Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Пространство звука

Архив
автор : Георгий Башилов   15.06.1999

Не так давно, весь в одном из очередных "Огородов", ко мне подошел Евгений Козловский. Он как раз переживал пору увлечения MPEG-диктофонами, одна из моделей оказалась с дырочкой под внешний микрофон, он поспешил этим воспользоваться, раздобыл по случаю очередной необыкновенный экземпляр и пришел хвалиться. С виду мало отличающийся от большого пластмассового круглого значка, вдобавок соответствующим образом оформленный, микрофон, по утверждениям Евгения, обладал еще и незаурядными характеристиками.

Однако на этот раз мне было что противопоставить: незадолго до того я воспользовался очередной маркетинговой кампанией Sony и приобрел с 50-процентной скидкой пишущий плейер. При всей миниатюрности он обладал сквозным стереотрактом - правда, стереомикрофон был внешним, но меня это вполне устраивало, поскольку позволяло избавиться от шумов лентопротяжного механизма.

Мой микрофон представлял собой миниатюрный черный цилиндрик с расположенными по торцам слуховыми окошками и результаты показывал удивительные, обеспечивая достойное качество записи даже в экстремальных условиях: теперь я мог свободно дешифровать английскую речь (чего прежде не бывало, посторонние шумы делали для меня иноязычную запись совершенно неразборчивой), записанную, вдобавок, на выставке, среди нескончаемых, старающихся перекричать друг друга презентаций и рекламных объявлений. Очевидно, уши и слуховые нейроны, заточенные в процессе эволюции на обработку стереосигналов, брали на себя (и с блеском выполняли) существенную часть работы по фильтрации шумов и сторонних источников. По предположению одного из наших авторов, Игоря Коршуна, какую-то часть обработки мог выполнять и сам микрофон - дифференциальный, то есть способный выделять полезные сигналы из синфазного шума, измеряя разность звуковых давлений с торцов цилиндрика.

В его словах наверняка была доля истины, поскольку микрофон довольно болезненно реагировал на закрытие одного из окошечек, а результаты экспресс-испытаний двух микрофонов даже на монофоническом MPEG-диктофоне оказались не в пользу Козловского. Впрочем, мое торжество было недолгим.

Раззадоренный успехом, я заикнулся о достоинствах своего плейера в разговоре с Олегом Дмитриевым, нашим верстальщиком. Он поинтересовался в ответ - а что у меня за наушники; и тут же показал свои, как потом оказалось - двухполосные. Послушав их на своем плейере и нескольких FM-станциях, я недоуменно поинтересовался, а в чем, собственно, разница. На что получил предложение прослушать конкретный компакт-диск с инструментальной музыкой на оказавшемся под рукой компьютере с самым обычным CD-приводом. Разница была разительной, почти, я бы сказал, как в случае со стереофоническим и - монофоническим, пусть и необыкновенным, микрофоном...

Улучшить звук хочется всегда... Так начинается статья Андрея Волова об особенностях человеческого звуковосприятия, основных характеристиках наиболее распространенных носителей звуковых данных - компакт-кассет и компакт-дисков, а также двух других компонентов звукового комплекса - усилителей и акустических систем. Во второй статье Андрей расскажет об одном из средств объективной оценки качества звука - спектральном анализе и некоторых его разновидностях. С распространением качественных звуковых карточек и программных спектральных анализаторов экспресс-диагностика Hi-Fi-аудиосистем становится доступна рядовому пользователю. Дмитрий Симаненков утверждает в своей статье, что звуковые карты способны заменить и профессиональную музыкальную аппаратуру, а при наличии соответствующего программного обеспечения - превратить персональный компьютер в параллельную суперЭВМ для цифровой обработки сигналов. Извечным вопросом, цифра или аналог, задается в своей статье Рем Варламов и приводит свои, неожиданные аргументы...



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.