И снова на арене
АрхивВ России, похоже, снова запахло выборами... Политики, как водится, объединяются и размежевываются, регистрируя новые и новые блоки, и пресса все чаще упоминает о миллионах долларов, в которые выльются предвыборные траты партий и кандидатов. Казалось бы, запахло - и ладно, пусть даже запашок тот так себе - перетерпим, не первый раз уже. Но жить-то потом придется с теми, кого изберем - либо мы, либо (если проголосовать так и не соберемся) те, кто это сделает за нас. Кстати, всем тем, кого выборы "не интересуют", напомню, что посетить их стоит хотя бы только для того, чтобы потом иметь моральное право быть недовольным властью. И других причин, что еще поважнее окажутся, тоже немало: взгляните на ту же Думу, если такое наблюдение не слишком нарушает ваших эстетических вкусов. Избрана-то она при явном соучастии вполне безучастной публики... Ну да ладно, голосовать иль нет, решайте сами (я лично голосовать собираюсь). Я, по правде говоря, не о том.
Вызревающие на глазах выборы мне интересны с двух совсем других точек зрения: во-первых, заинтересует ли нашу политическую "элиту" Интернет как средство агитации и рекрутирования сторонников, и, во-вторых, как станет голосовать экономически активная часть населения, изрядно в Интернете представленная. Доказывать, что сетевые жители отличаются более высоким уровнем жизни и, простите, самосознания, я не стану. По опросам (см., например, www.price.ru/questory.html), в Сети процент граждан, владеющих такими атрибутами "роскоши", как пластиковая карта или сотовый телефон, на порядки выше, нежели вне ее (что, конечно, ничего не доказывает, но все-таки о чем-то свидетельствует). Вопрос в другом: имеет ли смысл политическим партиям ломать копья за тот в лучшем случае 1 процент избирателей (точная численность российского Интернета попросту неизвестна, а блуждая по Сети, вы легко найдете цифры в диапазоне от пятисот тысяч до полутора миллионов человек), "водящийся" в русском Интернете. Правда, шумные сетевые события имеют обыкновение вызывать живой отклик и в традиционных СМИ, обеспечивая своего рода кумулятивный эффект от PR-акций, но каков реальный от того прок - увы, не знаю (впрочем, к примеру, об Интернет-конференции Сергея Кириенко довольно шумно оповестили все ТВ-каналы).
Но если даже в Сети найдется миллион пользователей, то и в этом случае конкурировать по численности с общенациональными средствами массовой информации ей трудно. Поэтому рекламировать через Интернет "всеобщие ценности" типа зубной пасты или памперсов особого смысла нет. Но рекламную конкуренцию со специализированными изданиями Сеть уже тянет; тиражи таких изданий и наиболее раскрученных сайтов вполне соизмеримы (и там, и там десятки тысяч человек). Главное же, на мой взгляд, что в Сети, благодаря тому, что известны свойства аудитории, рекламировать свои товары или себя, любимого, можно значительно прицельнее, чем в офлайне.
Пока же, по большому счету, политика в Интернет практически не вторглась (если не считать компромата), - в отличие от рекламы, появившейся на Западе где-то году в 1994-м и вышедшей с тех пор на миллиардные обороты, и торговли, совокупный оборот которой только в США в 1998 году достиг 30 млрд. долларов. Однако даже на Западе нет эмпирических оценок эффективности политической рекламы. И дело тут в том, наверное, что за последнее время в США не было крупных выборов; чтобы получить первые результаты, следует просто немного подождать... Хотя надо ли напоминать, что понятия покупатель и избиратель за рубежом практически эквивалентны. И если эффективна реклама обычного товара, то того же самого следует ожидать и от рекламы товара политического, о чем, к примеру, свидетельствует медиамагнат Стив Форбс, собирающийся построить свою предвыборную президентскую кампанию чуть ли не на базе Интернета.
Вот я и интересуюсь (возвращаясь к нашим баранам), созрела ли Россия для подобных ходов хотя бы и в меньших масштабах, и если да, то во что оценят политические лидеры и рекламные агентства "зрелость" российского Интернета. Пока бросается в глаза вопиющая "неинтерактивность" российских политических сайтов. Особенно (что, впрочем, может быть вызвано вполне объективной реальностью) - маргинальных движений вроде КПРФ или ЛДПР. В некоторой степени это касается и сайта "Яблока". Например, приглашение поучаствовать в видеоконференции (?) Явлинского почему-то соседствует с рекомендацией присылать вопросы на нее заранее... Все равно сайты и "Яблока", и в большей степени "Демвыбора России" или "Правого дела" значительно более "живые" явления, на которых хотя бы поддерживается работа форумов, но, к сожалению, "знаковых" фамилий среди их авторов мне отыскать не удалось. Ясно, что и микроскопом можно успешно гвозди заколачивать, но, право же, возможности Интернета гораздо шире, чем примитивный слив информации или камерная тусовка политических фанов.
Таким образом, даже уже имеющиеся на сегодня возможности Сети политиками совершенно не используются, и особенно существенны потери у "правых". Во-первых, потому, что лишний процент-другой на выборах им совсем не помешает, учитывая необходимость преодолевать 5-процентный барьер, а во-вторых, потому, что в Сети - преимущественно их избиратель, хотя и очень пассивный политически.
Что ж, поживем - увидим, приглянется ли кому-нибудь из политиков сегодняшняя Интернет-тусовка настолько, чтобы взяться за ее возделывание...(А для любознательных приведу несколько ссылочек: www.dvr.ru, www.kirienko.ru, www.kprf.ru, www.ldpr.ru, www.nemtsov.ru, www.yabloko.ru).