Пиктография и ее дети
Архив- Папа, а что это?
- А фиг его знает, сынок...
Разговор в автобусе
- А фиг его знает, сынок...
Разговор в автобусе
В сегодняшнем выпуске "AltТерры" - первая статья Сергея Чебаткова из нового цикла по графическому дизайну. Впервые на страницах "Компьютерры" его материалы появились в теме номера "Словорубная мастерская - II". Оформленная большим числом иллюстраций, построенная практически по принципу комиксов статья "Геометрия творчества", посвященная вопросам композиции, вызвала волну откликов, и я поехал с ними к автору. После нашей беседы Сергей Чебатков - преподаватель Института дизайна и графики в Москве - согласился адаптировать часть материалов своих курсов "Графический дизайн" и "Дизайн в рекламе" и представить их в виде серии журнальных статей. Поскольку это все же не учебные статьи, а, скорее, размышления на тему грамотного дизайна, я посчитал возможным опубликовать их в рамках "AltТерры". При подготовке этой серии мы решили обратить особое внимание на аспекты, специфичные для Интернет-дизайна. А открывает серию статья по пиктографии - искусству создания пиктограмм.
Сергей Scout Кащавцев
Пиктография - наука или искусство?Сергей Scout Кащавцев
С точки зрения ученого, пиктография (а точнее - пиктографическое письмо) - это НАУКА о способах фиксации древними людьми событий, действий и предметов окружающего мира в виде рисунков еще до возникновения "нормальной" письменности. Круто.
С точки зрения дизайнера - это ИСКУССТВО создания графических изображений, несущих в себе конкретный информационный заряд. И наука здесь заключается лишь в выборе графического решения и способе подачи готового материала. Не менее круто.
Однако, уважаемые дамы и господа, гораздо больше нас интересует не то, что собой представляет собственно пиктография, а конкретная "единица конечной продукции" - сама пиктограмма. Пиктограмма же, к вашему сведению, есть стилизованное и легко узнаваемое графическое изображение, упрощенное с целью облегчения визуального восприятия. Схема проста: глянул - узнал - сообразил. Глянул потому, что она привлекла внимание. Узнал то, что изображено на ней. Сообразил, что же именно она хочет тебе сообщить.
Ради этого и делаются пиктограммы.
Кстати, о стилизации изображения. Ее цель заключается не в удалении деталей как таковых, а в усилении характерных черт изображаемого предмета. И в этом процессе мелкие подробности, как шелуха, отпадут сами собой. Почти. С вашей помощью.
А вот и пример: на рис. 1 мы видим деталь древнеегипетской фрески с изображением двух древнеегипетских гусей.
На рис. 2 один из них уже "упрощен", потеряв при этом всю свою "древнеегипестость". Однако и тут есть достаточное количество деталей, чтобы не только орнитологу, но и простому дачнику удалось догадаться, что перед ним птица водоплавающая.
И, наконец, последний вариант, максимально приближенный к облику пиктограммы (рис. 3). Это не гусь, это ПТИЦА ВООБЩЕ. Собирательный образ, состоящий из четырех характерных штрихов, четырех ударов кисти: изогнутой шеи, силуэта крыла и двух коротких лапок.
А не кажется ли вам, уважаемые дамы и господа, что в данном изображении есть что-то от иероглифа? Разумеется, есть. Ибо для полного сходства с пиктограммой здесь не хватает "привязки" к конкретной картинной плоскости, более того, отсутствует даже намек на нее - гусь "завис в пространстве". А ведь даже стилизованные фигурки мужчины и женщины на двери (извините) туалета своими размерами и месторасположением четко привязаны к этой двери.
Выходом из положения может служить создание вокруг изображения рамки определенного размера и толщины или же создание плашки темного фона, который сделал бы графическое решение более выразительным.
Так, на рис. 4 мы видим просто стрелку, которая указывает нам определенное направление.
А вот на рис. 5 мы видим уже пиктограмму с белой стрелкой, которая не зависит от цвета и тона плоскости носителя (стены, двери, стекла и т. п.).
Точно так же мы можем поступить и с нашей птичкой - на рис. 6 это уже пиктограмма, обозначающая, к примеру, место парковки птиц.
Данная пиктограмма является сигналом, она привлекает внимание - "бросается в глаза". Что нам, собственно, и требовалось.
Однако, уважаемые дамы и господа, мы несколько отвлеклись. Вернемся к истокам. По сути, современная пиктография уже сделала заявку на то, чтобы стать универсальным графическим языком, понятным людям "разных стран и континентов". И огромную роль сыграл в этом туристический бизнес. А спорт? Как "редкая птица долетит до середины Днепра", так ни одна из Олимпиад последних десятилетий не обошлась без комплексных пиктографических решений. А иначе и быть не могло. Ибо ход истории ясно вычерчивает перед нами следующую схему:
пиктограмма - иероглиф - шрифт - пиктограмма.
Пусть медленно и со скрипом, но в мире уже идет работа над созданием универсального пиктографического стандарта. Да здравствует мир и дружба между народами! А иначе...
А иначе будет то, что кратко изложено в эпиграфе к этой статье. Случай не вымышленный, а "имевший место быть" совсем недавно. Любознательное дитя, не умеющее читать по причине весьма нежного возраста, заинтересовалось одной из картинок рядом с надписью "места для инвалидов и пассажиров с детьми". И если с первой картинкой, представляющей собой сидящую фигурку с клюкой в руке, было все ясно - вылитый дедушка (такой же лысый и с костылем), то со второй возникли проблемы. И только с третьего захода человеку, не слишком сведущему в изысках современного дизайна, удалось догадаться, что это изображение человеческой фигуры (бабушки?) с ребенком на коленях. Но, с другой стороны, какая мать (бабушка) посадит дитя на колени к себе лицом в нашем общественном транспорте? Этого человека, как писал Михаил Афанасьевич, "требуется разъяснить". А еще лучше разъяснить автора пиктограммы...
Продолжим в следующем выпуске, а пока - дерзайте, дамы и господа!