Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Я не я

Архив
автор : Аскар Туганбаев   01.04.1999

   Печальна и незавидна участь царя горы. Только что он, ценой неимоверных усилий, расталкивая окружающих, цепляясь зубами за склон, забирался на вершину славы, как, глядишь, и нет его. Уже другой калиф на час беснуется в экстазе, залитый прожекторами славящих его. А прошлогодний повелитель рынка, где он? Не достать. Даже для музея.

   Пока же, не отягощенный дружбой с ATI Rage 128, я наслаждаюсь ASUS V3400 - своими вторыми глазами. Они помогают заглянуть мне в не доступный ранее мир, о существовании которого я знал только по захлебывающимся от восторга воплям, доносящимся со страниц (и из-за дверей) "Game.EXE". Разница между акселерированными и нет 3D-игрушками такая же, как между реальным и виртуальным сексом. Ни больше ни меньше. Времени на игры у меня очень мало, поэтому прожить его надо так...

   Про различные реализации видеокарт на чипсете Riva TNT уже можно было прочитать в бортовом журнале нашего "розничного" летчика-испытателя Ильи Хрупалова. Я использую асусовский вариант: во-первых, потому что давно неровно дышу к этой фирме (устанавливая на окружающие компьютеры только ее материнские платы), а во-вторых, потому что любимый "Информпроект" (www.ip.ru) подарил мне именно его. Единственное отличие, видимое моим непрофессиональным взглядом, - полное "обрусение" инструкции, драйвера! и коробки! (что особенно важно для розничного продавца). Незнанием английского я никогда не страдал, но чертовски приятно, что такой гигант, как ASUSTeK Computer, вкладывает немалые деньги (русификация местная и очень качественная) в этот рынок. Сам поневоле начинаешь оптимистичнее смотреть в будущее. А будущее видеоускорителей на Riva TNT самое безоблачное. В этом сезоне.

   Предполагая, что технические подробности, вроде частоты RAMDAC 250 МГц и реализации собственного контроллера прямого доступа к памяти (BUS Mastering DMA), вы либо уже знаете, либо легко найдете у технарей на iXBT, укажу лишь, что ASUS V3400 TNT является полноценной 2xAGP-видеокартой, построенной на 128-разрядном 2D/3D-акселераторе графики и видео nVidia Riva TNT, отличительная особенность которого - двухтексельный (TwiN-Texel) конвейер, обеспечивающий картирование двух текстур и отрисовку многих текстур за один проход. Естественно, поддерживается Direct3D и OpenGL (ICD), а то чего было бы огород городить?

   Честно говоря, можно прожить жизнь и не узнать, что в твоем компьютере стоит этот спящий монстр. Хотя он и заявляет о себе при включении питания, привычное "ASUS" не привлекает внимания, а указанные 16 Мбайт памяти не ассоциируются с видеокартой. Кроме того, существует ряд возможных причин, сводящих стоимость карты со 149 долларов до 19. Например, Windows NT. Несмотря на схожесть названий, TNT и NT брезгливо сосуществуют, но никак не работают вместе. Не использующая ривовские AGP-возможности NT превращается в натурального микроскопо-молотобойца. Остается ждать многообещанной Windows 2000, а пока отправить надежного и проворного друга под присмотр System Commander'а. До серьезной работы.

   Впрочем, на моем пути к отблескам молнии на капоте SL600 из любимой "Need for Speed III" и настоящему полумраку "Quake 2" ("Unreal", "Half-Life") скрывалось еще много подводных камней, таких как AGP VGARTD-драйвер, устанавливаемый во внешне полноценную систему помимо обычного видеодрайвера.

   Первый день прошел под знаком борьбы за прерывание. В уже настроенную систему, ближе к вечеру, я решил установить новую звуковую PCI-карточку 4D Wave Sound - простенькую, не примечательную ничем, кроме 6-мегабайтного банка инструментов. А то "что за жизнь без пианины"? При первой же загрузке многокрасочный Microsoft Plus со своими стильными схемами оформления превратился в натуральный "минус". Цвета пропали, разрешение свалилось, иконки сгрудились, цепляясь из последних сил за края экрана. Разбор "полета" не дал ничего. Все устройства работали нормально и делали вид, что ничего не случилось. Зная, что просто так ничего не бывает, я вручную стал проверять все настройки и случайно при очередной перезагрузке заметил, что BIOS рапортует об одном (10-м) выданном прерывании на два устройства - аудио и видео. Проверка свойств драйвера ASUS V3400 TNT показала, что последний в прерываниях своей работы не нуждается.

   В дальнейшем, когда попытки принудительно выдать PCI-слоту номер 1 девятое, одиннадцатое и двенадцатое прерывания (которыми он тут же спешил поделиться с единственным AGP-слотом) привели к одному и тому же серому унынию, сработало шестое чувство - интуиция, и я зачем-то переставил звуковую плату во второй PCI-слот. Тут же все сестры получили свои серьги (Irq10 и Irq11), а в свойствах драйвера "Ривы" появился-таки пункт "прерывание".

