Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Рукотворный разум

Архив
автор : Константин Кноп   25.05.1999

Только благодаря игре человек остается человеком.
Фридрих Шиллер, 1799 г.

Я не знаю, что произойдет быстрее - человек эволюционирует в более совершенное существо или ребята из Intel создадут такое более совершенное существо...
Аскар Туганбаев, 1999 г.


   Лет пять назад в среде компьютерщиков появилась шутка о том, что человек уже создал искусственный интеллект, способный к самостоятельному передвижению, обмену информацией и даже размножению. Правда, спохватившись, человек тут же попытался этот интеллект уничтожить... Если кто-то не понял - речь шла о компьютерных вирусах.

   Шутки шутками, но в последние десятилетия специалисты Intel, IBM, NEC, Apple и ряда других компаний приложили немало усилий, чтобы создать игровые программы, успешно конкурирующие с человеком во всех традиционных интеллектуальных настольных играх. Выигрыш шахматного гения Deep Blue у Гарри Каспарова освещался всей мировой прессой, но успехи наших "силиконовых братьев по разуму" в других настольных играх известны гораздо меньше. Разумеется, в Интернете есть всЈ, но кто ж в силах это всЈ прочесть... Я надеюсь, что этот обзор подскажет, на что обратить внимание в первую очередь.

   Шахматы (Chess)
   Я уже писал о шахматных программах - в статье "Шахматы: от Индии до наших дней" (www.computerra.ru/1998/40/18.html). Добавить к ней мне практически нечего. Пожалуй, только одно: подробный рассказ о матче-реванше Каспарова против Deep Blue можно найти на www.chess.ibm.com/home/html/b.html .

   Нарды (Backgammon)
   Подробные правила этой игры на русском языке можно найти на страничке www.glasnet.ru/~paulcoco/brdgames/nardy.htm.

   Пожалуй, в этой игре компьютеры более всего близки к человеческому пониманию интеллекта. Если в шахматных и шашечных программах сильная игра компьютерных программ достигнута прежде всего за счет перебора гигантского числа позиций, то в нардах ситуация иная. Одна из лучших программ - TD-Gammon - целиком построена на идее самосовершенствования и самообучения. Она играет партии против сильных игроков-людей, фиксируя результаты и пополняя свой банк позиций. В последующих партиях она учитывает, какие ходы привели к выигрышу, а какие - к проигрышу. Автор этой программы - Джеральд Тезоро из IBM - написал статью о своем детище (см. www.research.ibm.com/massive/tdl.html). Вот лишь один пример из этой статьи:

   В позиции на рисунке при выпадении костей 4-1 большинство сильных игроков выбирает ходы 13-9 и 6-5, но TD-Gammon предпочитает 13-9 и 24-23.

   Другие сильные игроки в нарды - HC-Gammon (www.demo.cs.brandeis.edu/bkg.html), JellyFish (свободно копируемую Win32-версию JellyFish 3.5 можно получить из Интернета; jelly.effect.no/download/JFL3532z.exe) и Snowie (www.oasya.com).

   Шашки (Checkers)
   Опять-таки, для начала отсылаю всех к статье Сергея Иванова "Необласканное дитя Каиссы" (www.computerra.ru/1998/42/17.html. Checkers). Самая популярная в Америке игра ведЈтся на доске 8x8, а основные отличия от русских шашек таковы: простая шашка не может бить назад, а дамка может ходить в любом направлении только на одно поле. Лучшая из программ - Chinook - в 1992 году обыграла всех сильнейших игроков планеты, кроме чемпиона - Мариона Тинсли, которому она уступила со счетом 4:2. Два года спустя состоялся реванш Chinook - Tinsley. Первые три партии закончились вничью, а потом Тинсли не смог продолжать игру по состоянию здоровья. Год спустя он умер от рака. Про Chinook и его создателей см. на www.cs.ualberta.ca/~chinook. Подробности матча 1994 года описаны Дж. Проппом (см. www-math.mit.edu/~propp/chinook.ps; это 32-страничная статья в формате PostScript).

   Го (Go)
   Более двадцати лет назад в журнале "Наука и жизнь" был опубликован цикл статей "Школа го". Увы, эти статьи так и остаются практически единственным общедоступным источником информации на русском языке. Впрочем, в последнее время ситуация, похоже, меняется - см. go.hobby.ru.

   Теперь о программах. Если в шахматах, шашках и нардах компьютеры играют в силу лучших "белковых" игроков, то в го ситуация принципиально иная. Лучшие программы играют примерно в силу средних игроков-любителей, а об игре против чемпионов пока никто даже не заикается... Почему? Об этом очень подробно написал Давид Мехнер; его статьи можно прочесть на cns.nyu.edu/~mechner/compgo/main.html.

    Впрочем, создатели го-программ не опускают руки. А пока вы можете скачать программу, позволяющую сразиться в го с партнером-человеком, с адреса go.hobby.ru/jago_russian.htm. Если же вы предпочитаете играть с компьютером, то зарегистрируйтесь и получите бесплатно программу, играющую на мини-поле 9x9 (стандартное поле для го - 19x19): www.yutopian.com/go/register.html.

   Бридж (Bridge)
   Контрактный (спортивный) бридж - одна из самых сложных карточных игр. Совсем недавно он признан олимпийским видом спорта, так что турниры по бриджу войдут в программу летних олимпиад. Официальные правила игры (divsoft3k.omskreg.ru/Bridge/laws.html) - это 140-страничная книга. Информация для менее требовательных игроков - на сайте bridge.da.ru.

   Реверси (Othello)
   Я перехожу к рассказу об играх, где успехи компьютеров впечатляют более всего. В 1997 году состоялся матч между компьютерной программой "Логистелло" и чемпионом мира японцем Такеси Мураками. Подробности этого матча смотрите на www.neci.nj.nec.com/homepages/mic/players.html. Здесь же я только сообщу его результат - 6:0 в пользу компьютера.

   Напоследок приведу адреса двух реверси-программ, доступных в Интернете: mihasoft.hypermart.net/rmaster37.zip и www.qnx.com/~omsingla/atilo/atilo2.zip.

   Калах (Ovari)
   Калах (известный также как манкала, авари, овари и еще под добрым десятком других названий) - древняя африканская игра. Она оказалась одной из первых игр, в которые компьютеры научились играть лучше людей, - это случилось еще в начале 1970-х годов. Так что берегитесь! Но все же попробуйте свои силы ( ftp.freeware.ru/pub/mycomputer/games/wmancala.zip).

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.