Дело Napster живет и побеждает<br>Графстанция из игровых приставок<br>Квадратные яблоки<br>Тарарам с RDRAM<br>Via договорилась с Intel<br>За чипами больше не занимать
АрхивНа минуту хочется отвлечься от Интернета, компьютерного железа и софта и воспеть хвалу бытовым кондиционерам. Без этих маленьких победителей климата лучшие мозги в Кремниевой Долине, не говоря уже о Юго-Восточной Азии, давно бы расплавились, не выдержав июльской жары. Не будь их, эта колонка оказалась бы пустой. А вот в некоторых адвокатских конторах, судя по всему, кондиционеров не хватает, или же там их выключают специально. И результатом являются перегретые достижения юридической мысли.
Которые, собственно говоря, не имеют ничего общего с технологиями. Но поскольку шуму очень много, не упомянуть о них нельзя. Над известной компанией Napster, устроившей обмен музыкальными файлами, тучи в июле ходили особенно низко. Чувствуя приближение грозы, компания наняла нового адвоката, ранее отличившегося в борьбе с Microsoft. Но это не помогло - в конце месяца американская Фемида в лице непоколебимого судьи Мэрилин Пател наложила запрет на деятельность Napster (см. в бумажной версии новость "Napster пал"). На робкие возражения защиты, указующей на прецедент с оправданным MP3-плейером Rio, железная леди отвечала твердо и даже не очень вежливо. Так что Napster пришлось свой сервис закрыть. Интересно, что с практической точки зрения для звукозаписывающей отрасли это мало что значит - народ, вошедший во вкус бесплатного обмена файлами, переключился на децентрализованные службы типа Gnutella, которые контролю не поддаются по определению. А компьютерная пресса, освещавшая конфликт RIAA и Napster, сделала альтернативным сервисам хорошую и, главное, бесплатную рекламу.
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало, а лучшим средством утешения дитятей всех возрастов являются, как известно, игровые приставки. И здесь в июле появились кое-какие новости. Microsoft объявила, что вложит в маркетинг своей Xbox, которая должна появиться осенью следующего года, более полумиллиарда долларов - ни один из продуктов компании не удостаивался такой внушительной суммы. Интересно, что по внутреннему устройству игровая консоль фактически будет представлять собой ПК (Pentium III, 64 Мбайт RAM, 8-гигабайтный диск и особая видеокарта от Nvidia). Приставки обычно продаются за половину себестоимости (производители, простите за каламбур, отыгрываются на играх), и Microsoft придется немало потрудиться, защищаясь от самоделкиных, которые превращают игровую коробочку в полноценный компьютер.
Компания Sony, у которой PlayStation 2 расходятся, как горячие пирожки, решила пойти в сторону, прямо противоположную курсу Microsoft, и сделать быструю графическую станцию на основе элементов своей игровой приставки (см. в бумажной версии новость "Игра в кубики"). Компьютер под названием GSСube, состоящий из внутренностей шестнадцати PlayStation 2 и в десять раз превосходящий ее по графической производительности, выйдет весной будущего года. Судя по предполагаемой покупательской аудитории (киностудии и центры разработки игрового ПО), его цена лучше всего будет определяться пятибуквенным выражением: ого-го! Следующие версии GSСube, обещает Sony, будут в сто раз быстрее PlayStation 2.
Однако поисками в области кубизма увлеклась не только Sony. К выставке "Macworld Expo", что случилась в середине июля в Нью-Йорке, в саду Apple созрели новые яблоки G4 Cube. Впрочем фирма представила и другие достижения плодовых культур - новые модификации iMac, а также двухпроцессорные системы PowerMac. Причем некоторые модели последних в однопроцессорном варианте не предусмотрены - или два, или ничего. A у Microsoft вот-вот созреет Office:mac - его третья бета-версия на "Macworld Expo" приводила всех в восторг своими истинно "яблочными" свойствами.
После фруктового разнообразия мир ПК кажется серым и скучным. Но это только на первый взгляд. Далеко идущие выводы здесь можно сделать на основании самых абстрактных наблюдений. Взгляните, например, на курс акций компании Rambus. По нему можно точно определить, как корпорация Intel относится к памяти Rambus DRAM. В конце июля акции пошли вниз, отметив, возможно, поворотный момент в долгой и запутанной истории. Intel заявила, что ее Pentium 4 будет работать не только с Rambus DRAM, но и с обычной SDRAM PC-133. Соответствующий чипсет должен появиться в следующем году. А там, глядишь, и признание DDR SDRAM не за горами. Как свидетельствуют тесты, чипсет i815 c PC-133 SDRAM оказывается более быстрым решением, чем i820 и Rambus DRAM. Самое интересное, что эти результаты опубликованы на... сайте Intel, правда, на разных страницах.
Видя такой поворот, фирма Rambus (которая сама память не производит, а только ее придумывает) изыскивает дополнительные источники дохода. Не так давно она подала в суд на ряд компаний, изготовляющих обыкновенную SDRAM, за нарушение своих стародавних патентов. Иск, который сначала казался курьезом, неожиданно был выигран почти без боя. Не доводя дело до суда, Toshiba и Hitachi согласились платить отчисления Rambus. К ним только что присоединилась компания Oki, также захотевшая поделиться с Rambus частью своих доходов.
Вообще, если исключить историю с Napster, июль можно назвать месяцем перемирий и соглашений в компьютерной отрасли. Ну кто бы мог подумать, что Intel и VIA когда-нибудь договорятся друг с другом. Удивительно, но они смогли утрясти большую часть вопросов, связанных с "чипсетными" исками Intel, поданными в США, Англии и Сингапуре. За не известную широкой публике сумму плюс ежеквартальные отчисления VIA получила от Intel лицензию на изготовление чипсетов для Pentium III. Теперь у Intel остались претензии только в той части, что Via использует ее интеллектуальную собственность в чипсетах для процессоров AMD.
Соревнование процессоров Pentium III и Athlon меж тем продолжается. В конце месяца Intel выпустила чип с частотой 1,13 ГГц, а процессор AMD с частотой 1,1 ГГц должен пополнить августовскую "Summa Technologiae". Впрочем, высокоскоростные Pentium III представляют скорее чисто академический интерес, и не потому, что достаточно дороги, а потому, что их трудно найти. Компании пока не удалось преодолеть дефицит своих процессоров.
Эта ситуация, впрочем, характерна не только для Intel, здесь она выглядит лишь более выпукло. Нехватка компонентов, неудовлетворенный спрос и отложенные заказы стали одной из главных проблем для компьютерной отрасли. Летом дефицит обострился еще больше, и конца-края ему не видно. Micron уже заявила, что не будет продавать память дешевле восьми долларов за 64 Мбит (в марте было шесть долларов). Следует ожидать, что цены на другие компоненты также могут поползти вверх. Вот так старая беда социализма поразила капиталистическую экономику.