   На следующий день я еще раз вскрывал компьютер, чтобы поупражняться в разгоне дешевого Celeron 300А (обзавидовавшись успехам знатного погонщика процессоров Сергея Леонова), который, как выяснилось, может спокойно по-стахановски изображать и Celeron 450. Позже, однако, стало ясно, что завинчивал я крышку корпуса рановато: прямо посреди матча "Спартак", Москва - "Динамо", Киев; после роскошного "навеса" Цымбаларя в штрафную точно на ногу Робсону трибуны, войдя в экстаз, стали ритмично орать "а-а-а-а", а все футболисты замерли в ожидании гола. Они все так и ждали бы до утра, если бы не Reset.

   Опытным путем я установил, что при установке продолжительности тайма в 4 минуты, пропуская заставки, компьютер может дотянуть до конца матча при открытом корпусе, но, например, на послематчевые пенальти его уже не хватает - видеокарта перегревается. "Плоские" игрушки "ходили" часами, а лишь только речь заходила о Direct3D или OpenGL, срок тут же сокращался до 2-10 минут. Честно скажу, разницы в быстродействии между 300 и 450 я на своих "задачах" не заметил. Конечно, под NT в 3D Studio MAX ее (зная о ее существовании) можно было видеть при длительном рендеринге, но на маленьких роликах это меня не трогало, а на больших не спасало. Тормозить, однако, было обидно, и после недолгого изучения русской же инструкции к асусовской же материнской плате я нашел "волшебный" джампер, устанавливающий частоту AGP-шины в 2/3 (67 МГц) от внешней частоты процессора (100 МГц).

   Потом мы с тестем ночь напролет под дождем носились по ночному американскому городишке, озаряемые вспышками молний - он на Lamborghini Diablo, и я - на Aston Martin. Мы сшибали знаки и ограждения, разбрызгивали лужи, сталкивались, выхватывая ближним светом фар полированные бока дорогих машин пижонских расцветок, переливающихся отблесками грозы, а под капотами мерно гудели две одинаковые ASUS V3400 TNT, перекликавшиеся по единственному сегменту инвертированной витой пары.

   Мой экземпляр карты имел полную маркировку "AGP-V3400TNT/TV/16MB", и это самое "TV" я, конечно, не мог не попробовать. Для проформы сообщаю: поставляемое в комплекте с картой ПО ASUS Live 3400 вместе с прилагаемыми шнурами позволяет записывать видеофрагменты с внешнего источника PAL/NTSC на жесткий диск (я использовал любительскую видеокамеру и своего сына) без потери кадров, что неудивительно и неинтересно. TV-выход тоже мне не пригодился - даже при выводе на телевизор с диагональю 72 см играть было трудно (из-за понижения разрешения с трудом читались надписи "Exit" на дверях), а работать - невозможно. Качество же видео на мониторе было гораздо выше.

   На этом повествование о собственно "Риве" заканчивается, дальше можно только описывать красоты остальных 3D-игр и сыпать скриншотами или приводить сравнительные таблицы быстродействия, доказывающие преимущества перед конкурентами. Оставим "Game.EXE" и iXBT их хлеб, я же поделюсь с вами радостью - чудеса бывают.

   Полтора года назад я обзавелся (все там же) самым лучшим по тем временам джойстиком для игр 3D-action - Logitech Wingman Warrior. Это был первый завоз новой модели в Россию, и я, прослышав о них, тут же выпросил один себе. К тому моменту джойстик был уже готов, а упаковка к нему - нет, и к нам они приходили в стыдливом OEM-варианте (картонной коробке без опознавательных знаков). Инструкции и драйверов тоже не было, так что жизнь пришлось учить не по учебникам.

   Этот "воитель" отличается от простолюдинов "шапочкой" на рукоятке для поворачивания головы, тяжелым обрезиненным колесиком на базе для вращения персонажа в игре на все четыре стороны и вторым хвостом, подключаемым к COM-порту для передачи в компьютер параметров положения этих дополнительных наворотов. После полугода тренировок играть действительно становится гораздо удобнее, и сетевые противники шансов выжить не имеют, не говоря уже о встроенных неуклюжих монстрах. Я надеюсь на днях притащить его с собой в гости к знакомым рекламщикам и поквитаться с недавними обидчиками (Starling, Макс, Microft - трепещите!), на своей территории виртуозно убивавшими меня, измученного клавиатурой и не привыкшего к мыши.

   Подробно описывать устаревающий на глазах джойстик смысла нет, поэтому скажу лишь, что для меня он остается пока любимой игрушкой, в тандеме с "Ривой" заменяя... не знаю, с чем сравнить - жена подсказывает "все остальное", ей виднее. А обещанное чудо - фирменная майка Logitech "It's what you touch", пришедшая на той неделе по почте из Голландии в качестве приза за правильный ответ на их сайте при регистрации этого самого "Ворриора" сразу после покупки. Вопрос был: "Назовите самый лучший руль для какого-то там варианта F1". Ну, я назвал (ответ было легко узнать на том же сайте в разделе рулей). И чудо тут не в том, что ответ оказался правильным и приз через год нашел своего хозяина (подозреваю, что не единственного), а в том, что он - посланный обычной советской почтой (хуже которой может быть только сберкасса) без заявленной стоимости - дошел-таки до меня. В свете текущей моей войны с ММТ, незаконно отключившей мне телефон (а значит, Интернет) за "неоплату" междугородних переговоров (квитанции об оплате у меня на руках), я в это чудо пока не верю. Извините, мне пора - стреляли...



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.