Лепота!
АрхивБольшинство людей, далеких от вычислительной техники, уверены, что компьютеры всегда были эдакими "серыми коробами" и лишь благодаря компании Apple, выпустившей несколько лет назад свой iMac, возникла тенденция к улучшению не только начинки, но и внешнего вида компьютеров. Тогда же, якобы, появилось и новое направление в промышленном дизайне - дизайн корпусов компьютеров, - а "концепт-писи" и "концепт-неписи" стали появляться как грибы после дождя, не реже, чем концепт-кары от разных там Ferrari и Lamborghini. Однако это мнение ошибочно.
Человечество всегда тянулось к прекрасному, и всегда находились люди, желавшие приукрасить окружающую действительность, - а к ним (согласно известной марксовой формуле) сразу же липли личности, знающие, как на этом заработать деньги. Большие деньги.
Еще в ту пору, когда в России сочиняли анекдоты про малиновые системные блоки и клавиатуры с "во-от такой распальцовкой", смекалистые немецкие парни поняли, что на желании особо крутых пацанов повыпендриваться перед братанами можно здорово поживиться, а поняв сей нехитрый факт, подтвержденный аксиомой про спрос, который порождает предложение ("чем тебя породил..."), начали быстренько пилить разнообразные деревяшечки, полировать их да клеить из палочек и реечек корпуса красоты необузданной (рис. 1).
Естественно, для полноты эксклюзива использовались только цельные пластины самых дорогих пород дерева (включая капу, применяемую для внутренней отделки автомобилей класса люкс; рис. 2). Каждый экземпляр производился на специальном цифровом деревообрабатывающем оборудовании, а окончательная доводка выполнялась, конечно, вручную. Начинка подобных комодиков выбиралась тоже строго индивидуально, хотя я думаю, что как раз здесь-то было непросто проявить оригинальность: очевидно, что человек, заказывающий компьютерный корпус стоимостью под 18 тысяч марок (около 12 тысяч долларов), мог позволить себе поставить туда только самый расшестисотый из шестисотых пентиумов и прочие комплектующие под стать процессору (рис. 3).
Сейчас, в пору расцвета биодизайна, все эти эстетские потуги смотрятся нелепо, но ведь как было бы круто даже и по нынешним временам поиметь в дому резной, красного дерева... нет, не рояль. Компьютер. Пожалуйста - залезаем на www.neuhaus.ru/vip/comp.htm и выбираем все, что душеньке угодно, - от мышки за 320 долларов (рис. 4) до 14,5-дюймового ЖК-монитора за, всего-навсего, шесть с половиной тысяч (рис. 5).
Так что вовсе не iMac был первой ласточкой в рестайлинге компьютеров - просто парни из надкусанного яблока на пятнадцать минут раньше остальных крупных игроков почуяли, что спрос на красоту форм перестал быть уделом богатых чудаков-одиночек. Рядовой потребитель еще не догадывался, чего он хочет, а в недрах Apple уже был запущен пилотный проект, который, как обычно, должен был перевернуть мир - и перевернул его.
Провозвестником массового промдизайна "от Apple" стал объявленный весной 1997 года 20th Anniversary Macintosh, выпущенный к двадцатилетию фирмы (рис. 6). При весьма слабой даже по тогдашним временам начинке его отличали уникальный дизайн корпуса, потрясающая акустическая система от Bose (рис. 7) и... ограниченное число экземпляров. Игрушка стоила поначалу около 10 килобаксов [1] и явно была рассчитана на все тех же богатых чудаков-фанатиков. В том же году Apple объявила и самую, пожалуй, провальную свою модель - eMate 300. Рассчитанная на школьный рынок и построенная на базе Newton'a, только с клавиатурой, машинка получилась медленной, неудобной и чрезвычайно дорогой, однако в ней впервые мелькнули черты будущих iMac и iBook.
