Информационные технологии в зеркале метафор
АрхивМетафора [1] как всеобщее явление присутствует в практической, научной и художественной речи. Подчеркнем важность метафоры в области проектирования информационных технологий, приведя в качестве примера оценку, данную Марвином Минским (Marvin Minsky) - автором теории фреймов (сценариев, в контексте которых изучаются предметные и событийные объекты). В его системе присутствуют аналогии, основанные на ключевой метафоре: "Такие аналогии порою дают нам возможность увидеть какой-либо предмет или идею как бы "в свете" другого предмета или идеи, что позволяет применить знание и опыт, приобретенные в одной области, для решения проблем в другой области. Именно таким образом осуществляется распространение знаний от одной научной парадигмы к другой. Так, мы все более и более привыкаем рассматривать газы и жидкости как совокупности частиц, частицы - как волны, а волны - как поверхности расширяющихся сфер" [5]. Метафора, по Минскому, является механизмом образования вероятностных межфреймовых отношений, которые приводят к образованию нового знания.
Целью исследования метафоры в предметной области "Информатика и вычислительная техника" является обнаружение закономерностей использования метафорических моделей в процессе проектирования информационных технологий и систем, а также обеспечение проектировщика методикой, позволяющей: а) выявлять метафорические образы, потенциально применимые к предмету проектирования, и б) конструировать (выбирать) метафорические модели для различных этапов и стадий его существования.
Для этой работы был создан словарь метафор информационных технологий, выпущенный в электронной и печатной формах. Электронная форма основана на программе автоматизированного построения словаря метафор FineStyle [3]. Словарь состоит из двух частей. В части "От термина к метафоре" словарные статьи сгруппированы по рубрикам терминов. В части "От метафоры к термину" статьи группируются по метафорическим моделям. Наиболее интересен для изучения метафорического описания термина контекст, в котором используется метафора. Так как словарь построен на реальных примерах, то словарная статья содержит информацию об источнике и авторе контекста.
Вот, к примеру, образцы контекстов, в которых используются метафоры "лошадь" и "обезьяна".
Лошадь
1) Пакет HoloDozo 1.0
Пакет HoloDozo 1.0 компании M.M.M. Software (www.mmmsoft.com) - это "лошадь другой масти".
("Мир ПК" .6, 1997. Джим Хейд, "Все звезды".)
2) Программный продукт
Обе программы тестировались на компьютерах с Windows 95 и Windows 98, обе в "упряжке" с Internet Explorer 4.0.
("Софт Маркет" .31, 3 августа 1998, с. 8. "На волю, в пампасы!".)
3) Технология АТМ
Однако она поставила не на ту лошадь, так как ATM не приобрел большой популярности в локальных сетях.
("LAN Magazine" .3, 1998. Ник Липпис, "Поставщики крупных систем - сократите сетевые дивизионы!".)
4) Центральный процессор
Представьте себе, что центральные процессоры - это лошади.
("Мир ПК" .1, 1997. "Система, которая всегда успевает".)
Обезьяна
Текстовый редактор
Если Microsoft Word можно сравнить с 800-фунтовой гориллой, то Yeah Write - с маленькой обезьянкой.
("Мир ПК" .5, 1998. Гарри Мак-Крэкен, Линкольн Спектор, Мэтт Лей, "Лучшие бесплатные ресурсы сети".)
Исследование метафор проводилось на статьях компьютерных журналов "Мир ПК", "Сети", "Софт Маркет", "Открытые системы", "СУБД", "Computer World", "LAN Magazine" и др. Метафорическая модель предметной области построена на основе анализа 420 журнальных статей. Общее число метафор, включенных в анализ, представлено в 500 контекстах. Распределение числа использованных метафорических переносов по дескрипторам приведено на рис. 1.
Наиболее часто используемой является модель "Человек". Велик соблазн наделить компьютер человеческими качествами: компьютер "думает", "засыпает", "заболевает" и т. д. Но из-за своей широкой распространенности метафоры этой модели являются "избитыми".
