Show must go on-line
АрхивВозможно, многие читатели не найдут в статье ничего ценного. Я не даю никаких советов, не привожу никаких технических описаний, а лишь размышляю о некоторых аспектах развития Интернета - в частности, о постановке шоу в Сети и нескольких вопросах, связанных с компьютерными технологиями. Но, будучи чистой воды гуманитарием, я не пытаюсь давать рецепты, а хочу только привлечь ваше внимание к тем или иным проблемам, которые можно решить посредством такого могучего инструмента, как компьютер.
Винжегин Юрий - режиссер, сценарист, продюсер творческого агенства "Нобилис".
Возможно, многие читатели не найдут в статье ничего ценного. Я не даю никаких советов, не привожу никаких технических описаний, а лишь размышляю о некоторых аспектах развития Интернета - в частности, о постановке шоу в Сети и нескольких вопросах, связанных с компьютерными технологиями. Но, будучи чистой воды гуманитарием, я не пытаюсь давать рецепты, а хочу только привлечь ваше внимание к тем или иным проблемам, которые можно решить посредством такого могучего инструмента, как компьютер.
В дискуссиях о целесообразности и перспективах развития Сети сломано немало копий. На мой взгляд, подобные разговоры - пустая трата времени, ведь никто не спорит о том, что лучше, - газеты или телевидение, кино или "живой" концерт и т. д. Собирая материал для статьи, я много общался с представителями шоу-бизнеса и выяснил, что люди, занимающиеся организацией и постановкой различных шоу, оказывается, просто не видят себя в производстве виртуальных шоу-программ. К сожалению, средства массовой информации не уделяют должного внимания теме "шоу в Сети", а ведь широкое обсуждение этого вопроса в печати помогло бы сближению шоу-бизнеса и компьютерного мира. Благо, для этого есть все предпосылки. Однако повернуться лицом к Интернету деятелям культуры зачастую мешает тривиальная компьютерная неграмотность и равнодушие к новым технологиям. До сих пор шоу-бизнес представлен в Сети довольно скудно. Далеко не каждый артист, театр или студия имеют свою официальную страничку. Думаю, что ситуация кардинально изменится только с приходом специалистов новой формации, людей, обладающих профессиональными качествами сразу многих смежных специальностей: режиссера, художника, оператора, сценариста, продюсера и т. д. Но это случится еще не завтра...
Уходящее тысячелетие было богато на открытия в области искусств. Особенно преуспел в этом век двадцатый, когда получили мировое распространение кинематограф, телевидение, джазовая музыка, мюзикл, рок-н-ролл, лазерные шоу и т. д. и т. п. Анализ того или иного современного вида или жанра искусства показывает, что его зарождение было, как правило, следствием появления и развития новых технологий. Особенно ярко это видно на примере шоу-программ, которые сегодня не только используют богатый арсенал выразительных средств, заимствованных из различных видов искусства, но и активно внедряют всевозможные технические новинки. К примеру, уже давно не вызывает удивления, что световую партитуру спектакля или концерта можно предварительно запрограммировать и во время представления управлять светом при помощи компьютера; или что обработка звука при записи фонограммы не обходится все без того же компьютера.
Прежде чем идти дальше, договоримся, что мы будем понимать под термином "шоу". До недавнего времени под шоу-программой обычно подразумевалась эстрадная программа - с характерной для нее красочностью, зрелищностью. Но сегодня не менее притягательными для зрителя могут быть и выступление известного артиста, и конкурс песни или красоты, церемонии присуждения премий, презентации, театрализованные акции, телемарафоны и т. п. При всей разнице содержания любое из этих мероприятий может быть облечено в торжественно-зрелищную форму, и тогда устроители, зрители, пресса интуитивно назовут его шоу. Таким образом, шоу - это, очевидно, комплекс факторов, говорящих об особой, подчеркнутой зрелищности того или иного действа. Проще говоря, идя на шоу, вы можете быть уверены - будет на что посмотреть.
Шоу-бизнес сегодня превратился в крупную отрасль промышленности, с миллиардными оборотами. В борьбе за потребителя бизнесмены, продюсеры, исполнители пытаются изыскать новые возможности для расширения творческого пространства, увеличения зрительской аудитории и с этой целью все чаще обращаются к Сети. Ярким примером может служить известный английский музыкант и певец Дэвид Боуи, который не только одним из первых дал интерактивный концерт в Интернете, но и использовал в сетевой среде приемы традиционного шоу-бизнеса: на сайте Боуи можно купить его альбом, прочитать статьи о нем, задать ему вопрос, посетить фан-клуб и пр. В последнее время все больше и больше артистов обзаводятся подобными сайтами.
Пока из широкого спектра шоу-программ в Сети можно увидеть лишь виртуальный "живой" концерт (например, концерт группы "Несчастный случай"; см. www.gorod.ru/ns. - А.Т.). К сожалению, сегодня подобные мероприятия проходят от случая к случаю и, по существу, носят рекламный характер, то есть используются для раскрутки исполнителей или их новых альбомов. И только с появлением виртуальных концертных залов и продуманной системы продажи билетов на виртуальные концерты можно надеяться на регулярные выступления артистов. Более того, возможно, что появятся чисто виртуальные артисты (в Японии одна такая певица уже довольно популярна. - А.Т.), и тому уже есть примеры: на домашних страничках порой можно встретить предложение послушать авторскую музыку самого хозяина страницы. Еще немного, и эти люди начнут давать в Сети свои импровизированные концерты.
