Как мне удалось посмотреть "Ближний круг", или "Голос его хозяина"
АрхивОгород Козловского"Ближний круг", если кто не помнит, - это картина Андрея Кончаловского, снятая лет десять назад в Москве, однако голливудской студией Columbia Pictures, с американцами в главных и русскими (порой - и американцами, и даже сыном Шаляпина: кто он?) в остальных ролях. Картина о киномеханике Сталина. Картина, как оказалось, довольно сильная и к тому же российскими событиями последних недель получившая дополнительный смысловой импульс.
В свое время, когда ее крутили на "Мосфильме" и в Доме кино, мне как-то было недосуг, да и преждевременно казалось, что истории про то время навязли в зубах; позже, гуляя по Горбушке, я обнаружил незадорого двойник на Video-CD и купил. Принес домой, принялся смотреть - так, для начала - кусками, с пятого на десятое, и, вставив второй диск, обнаружил, что ни одним из моих софт-проигрывателей он не читается: "неизвестный файловый формат".
С такой историей я столкнулся не впервые: вторые (третьи, четвертые) диски Video-CD с продолжением отказывались читаться, впрочем, не все: четверник, например, покойного Швейцера, "Маленькие трагедии", читался легко и полностью. Смотреть тогда "Ближний круг" мне не захотелось, чтобы не прерываться на самом интересном месте, однако и на Горбушку, назад, я диски не понес, а оставил на этажерочке в углу комнаты.
И вот - Хрупалов притащил странную игрушку, эдакий "универсальный граммофон", бытовое устройство в формате видеомагнитофона, с лотком, куда, вроде бы, можно вставлять лазерные диски практически всех (кроме как с исключительно данными) форматов и их проигрывать. Принеся его домой, я подключил к телевизору простеньким, в комплекте идущим видеокабелем и положил на подносик сразу второй диск. И тот легко пошел. Тогда я выбрал время, уселся в уютное кресло и с большим, доставляющим удовольствие художественным напряжением просмотрел эту более чем двухчасовую картину. Увы, не смогу разделить удовольствие с родственниками, которые на даче, а, когда вернутся, "универсальный граммофон" вернется к своим хозяевам - компании "ВэД" (www.ved.ru) - и, наверное, уйдет от них за - на мой вкус - смешную сумму в 290 баксов к какому-нибудь счастливому прохожему.
В более чем скромном описании к устройству с нежным именем "Амелия", которое (описание), в сущности, не дает ответа на 90 процентов возникающих при знакомстве с устройством вопросов, так что приходится прибегать к "пробному тыку", перечислены форматы дисков, устройством понимаемых: DVD, MP3, SVCD, CD, DVCD и VCD. Что такое SVCD и DVCD, я толком не понял, кажется, что-то связанное с интерактивным видео и караоке, однако ни тех, ни других дисков у меня не было и нет, так что их проверить я не смог, прочие же четыре формата проверил настолько, насколько позволила моя домашняя аппаратура. В чем и отчитаюсь.
Начну с CDi, поскольку уж с него и так начал. Прошлым летом, гуляя по Тайбэю и подойдя к одному "дисковому" магазину, я обнаружил в корзине перед входом чертову уйму видео-CD-дисков - по доллару за штуку, из чего сделал окончательный вывод, что с появлением кино на DVD этот предварительный, проходной формат приказал долго жить. Оно и прежде так ощущалось. CDi-фильмы, просматриваемые на компьютере, никогда особо не радовали: MPEG-1 - формат, вроде бы, не хуже по качеству, чем VHS, но уж, во всяком случае, и не лучше, просто с дефектами другого рода. Однако просмотр "Ближнего круга" с помощью "железного" декодера, спрятанного в недрах "Амелии", и на телевизоре, который заведомо хуже хорошего монитора, но в этой "худшести" есть своя прелесть некоего общего заглаживания, - просмотр оставил удовлетворение не только художественное, но и, так сказать, технологическое: на простеньком телевизоре Video-CD-фильм выглядел много лучше, чем даже лазерная VHS-копия и даже лучше хорошего эфира. Возможно, совать Video-CD в компьютер и не стоит, но владельцы или "Амелии", или менее универсального Video-CD-проигрывателя, пожалуй, вполне могут еще долго получать радости за тот самый доллар за диск. Итак, ни к изображению, ни к звуку претензий не было - жаль только, что формат не позволяет гулять по эпизодам (весь диск - один файл), так что, не досмотрев картину сегодня, завтра вам придется начинать сначала и добираться до точки прерывания с помощью ускоренного просмотра. Правда, "Амелия" может ускорять просмотр не только в стандартные 2, 4 или 8 раз, но и в 20, так что не все так страшно. Может, впрочем, и замедлять: 1/7, 1/6, 1/5 - и так до 1/2. (Чтобы к этому вопросу не возвращаться, скажу, что и то и другое можно делать и с DVD-дисками.)
