Краснуха
АрхивКраснуха ("немецкая корь") - острое инфекционное заболевание, менее опасное, чем обычная корь, но губительное для плода в ранней стадии беременности.Webster's New Collegiate Dictionary
...Заболевания повторяются в виде эпидемических вспышек,которые повторяются через каждые 7-12 лет.А. Ю. Барановский и др. "Новый Лечебник"
...Я не вижу в подсознании никаких тайн, которые сравнились бы с тайной сознания.Георгий Кузнецов. "Царь в голове" (www.snarky.com)
Существует представление о сознании - индивидуальном и коллективном - как о некоем чрезвычайно сложном объекте; представление, усиленно продвигаемое рядом психологических учений.
Оно правдоподобно: даже элементарная интроспекция, даже элементарное наблюдение за своим поведением и поведением других людей показывает массу сущностей, из которых "состоит" сознание.
Оно совсем не обязательно истинно.
Для того чтобы понимать закономерности целого (и управлять им), совершенно не обязательно преодолевать дурную формальную "сложность", проистекающую из количества и разнообразия составляющих это целое частей. Чтобы вычислить баллистическую траекторию тела (и рассчитать заряд, надобный для того, чтобы отправить снаряд по траектории), артиллеристу не нужно учитывать "сложность" этого тела - количество и разнообразие молекул, из которых оно "состоит" (а также атомов, из которых "состоят" молекулы, и так далее, до классически неисчерпаемого электрона).
Для того чтобы построить из ополченцев с высшим образованием подразделение и управлять его поведением (и состояниями его членов), старшине не нужно учитывать сложность их внутреннего мира.
Возможно, основания самой продвинутой на сегодня теории психики представлены Владимиром Лефевром (Vladimir A. Lefebvre) - некогда россиянином, а ныне американским профессором. Лефевр занимается построением "фундаментальной психологии", или психологии как точной науки с математическим аппаратом, с исчислением в основании.
По Лефевру, сознание устроено очень просто - как логический автомат с рефлексией. Душа - исчисляемая сущность.
Несколько лет назад журнал "Вопросы философии" опубликовал интервью с Лефевром, в котором отец-основатель дает свою версию того, как он пришел к этим представлениям (я не знаю, где взять электронный каталог "ВФ", возить за собой свою "бумажную" библиотеку я не могу, а до библиотеки дойти тоже не могу - из-за карантина по краснухе, - так что этой и многих других ссылок не будет). Но, вспоминая ранние, советского периода, его работы (такие как монография "Конфликтующие структуры" 1967 года и ряд статей, например "Системы, нарисованные на системах" в сборнике "Системный метод и современная наука", - Новосибирск: 1970), можно предположить, что Лефевр использовал свой опыт построения моделей систем с управлением (вполне технических систем, то есть mutatis mutandis моделей "кибернетических") в приложении к классическим философским представлениям о сознании.
Родившуюся в результате "фундаментальную психологию" я бы сравнил по общей конструкции с квантовой физикой (по крайней мере, с моим, возможно, неправильным, о ней представлением), имеющей сходный генезис.
Из нескольких базовых математических конструкций Лефевр выводит такие известные и в то же время загадочные математически-психические эффекты, как, например, особые эстетические свойства "золотого сечения" или музыкальных звукорядов (музыка - по Лефевру - это прямая невербальная передача состояний сознания). (См. "Феномен человека", книгу Лефевра, перевод которой вышел в издательстве "Прогресс".)
Среди более прагматических приложений "фундаментальной психологии", выполненных Лефевром и его последователями, - теория культурных типов сознания (см. его же "Алгебру совести", кажется, она до сих пор выходила только на английском), психологические теории принятия решений и рыночного поведения. И - знаменитая история о советско-американских переговорах по разоружению, пересказывать которую не имеет смысла как по причине общеизвестности, так и по причине апокрифичности.
Мне явно не хватает какого-то развитого исчисления, подобного лефевровскому, для теоретизирования и вычисления текущего состояния и трендов происходящего сегодня "на улице". Несколько десятков статей и комментариев и несколько десятков более или менее частных писем говорят о закономерности "ползучего шовинизма": вот-де правители, а то и "сам народ", "открыли свое истинное лицо".
Я не думаю, что у сознания (индивидуального или коллективного, "народного" и т. п.) и у таких его манифестаций, как "общественное мнение", "официальная точка зрения", "политическая линия", есть "истинное лицо". Я не думаю, что сознание, как рефлексивная сущность, имеет "истинные" характеристики. Оно же рефлексивно, как...
...Ну, скажем, как рыночная оценка перспектив компании, выраженная в котировках ее акций и облигаций. Оценка зависит от того, насколько компания оправдывает ожидания, но и перспективность начинаний зависит от того, как ее оценивают.
Я бы сравнил то, что происходит, со вспышкой эпидемического заболевания. Вирусного. Без уточнения - пока - аналогии. "Закономерны" ли эпидемии? Конечно. В некотором смысле они "нормальны". Из чего не следует, что они "здоровы" или "хороши".
Сравнение психических процессов в больших людских общностях с распространением заболеваний, конечно же, тривиально. Сам язык его подсказывает: "поветрие", более или менее синонимичное "моде", исходно - "зараза".
Однако сегодня у нас более широкая база для сравнения. Наряду с вирусологией клинической у нас есть и компьютерная, и мы уже знаем, что, если мы можем посчитать некоторые характеристики - например контрольную сумму, - то можем и проводить эффективную диагностику, и даже некоторые пути лечения становятся понятны.