Регистратор
АрхивОгород КозловскогоЗа отличное интервью у нас платят около трехсот долларов. Ну, за такое, примерно, как взятое Алексеем Поликовским у Георгия Пачикова ("Утопия", "Компьютерра" #49-50 [277-278], www.computerra.ru/1998/49-50/9.html) или "Диалог через океан" между Борисом Вейцманом и Константином Кнопом ("Компьютерра #43 [271], www.computerra.ru/1998/43/10.html). В некоторых ( правда, редких) местах - еще дороже.
Цифровой диктофон Voice It VTR-32 стоит триста сорок - триста пятьдесят. То есть, если вы готовите подобные интервью и беседы, то только одну публикацию вам придется сделать как бы бесплатно, - дальше уже идут чистые выгода и удобство. Если же вы никогда никаких интервью и бесед не готовили и готовить не собираетесь, но "Компьютерру" читаете, - вам все равно должно быть интересно узнать о VTR-32, поскольку и эта маленькая машинка, наряду, скажем, с описанными мною в разное время MP3-плейером Diamond Rio или цифровым фотоаппаратом Olympus, пришла к нам из будущего, цифрового века.
Номера годов - вещь, конечно, вполне случайная, да и в разных культурах - номера разные, однако человеческому мироощущению свойственны элементы мистики, зависимость, порою неосознанная, от трех шестерок, семерок или нулей, и возможно, мы имеем дело с обратным эффектом: те или иные события или свершения подгоняются в автоматическом режиме под эту круглость, причем - подгоняются очень коллективно. Мы, "Компьютерра", во всяком случае, это ощущаем, и десяток-другой тем номера конца этого года собираемся объединить общей шапкой: "Цифровой век".
Цифровые записные книжки с кредитку величиной на время записи от минуты до десяти встречались мне на витринах московских магазинов еще чуть ли не два года назад (сколько помнится, они были как раз от американской фирмы Voice It Worldwide), внимание привлекали и завораживали, однако в карман особо не просились: я сознавал, что в массе ситуаций бывает много удобнее сказать два словечка в микрофон, чем царапать граффити в "Пилот" или буквы - на бумажку, которой (или ручки) никогда в нужный момент не оказывается под рукой, - но возникало ощущение, что, сделав такую памятную запись, я непременно забуду своевременно ее прокрутить. Совершенно как в том детском стишке про платочек и узелочек. [1]
Диктофон - дело совсем другое. По совместительству он может, конечно, быть и звуковой записной книжкой, но главное - интервью, записанное на диктофон, вы прослушать не забудете никак. Однако в те времена я не видал цифровых диктофонов в московских магазинах и купил по необходимости диктофон пленочный. Он мне не раз помог в работе, но вызвал и некоторое раздражение: один очень нужный момент одного очень важного интервью оказался затерт, однажды - тон-вал зажевал добрый кусок пленки (информацию снять удалось почти всю, но с большим трудом и после выматывающей нервы операции распутывания), однажды всплыли какие-то проблемы по поводу интервью, опубликованного почти полгода назад, а пленка была давно и не раз перезаписана... Вы, конечно, можете попенять мне, что, мол, сам дурак: надо было покупать диктофон подороже, который пленку не жует никогда (но которых никогда, по моему предчувствию, просто не бывает в природе), и что все пленки с важной информацией следует "хранить вечно", да еще и классифицировать их, делать наклейки, разметки (пока промотаешь с остановками - послушать - одну сторону, потом другую, - даже классификация покажется подспорьем не самым главным; но совсем не каждый человек - я вот, например, - способен к такому педантизму), - ну и, наконец, соблюдать особые условия хранения, ибо пленка сохнет, коробится, осыпается... Можно, разумеется, с помощью телефонного выхода завести записанную информацию через звуковую карту на компьютер и, разметив на диктофоне фрагменты, закодировать их в wav- или mp3-формат, соответственно их назвать и положить в соответствующие папки, а потом - переписать, скажем, на компакт для "вечного хранения", - но и тут надо иметь особое устройство характера...
Цифровые диктофоны двух моделей я увидел впервые месяцев пятнадцать назад, на "CeBIT", в Ганновере: Voice It 5000 и Olympus D1000. Меня, как патриота одноименных цифровой и пленочной камер, сразу потянуло, конечно, к "Олимпусу". Игрушка была очень "манкой" и милой, хоть показалась мне чуть больше размером, чем могла бы быть, - единственное, что меня несколько озадачило и даже, пожалуй, отвратило: использование не SmartMedia (карточки, ставшей уже тогда для меня обаятельным стандартом и применяемой в том же олимпусовском цифровом фотоаппарате), а максимум четырехмегабайтной толстячки CompactFlash, да и отсутствие встроенной в диктофон памяти. Зато потрясло, как человек, проходящий по "CeBIT", был приглашен к D1000 что-нибудь сказать, а спустя минуту я уже видел на экране компьютера процесс расшифровки надиктованной речи в текстовом режиме. (Сейчас, некоторое время побившись с переводом записей Voice It 3200 в текст с помощью знаменитого "Дракона" [Dragon NaturallySpeaking], я порой подозреваю в том цебитовском трюке циркового толка подставу; впрочем, наверное, я не прав.)