Отлично. Эдак плавно мы к ним и перейдем. (В скобках замечу, что у "Амелии" нет необходимости в переключении типа диска: все делается автоматом; в этом, правда, есть и некоторая досадная особенность: детектируется диск сравнительно долго, плотный MP3, например, аж до минуты, и иной раз злишься, что ни на пульте, ни на передней панели нет "жесткой" кнопки выбора.) На задней стенке "Амелии", кроме четырехгнездного выхода S-Video, обычного видеовыхода и неизвестного мне (простите) DTS, есть шесть гнезд для Dolby Digital 6.1 - таких точно, как на моем компьютерном Desktop Theater 5.1, - и я начал с того, что переткнул штекеры оттуда - туда. Подключил к телевизору видеошнур. Положил в лоток приданный специально для тестирования русифицированный диск фильма "Анаконда" и... И начал смотреть. Увы - с еле угадываемым звуком: в "Амелии", несмотря на ее нешуточные по нынешним временам размеры, никаких усилителей нет, а Desktop Theater 5.1 выдает на пассивные колонки уже усиленный звук. Так что проверить все Dolby-эффекты мне, увы, не удалось, хотя почему-то кажется, что работать они будут. Обзаводиться же - хоть временно - специальным Dolby-усилителем было и некогда, и несоразмерно задаче. Поэтому все семь своих и один тестовый DVD-фильмы я смотрел, подав на вход телевизора (простенького, моно) один из "основных" (как рядом с ним написано) звуковых выходов. Объемной звуковой картины (за которую, едва ли не в первую очередь, я и ценю DVD-кино) я, разумеется, лишился, но, сколько мне показалось, звуков, важных для понимания происходящего на экране, не потерял.
Управлять на "Амелии" просмотром DVD-кино можно почти (нет выбора точного соотношения сторон кадра) с той же полнотой, что и на компьютере, с помощью любимого PowerDVD, - чему на пульте служат две кнопки: Menu/PBS и Title/Browse, четырехнаправленный джойстик с центральной кнопкой Select (что-то вроде Enter или OK!), а также отдельные кнопки Display, Subtitle, Language и Angle. Испробовать последнюю не удалось: для этого, кажется, нужен широкоэкранный телевизор или, как минимум, DVD-диск с разными форматами картинки. Кстати заметить: когда нажимаешь на кнопку функции, которая в данном формате или системе не работает, на экране, слева вверху, появляется запретительная ладошка.
Итак, вроде, смотри не хочу, но ровно до тех пор, пока я не вставил один из своих любимых американских дисков. В лапидарнейшем описании упомянута поддержка Area Code, - что имеется в виду, не разъяснено, однако фильмы американской Area демонстрируются исключительно в черно-белом виде, да еще с эдаким газетным растром. Я очень хотел надеяться, что эффект проявился случайно, на одном диске, - просмотр всех моих американских пяти эту надежду разбил. Оставшиеся же два "русских" демонстрировались вполне полнокрасочно и с очень хорошим качеством, гладко и приятно. Дисков других регионов под рукой не оказалось, что бы вышло - сказать не могу, однако для меня "Амелия" после выяснения этого черно-белого обстоятельства стала неприемлемой. Правда, скорее всего дело тут все же не в Area Code и вообще - не в "Амелии", которая декларирует поддержку стандартов PAL и NTSC, а в обоих моих телевизорах (Shivaki и LCD Casio), на которых я тестировал "универсальный граммофон": они просто могли NTSC понимать не вполне, а выходной сигнал американских дисков идет именно в этом стандарте. У меня есть и третьий телевизор, NTSC понимающий, но он, увы, в ремонте, - так что убедиться в справедливости гипотезы (подтвержденной и нашим главным телезнатоком Сергеем Леоновым) я не сумел и не рискнул (хоть желание наличествовало) выкупить "Амелию": отнес Хрупалову ее, а не 290 баксов.