Следующая по частоте использования модель - "Животное". Области терминов, которые описывает эта модель, представлены на рис. 2.
Из рисунка видно, что данной моделью описывается в первую очередь программное обеспечение. В большинстве случаев программному обеспечению присваивалось свойство "прожорливости" по отношению к системным ресурсам. В область "Услуги" попадают термины, касающиеся сетей, в частности, сети Internet. Как видно из диаграммы на рис. 2, многие объекты этой области наделены качествами животных.
Еще одной часто употребляемой моделью является "Война". Эта модель присутствует в описании конкуренции между фирмами-производителями компьютерного оборудования (например, фирма завоевала рынок), между различными видами компьютерных технологий (используются такие метафоры, как одержать победу, атаковать). Модель также используется для описания большого числа каких-либо объектов (например, армия процессоров), а также при сравнительном анализе программных продуктов, аппаратного обеспечения и т. д. Часто программные продукты, а иногда и аппаратное обеспечение называют оружием. Например, следующий контекст содержит в себе сразу две метафоры: "Microsoft начала новое наступление на фронте систем управления сетью, и ее главным оружием стал сервер управления системами (Systems Management Server, SMS)". ["Сети" .4, 1997. Кристин Бернс, "SMS займется управлением сетью"]. На рис. 3 представлены основные понятия, свойства которых переносятся на семантическую модель "Война".
Посмотрим теперь, какие метафоры наиболее употребительны для описания тех или иных понятий из области ИТ. Начнем с раздела "Программное обеспечение" (см. рис. 4). Чаще всего термины этого раздела описываются метафорами модели "Человек". Последовательность действий программы рассматривается как поведение человека, требования к аппаратным и программным ресурсам - как характер человека, назначение программы - как профессия человека. На естественный ответ "не хочу" она отреагировала на манер капризной девушки: молча развернулась и ушла. ["Софт Маркет" .31, 3 августа 1998, с. 8. "На волю, в пампасы!"]
Метафорическая модель "Объект" трактует "Программное обеспечение" как предмет. Программу можно установить, можно уронить, можно перенести. Тогда почему же она (WIN 98. - Прим. ред.) у меня трижды "грохнулась" во время инсталляции. ["Софт Маркет" .31, 3 августа 1998, с. 6. Новости.]
Использование программным продуктом системных ресурсов часто именуется "пожиранием".
В модели "Война" программные средства выступают в качестве оружия. Кроме того, вы сможете выполнять даже более сложные задачи, такие как отслеживание перемещений пользователя, "вооруженного" браузером, по страницам вашего Web-узла. ("Мир ПК" .3, 1998. Джим Хейд, "FileMaker Pro 4.0".)
Программные средства также рассматриваются как автомобиль, организм, государство и т. п.
Следующим по частоте классом понятий, описываемым метафорами, является раздел "Услуги". В состав этого раздела входят сети, в том числе Интернет, которому уделено наибольшее внимание. На рис. 5 показаны метафорические модели, используемые для описания раздела "Услуги". Основной метафорической моделью, описывающей этот раздел, является "Пространство". Метафоры этой модели в основном относятся к описанию Интернета. Процесс поиска информации в сети описывается, как прогулка, брожение, путешествие. Бесцельное брожение по просторам Сети стало любимым занятием тысяч, если уже не миллионов людей. ["Софт Маркет" .31, 3 августа 1998, с. 12. "Умение находить".] Сама Сеть - просторы, лес. Найденные ссылки с нужной информацией - грибы. Основным свойством Интернета, которое чаще всего описывается метафорами, является глобальность (необъятность). Метафоры, обладающие этим свойством, - океан (в основном безбрежный), просторы, стихия, бурлящий поток и т. д. Мировую компьютерную сеть часто сравнивают с океаном, а общение с ней - с погружением в непрерывно обновляемые воды. ["Мир ПК" .2, 1998. Елена Шашенкова, "Компьютерная лирика на тему Большой энциклопедии".]