С Voice It 3200, последней, заметно более крутой, чем Voice It 5000, моделью, мне довелось ознакомиться совсем недавно (и гораздо ближе, чем с Olympus D1000, поэтому я не беру на себя ответственность за точность и полноту сравнения; тем не менее, Voice It показался мне удивительно удобным, я даже, пожалуй, впервые в жизни ощутил на собственной шкуре понятие эргономика, настолько ощутил, что просто уверен: как к Olympus D1000 ни привыкай, - так удобно не будет все равно; в Voice It есть 4 Мбайт встроенной флэш-памяти, которая позволяет хранить, например, настройки: время, имя пользователя и т. п., - и возможность добавочных сменных флэшек в стандарте SmartMedia: емкостью два, четыре или даже восемь Мбайт; в последнем случае время записи превышает два часа в наилучшем качестве [частота дискретизации 11 кГц] и три и три четверти - в наихудшем, но вполне удовлетворительном [6 кГц] [2]; Voice It позволяет создавать практически неограниченное число [99] папок и столько же файлов в каждой, называть их, комментировать текстом длиной до 128 знаков, следить за временем создания и модификации; позволяет идентифицировать конкретный аппарат, а значит, и пользователя; позволяет переносить звуковые файлы на компьютер прямо в цифровом виде, минуя звуковую карточку; даже - что, конечно, совсем не принципиально, - предлагает цифровую индикацию громкости), - и я эту игрушку нежно полюбил, мне не хочется с ней расставаться даже в случаях, когда необходимость использования по прямому назначению более чем проблематична. То есть не так: использовать Voice It в виде записной книжки может потребоваться в любой момент.
Сама идея карманного флэш-MP3 (в Voice It используется собственная система сжатия, но потребительски ее можно считать MP3-образной) уже полгода, если не больше, как вышла на улицы, вот-вот должен появиться MP3-плейер от Creative с возможность записи до трех часов речи; в "Электронике" на Ленинском я на днях видел совсем простенький и шумный, но обаятельный цифровой диктофон от Samsung в виде авторучки, - так что идею мы тут обсуждать, пожалуй, не будем - будем обсуждать возможности и удобства.
Voice It позволяет:
У Voice It есть встроенный микрофон, который можно переключать с режима диктовки (наивысшее качество, пять сантиметров до рта, направленного слегка в сторону от микрофона - чтобы "речевой ветер" не задувался, - обязательные условия для перевода речи в текст) на режим конференции (я бы сказал - интервью, поскольку если конферирующие выходят за круг диаметром более трех метров, их слышно уже не всегда достаточно разборчиво; тут уж надо пользовать внешний микрофон, гнездо для которого, как и для выносных динамиков или наушников, впрочем, имеется), есть подсветка и индикация всего, что угодно. Питается Voice It от двух батареек ААА, которых хватает более чем на 10 часов работы.
Для объективности нужно поискать и недостатки. Первый, мною найденный, не столь недостаток, сколь недоразумение: используя для подключения коммуникационного кабеля разъем типа (но, полагаю, отнюдь не стандарта) USB, к компьютеру Voice It подключается почему-то через медленный и старомодный COM; впрочем, объемы информации невелики, - прерывания только жалко. Второй: Voice It обмениваться файлами между флэшкой и компьютером позволяет только через себя и, подобно Rio, портит флэш-карточки, то есть не поддерживает, в отличие от большинства цифровых фотоаппаратов, стандартную файловую систему, да еще и - после инициализации - препятствует форматированию флэшек под нее. Но с тех пор, как в Сети появилась Универсальная Лечилка (SmartMedia Utility из пакета Dreaming of Brazil), я этот недостаток за недостаток уже не держу и легко перебрасываю 8-меговую флэшку из "Олимпуса" в Voice It и назад...
Короче, Voice It - это то хорошее, к чему привыкаешь мгновенно, и, если жизнь совсем нагло не наступит на горло, ни для одного интервью аналоговым диктофоном, будь он, как, например, у Башилова, хоть семи пядей во лбу и стереофоническим, - я уже больше не воспользуюсь никогда.
И народ в редакции, вроде уже привыкший к моим еженедельно обновляющимся игрушкам, роился вокруг Voice It, как давно не роился ни вокруг чего. С другой стороны, что ж с них взять: журналисты...
P. S. Я бы посоветовал задуматься над применением Voice It и обслуге самого высшего звена: врачам, адвокатам, разным советникам. Сколько времени можно сэкономить на дурном письме, сделав регистрацию клиентов даже еще более документированной, чем при традиционном методе...
1 (обратно к тексту) - Остается узелочек
на платочке завязать.
Завязал я узелочек,
да забыл платочек взять...
2 (обратно к тексту) - Есть еще среднее, обычно-рабочее, 8 кГц, - при нем на встроенные 4 Мбайт входит 55 минут записи.