Что касается музыкальных компактов (CDDA), все было простенько, разве что можно было (как и в случае с MP3) наблюдать на экране подключенно-включенного телевизора поверх логотипа "DVD Amelia" информацию о числе треков и их длительности. Качество звука в описании заявлено для CD: 4 Гц - 20 кГц, для DVD: 4 Гц - 22 кГц (48K) и 4 Гц - 44 кГц (96K), однако у меня нет ни аппаратуры, способной воспроизводить четыре герца или, скажем, сорок четыре килогерца, ни ушей, чтобы эти крайности расслышать. Скажу более: всерьез послушать музыку "Амелии" через мои дорогие усилитель и колонки я смог только чуть: "Амелия" не имеет регулятора уровня выходного сигнала, а мой CD-проигрыватель выходит прямо на усилитель мощности, так что послушать "Амелию" я смог только на максимальной громкости, что, согласитесь, удовольствие сомнительное и надолго не рассчитанное. Но по отношению к обычным компактам это и не так важно, хотелось выяснить, насколько хорошо "Амелия" декодирует MP3-файлы, а там меня подстерегала та же проблема.
Поэтому не хочу на "Амелию" клеветать, хоть, положа руку на сердце, у меня создалось впечатление, что мой карманный плейер RIO справляется с MP3 чуть лучше, чем некарманная "Амелия". Зато, правда, не умеет показывать DVD и CDi.
Для выяснения разных деталей мною - с помощью Creative Digital Center (программа, которую я, после разных переборов, предпочел для считывания музыки с компактов и сжатия ее в MP3) - был записан специальный тестовый MP3-диск: 74 трека джаза - камерного и оркестрового, вокала, классики со сжатием для потока 128 кбит/с, и вдобавок по одному-два трека я повторял с меньшим сжатием: 160 кбит/с, 256 кбит/с и, наконец, 320 кбит/с. Кроме того, эти, меньше сжатые треки я сгруппировал в отдельные каталоги с именами 160, 256 и 320, - хотелось выяснить, способна ли "Амелия" забираться вглубь. Можно было, конечно, сжать треки и посильнее, и подкаталогов понастроить поглубже, но для начала мне и этого показалось довольно. Все треки были записаны под полными названиями, полученными из интернетовской базы данных.
Увы, боюсь, что MP3-способности "Амелии" - самые слабые изо всех, и не только в умении гладко раскодировать музыку. Во-первых, она ("Амелия") потеряла четыре трека из ста пятнадцати (почему именно те, которые потеряла, я так и не понял: писал диск специально на одинарной скорости и проверял качество записи на четырех CD-дисководах). Правда, треки в подкаталогах - прочла легко и без запинки, поставив их под последними номерами. Далее: если не считать этих потерь, треки, записанные под поток 128 и 160 кбит/с "Амелия" проигрывала нормально, треки 256 кбит/с играла, но параллельно гнала "звук перемотки", а на 320 - вообще захлебывалась (хоть время проигрывания во всех случаях изображала правильно). Более того, если я не успевал быстренько с этих 320 соскочить, "Амелия" вообще замолкала, и заставить ее играть хоть что-нибудь можно было только холодной перезагрузкой: выключив и включив питание.
О том, чтобы отобразить на дисплее (телевизоре) названия треков, не шло и речи. Добираться до треков, старших 19, приходится, многократно нажимая кнопку Next, поскольку на изящном пульте "Амелии" из инструментов "сложного" перехода есть только кнопка +10.
Тем не менее, стандартно записанные MP3-диски слушать на "Амелии", так или иначе, можно.
Кое-что я наверняка упустил: например, наличие 3D-эффектов, два микрофонных входа (для караоке) с регулировкой их мощности и эхо-эффекта, - но это, пожалуй, потому, что меня такие развлечения так и не увлекли. Не послушал я - за отсутствием у себя - и музыкальных DVD-дисков, а жаль.
Суммирую. Учитывая новизну и удивительные универсальность и дешевизну аппарата, вполне могу вообразить, что его - по крайней мере в Москве - ждет весьма серьезный успех. Во всяком случае, телефонный рассказ об "Амелии" привел нескольких моих друзей в состояние зуда и стремления, в том числе давнего моего героя (угадайте, существует ли он на самом деле) - Игоря Книжного.
К тому же надо иметь в виду, что "Амелия" - все-таки, пожалуй, в этом секторе ласточка первая, а вторая или третья могут оказаться куда более безупречными.
...Почему-то, играясь с "Амелией", я все время вспоминал свой старый-старый, первый патефон и диски фирмы Victor из серии "Голос его хозяина": там на этикетках была нарисована ошеломленно слушавшая граммофон собака...
Я тоже слегка ошеломлен.