В любом случае, потребность в виртуальных концертах начинает складываться, и тому есть ряд причин. Одна из них, например, - удаленность многих регионов от центров музыкальной жизни, каковыми являются Москва и Санкт-Петербург. Согласитесь, что далеко не каждый человек может отправиться в столицу на концерт любимой группы; а если ждать, когда любимая команда приедет в город, то можно и вовсе не услышать живьем своих кумиров. А если вспомнить, что Сеть - всемирная, то никто бы не отказался сходить вечерком на Мадонну или Prodigy, в зависимости от пристрастий.
При правильном подходе виртуальный концертный зал можно довольно быстро раскрутить и сделать одним из самых посещаемых мест в Сети, а значит, и одним из прибыльных. В данном случае я имею в виду получение прибыли не от размещения баннеров, а от взимания платы за посещение виртуального концерта. Скептики могут сказать, что подобный проект очень скоро загнется, так как никто не будет платить деньги за посещение. Но почему же тогда люди платят деньги за билеты на реальные концерты, хотя совершенно бесплатно могут увидеть своего кумира по телевизору, почему платят за спутниковое телевидение? Не сомневаюсь, что при профессиональном подходе дело можно поставить на разумную экономическую основу. Пусть годовой абонемент на посещение виртуального концертного зала стоит 20 долларов (сегодня за такие деньги попадешь не на каждый реальный концерт). За год проходит несколько десятков, а то и сотен различных виртуальных концертов, как сольных, так и сборных. Даже если учесть оплату услуг провайдера (примерно 1,5 доллара в час), то наверняка найдется не одна сотня тысяч людей, имеющих возможность и желание оплатить абонемент.
Надеюсь, что экономический кризис заставит шоу-бизнес обратить, наконец, внимание на возможности Сети. Ведь сегодня затраты на организацию и проведение шоу-программы, способной привлечь внимание зрителей, достигают нескольких десятков тысяч долларов, а вместимость зрительного зала ограничена (в популярном ГЦКЗ "Россия" она составляет всего две с половиной тысячи человек). Таким образом, при разумной цене билетов отдача от концертов невелика, а порой устроители вообще остаются в убытке. Затраты же на организацию и рекламу интерактивных концертов неизмеримо меньше. При этом все новое и необычное гораздо сильнее притягивает внимание массового потребителя.
Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что наравне с плюсами виртуальная сценическая площадка имеет и минусы. Одним из таких огромных минусов является зрелищная сторона, на которой, собственно говоря, и держится шоу. Разумеется, здесь постановщики концертов и спектаклей в Сети пока бессильны, но, принимая во внимание стремительный прогресс компьютерных технологий, можно не сомневаться, что уже завтра "сказка станет былью". И согласитесь, что лучше заранее знать "что делать", чтобы во всеоружии встретить тот момент, когда станет известно "как делать". А пока рассмотрим вопросы общего плана.
Если спроецировать реальную шоу-программу на предполагаемую виртуальную, то станет понятным, что не обойтись без режиссера, сценариста, художника-постановщика. То есть без тех профессионалов, которые смогут создать особую атмосферу для каждой отдельно взятой программы. Зрители виртуального концертного зала помимо комплекса выразительных средств, построенных на возможностях компьютерной графики, должны получить особый личностный контакт как с самим артистом, так и с такими же, как и они, зрителями. И виртуальный концертный зал, похоже, имеет это огромное преимущество перед своими реальными собратьями. В Сети зрители могут не только пообщаться со своими кумирами, но и заказать любимую песню и выразить свое отношение к артисту, будучи уверенным, что он их услышит. И все это, не выходя из дома. Особенно важным для усиления интереса к виртуальному концертному залу может стать эксклюзивность концертов; другими словами, программа виртуального выступления формируется на творческом материале, который не использовался в реальных концертах. Несомненно, подобные программы привлекут столько зрителей, сколько и не снилось привычным аудиториям. Все идет к тому, что рано или поздно виртуальные концертные залы будут созданы и станут конкурентоспособными. Достаточно вспомнить, что в свое время видео основательно потеснило традиционное кино. Может быть, это сравнение и не совсем корректно, но я уверен, что и артисты, и фанаты заинтересованы в виртуальных концертных залах, поэтому слово за теми, кто не только разделяет мою точку зрения, но и знает, как решить ее технически.
Очевидно, что виртуальная сцена может использоваться не только для проведения концертов, но и любых других представлений - от детского утренника до показа мод. На мой взгляд, весьма интересна попытка писателя Александра Житинского, открывшего сетевой "Театр дедушки Йорика" (www.zhitinsky.spb.ru/teatr), на подмостках которого он осуществил первые постановки-импровизации. Может быть, работа А. Житинского подвигнет и других творческих людей на создание и развитие своеобразного виртуального театра, со всем комплексом выразительных средств театра реального - естественно, адаптированных под сетевые технологии. Постепенно выработаются методы и механизмы реализации виртуальных спектаклей, появятся театральные школы и течения, которые и сформируют виртуальный театр как таковой. Думаю, что поспособствовать этому могут в первую очередь драматурги и режиссеры, имеющие большой опыт работы в реальных театрах. С появлением и развитием виртуальных сценических площадок появятся специфические профессии, похожие на профессии из реальной жизни, но требующие иных знаний и навыков, - такая, например, как Web-режиссер. И, конечно же, должны появиться свои теоретики, которые будут определять направления развития виртуального театра, свои Станиславские и Немировичи-Данченко. Кто заполнит эту нишу, покажет время. Но уже сегодня можно утверждать, что успешная и конкурентоспособная работа в шоу-бизнесе невозможна без использования компьютерных технологий. И с дальнейшим техническим развитием Сети будут развиваться новые направления в шоу-бизнесе: "интерактивные концерты", "интерактивный театр", "интерактивные дискотеки" и другие.