Найденные ссылки с нужной информацией - грибы. Основным свойством Интернета, которое чаще всего описывается метафорами, является глобальность (необъятность). Метафоры, обладающие этим свойством, - океан (в основном безбрежный), просторы, стихия, бурлящий поток и т. д. Мировую компьютерную сеть часто сравнивают с океаном, а общение с ней - с погружением в непрерывно обновляемые воды. ["Мир ПК" .2, 1998. Елена Шашенкова, "Компьютерная лирика на тему Большой энциклопедии".]

ЖИВОТНОЕ. Метафорическая модель

Виды животных
Живое существоСтрока (1), клавиатура (1)
ЛошадьЦентральный процессор (1), технология АТМ (1), программный продукт (1), пакет HoloDozo 1.0 (1)
БегемотФирма Microsoft (1); продукты, аналогичные оптической библиотеке M2522 (1)
Животное хвостатоеФирма-производитель компьютеров (1)
ОбезьянаТекстовый редактор (1)
Дойная короваСеть Интернет (1)
ВерблюдПрограммный продукт (1)
ЛошадкаКомпьютер PowerBook G3 (1)
Животное
ЖивотноеДрайвер(1), устройство (1)
Животное из зоопаркаПрограмма-вирус (1)
Состояние животного
Существо слышащееМультимедийный монитор (1)
Старая заезженная клячаПК (1)
Животное дрессируемоеПО-переводчик (1)
Характер животного
Животное прожорливоеПрограммный продукт (3), неоптимизированный код (1), Photoshop (1), программное обеспечение (2), мультимедийный трафик (1), монитор (1), магистрали Интернета (1), карманный ПК (1), задача (1), базы данных (1)
Живое существоСеть (1)
Дикое животноеПрограмма-вирус (1)
"Едок"ПК (1)
Прожорливое существоКомпилятор GNAT (1)


Модель "Организм" в основном используется для описания корпоративной сети. Развитие сети - процесс роста организма, служба каталогов - центральная нервная система. Сама сеть - хребет. В настоящий момент "хребтом" базовых систем обработки информации во многих больших организациях является локальная сеть, которая постепенно занимает такое же место и в фирмах меньшего размера.["Открытые системы" .3, 1995. В. И. Беляев, "Безопасность в распределенных системах".]

Мы постарались привлечь внимание читателя к проблеме изучения метафорики, относящейся к информационным технологиям. Здесь можно выделить две важные задачи - системную инвентаризацию метафоры и создание электронного инструментария метафоризации. Примеры, приведенные в статье, относятся к первой из этих задач. Программные средства, использованные для построения этих примеров, можно рассматривать как начальные шаги к решению второй задачи.

Литература

[1] А. Н. Баранов. Очерк когнитивной теории метафоры // А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов. Русская политическая метафора (материалы к словарю). - М.: ИРЯ АН СССР, 1991, с. 184-193.

[2] Макс Блэк. Метафора // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990, с. 153-172 (перевод статьи Мах Black. Metaphor. -In: М. Black. Models and Metaphor. Studies in Language and Philosophy, lthaca-London, Comell University Press, 1962, p. 25-47).

[3] Н. В. Давыдова. Система автоматизированного построения словаря метафор - FineStyle / Дипломный проект. МГТУ им. Н. Э. Баумана, каф. АСОИУ. Рук. Ю. Н. Филиппович. М., 1999.

[4] Д. Лакофф, М. Джонсон. Метафоры, которыми мы живем. Пер. с англ. Н. В. Нерцова. George Lakoff, Mark Johnson. Metaphors We Live By. Chicago, University of Chicago Press, 1980.

[5] Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного // Новое в зарубежной лингвистике, вып. XXIII: Когнитивные аспекты языка. М.: 1988, с. 291-292.

[6] Ю. Н. Филиппович. Интеграция предмета, образа и субъекта в концептуальном проектировании информационных технологий и систем. // Интеллектуальные технологии и системы. Сборник статей аспирантов, стажеров и студентов. Выпуск 1/ Сост. и ред. Ю. Н. Филипповича. М.: Изд-во МГТУ им Н. Э. Баумана, 1998.



1 (обратно к тексту) - Метафора (от греч. metaphora - перенесение), перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов [БЭ КМ, 1998].





Об авторе: Юрий Филиппович - кандидат технических наук, доцент кафедры Автоматизированные системы обработки информации и управления МГТУ им. Н. Э. Баумана и кафедры Информационные технологии Московского государственного университета печати, имеет более шестидесяти публикаций в области компьютерной лингвистики, искусственного интеллекта, информатики.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.