Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Лишние детали

Архив
автор : ВАЛЕРИЙ ТОЛКОВ    26.04.1999

Меня всегда удивляло желание женщин что-то переделать в только что купленном наряде. Что-то сузить, выпустить, прострочить... Иногда после подобных переделок вполне добротная вещь находила свой последний приют в шкафу.




Наверное, есть нечто глубинное, психологическое в этом желании переделать все на свой манер. Недаром так популярны программы со skin'ами. Но из соображений экономии семейного бюджета этот процесс надо как-то контролировать. Детям покупают конструктор, и это спасает от разламывания всех игрушек. Но за взрослыми присмотреть некому, поэтому взрослый человек, разобрав, скажем, электробритву (якобы в целях очистки, а на самом деле просто из любопытства), долго не может понять, зачем нужны все эти шайбы и прокладки и почему она жужжит так же, а брить стала значительно хуже. А говорили фирма!

Недавно в "Голубятне" я прочитал про Windows 98 Light. Оказывается в Windows куча лишних деталей. И если их выкинуть, то все работает. Ну почти все, кроме "Интернет Эксплорера" и тех программ, которые пользуются новыми средствами Windows 98. Могу предложить еще более радикальное средство: можно стереть вообще почти все, кроме каталога Windows/Command и пары файлов IO.SYS и MSDOS.SYS. Все работает, кроме Windows-приложений.

Мой знакомый, которому я дал одну свою программку, все донимал меня вопросами о непонятных ошибках, пока не упомянул, что в целях экономии места стер пару "ненужных" DLL-файлов. Вот ведь в чем дело: разработчики, пытаясь ускорить загрузку приложения и в целях экономии памяти, откладывают загрузку библиотек до момента возникновения потребности в них, а пользователь, обнаружив, что программа запускается и так, стирает "ненужные" компоненты.

Знаете, что такое программа изнутри? Это список реакций на возможности. А если произойдет то, а если пользователь захочет это, а если случится еще что-то, что вообще не должно случиться. Качество программы определяется аккуратностью и предусмотрительностью программиста. Чем больше ситуаций предусмотрел программист, тем качественнее программа. Большая часть их вообще никогда не случается, особенно тех, что относятся к действиям пользователей. Получается известный парадокс 10/90. 10% программы работает 90% времени. Но 10/90 было давно. Сейчас скорее 1/99 или еще больше. Количество возможных вариантов растет экспоненциально с увеличением количества условий. Соответственно растут и размер программ, и стоимость их разработки.

Человек за свои деньги на своем винчестере хранит в основном мертвый код, большая часть которого никогда не будет работать. Конечно, обидно. Но узнать, какая именно часть, он не может. Функциональными возможностями, впрочем, часто можно управлять. Для этого надо выбрать режим установки "Custom" и аккуратно выбрать необходимые компоненты. В IE 5.0, например, диапазон конфигураций может варьироваться от 8 до почти 100 Мбайт.

Интересным новшеством является новая система инсталляции, которая способна устанавливать компоненты при первом обращении к ним, оставляя большую часть на компакт-диске или в сети. Такая система уже применяется в последних продуктах Microsoft и в технологии Java. Еще некоторую экономию можно было бы получить, сжимая неиспользуемые части программ специальными средствами файловой системы, такая возможность была обещана в Windows 2000. Проблема, однако, в том, что большая часть неиспользуемого кода находится, в том числе, внутри загруженных и необходимых компонентов. Да и добавляя новые возможности по экономии памяти, мы тоже увеличиваем размер системы. Замкнутый круг.

Есть, правда, одно простое решение - пользоваться старыми программами. С ограниченными возможностями и ресурсоемкостью. Эту заметку вполне можно было бы набирать во встроенном в Norton Commander редакторе для DOS 3.11 на IBM-AT. Совсем не обязательно менять Windows 95 на Windows 98. Ну а если хотите играть в игры, требующие DirectX 6, тогда, конечно, вам нужна Windows 98 c большой памятью и 3D-ускорителем. Но, купив "Жигули-девятку", стоит ли переделывать ее в "шестерку"?

Здесь важно понять одно: неиспользуемый код не является ненужным. Это просто те самые нереализованные возможности. Кстати, про мозг тоже говорят, что 98, кажется, процентов нейронов не используются в обычной жизни. Говорят, что это наши нереализованные возможности. Не выкидывать же!



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.