ЖИВОТНОЕ. Метафорическая модель
Виды животных | |
Живое существо | Строка (1), клавиатура (1) |
Лошадь | Центральный процессор (1), технология АТМ (1), программный продукт (1), пакет HoloDozo 1.0 (1) |
Бегемот | Фирма Microsoft (1); продукты, аналогичные оптической библиотеке M2522 (1) |
Животное хвостатое | Фирма-производитель компьютеров (1) |
Обезьяна | Текстовый редактор (1) |
Дойная корова | Сеть Интернет (1) |
Верблюд | Программный продукт (1) |
Лошадка | Компьютер PowerBook G3 (1) |
Животное | |
Животное | Драйвер(1), устройство (1) |
Животное из зоопарка | Программа-вирус (1) |
Состояние животного | |
Существо слышащее | Мультимедийный монитор (1) |
Старая заезженная кляча | ПК (1) |
Животное дрессируемое | ПО-переводчик (1) |
Характер животного | |
Животное прожорливое | Программный продукт (3), неоптимизированный код (1), Photoshop (1), программное обеспечение (2), мультимедийный трафик (1), монитор (1), магистрали Интернета (1), карманный ПК (1), задача (1), базы данных (1) |
Живое существо | Сеть (1) |
Дикое животное | Программа-вирус (1) |
"Едок" | ПК (1) |
Прожорливое существо | Компилятор GNAT (1) |
Модель "Организм" в основном используется для описания корпоративной сети. Развитие сети - процесс роста организма, служба каталогов - центральная нервная система. Сама сеть - хребет. В настоящий момент "хребтом" базовых систем обработки информации во многих больших организациях является локальная сеть, которая постепенно занимает такое же место и в фирмах меньшего размера.["Открытые системы" .3, 1995. В. И. Беляев, "Безопасность в распределенных системах".]
Мы постарались привлечь внимание читателя к проблеме изучения метафорики, относящейся к информационным технологиям. Здесь можно выделить две важные задачи - системную инвентаризацию метафоры и создание электронного инструментария метафоризации. Примеры, приведенные в статье, относятся к первой из этих задач. Программные средства, использованные для построения этих примеров, можно рассматривать как начальные шаги к решению второй задачи.
Литература
[1] А. Н. Баранов. Очерк когнитивной теории метафоры // А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов. Русская политическая метафора (материалы к словарю). - М.: ИРЯ АН СССР, 1991, с. 184-193.
[2] Макс Блэк. Метафора // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990, с. 153-172 (перевод статьи Мах Black. Metaphor. -In: М. Black. Models and Metaphor. Studies in Language and Philosophy, lthaca-London, Comell University Press, 1962, p. 25-47).
[3] Н. В. Давыдова. Система автоматизированного построения словаря метафор - FineStyle / Дипломный проект. МГТУ им. Н. Э. Баумана, каф. АСОИУ. Рук. Ю. Н. Филиппович. М., 1999.
[4] Д. Лакофф, М. Джонсон. Метафоры, которыми мы живем. Пер. с англ. Н. В. Нерцова. George Lakoff, Mark Johnson. Metaphors We Live By. Chicago, University of Chicago Press, 1980.
[5] Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного // Новое в зарубежной лингвистике, вып. XXIII: Когнитивные аспекты языка. М.: 1988, с. 291-292.
[6] Ю. Н. Филиппович. Интеграция предмета, образа и субъекта в концептуальном проектировании информационных технологий и систем. // Интеллектуальные технологии и системы. Сборник статей аспирантов, стажеров и студентов. Выпуск 1/ Сост. и ред. Ю. Н. Филипповича. М.: Изд-во МГТУ им Н. Э. Баумана, 1998.
1 (обратно к тексту) - Метафора (от греч. metaphora - перенесение), перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов [БЭ КМ, 1998].
Об авторе: Юрий Филиппович - кандидат технических наук, доцент кафедры Автоматизированные системы обработки информации и управления МГТУ им. Н. Э. Баумана и кафедры Информационные технологии Московского государственного университета печати, имеет более шестидесяти публикаций в области компьютерной лингвистики, искусственного интеллекта, информатики.