Ну а потом грянул август 1998 года [2]. На прилавках появились iMac (фото, думаю, давать излишне), и американцы вспомнили, что такое очереди. Бешеный успех мармеладного дизайна привел к моментальному заполнению рынка периферией, клонами и даже... стаканчиками для цветов (!), выдержанными в том же стиле. Не замедлило последовать и продолжение от Apple - новые G3 в обтекаемых корпусах, ЖК-мониторы ранее невиданных форм, iBook, занявший место eMate...
Именно инновационный дизайн позволил Apple выйти из затяжного кризиса и изрядно упрочить финансовые позиции. Но помимо этого, в умах потребителей наконец-то случился переворот, и персональные компьютеры перестали рассматриваться как промышленный объект, непонятным образом очутившийся в доме или офисе. И вот буйство форм, красок и материалов захлестнуло компьютерный рынок. Подобному прорыву мы обязаны в наибольшей степени Джонатану Иву - руководителю команды дизайнеров Apple и директору по индустриальному дизайну. Спасибо, Джонатан.
Но, оказывается, Apple была вовсе не первой, кто запустил в промышленное производство персональные компьютеры, отличающихся от стандартных серых ящиков PC и Mac'ов! Первой, похоже [3], была SGI, представившая в 1996 году линейку рабочих станций O2. В отличие от остальных моделей SGI, эти все же можно было, хоть и с некоторой натяжкой, отнести к самой верхней зоне ниши персональных компьютеров. За ними в 1999 году последовали и нашумевшие SGI 320 и 540 Visual Workstations. При их приличной цене последние неожиданно оказались сопоставимы по производительности с high-end PC, которые, не имея такого стильного дизайна, были значительно дешевле...
Разумеется, остальные крупные игроки компьютерного рынка тоже не собирались отсиживаться в уголке. В том же 1997 году Intel выкатывает целую линейку Concept PC для офиса (рис. 8) и дома (рис. 9), в которой использовались нестандартные архитектурные решения. Крупные брэнды - HP, Compaq, Acer - начинают разрабатывать свои корпуса, хотя отход от привычных форм и цветов дается им с явным трудом. Среди этих моделей стоит упомянуть стильно-черный Acer Aspire, одно время заполонивший кабинеты российских начальников и бизнесменов всех мастей именно благодаря своей окраске.
В последние же пару лет над компьютерными корпусами не извращается, похоже, только ленивый. Бум мобильных устройств и миниатюризация комплектующих приводит к появлению двух-трех революционных концептов ежемесячно, и заявления о том, что именно вот это устройство в корне изменит мир, уже набили оскомину.
А что же наши мастера?! Из тех, что блоху подкуют и из самой хозяйки медной горы такой цветочек аленький... простите, каменный выкуют - что любо-дорого посмотреть. Мы уже писали об уникальном рестайлинге компьютера, выполненного уральскими мастерами (см. "КТ" #329), здесь приведем лишь одну фотографию - смотрите заставку и сравнивайте. Куда там буржуям с их пластмассой... Опять же, при частых для российской действительности перебоях с электроэнергией подсвечники на корпусе превращаются в необходимейший элемент дизайна - работать ведь можно и при свечах.
Что же ждет нас дальше? Похоже, в ближайшие полтора года от привычных нам компьютерных корпусов не останется и следа. Сейчас мощную волну модификаций сдерживают лишь форм-факторы. Но стоит принять спецификации модульных узлов компьютера - и прощай, серость! Скоро мы будем покупать компьютеры не за мегагерцы и гигабайты, а за симпатишные кнопочки и совпадение с интерьером. Остается только подождать, когда мы увидим дизайн PC "от Porsche"...
1 (обратно к тексту) - Сейчас, кстати, его можно приобрести тысчонки за полторы-две.
2 (обратно к тексту) - У нас он тоже грянул, правда, слегка по-другому, так что всем сразу стало не до iMac'ов.
3 (обратно к тексту) - По крайней мере, мне не удалось отыскать более ранних упоминаний о нестандартных корпусных решениях для поточно производимых компьютеров.