Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Тормоза придумали в Intel

Архив
автор : Михаил Попов   01.04.1999

   Казалось, об идентификационном процессорном номере Pentium III сказано все, что можно. На свет, однако, появляются новые подробности, причем все более интригующие.

   Многие уже обращали внимание на то, что аргументация Intel в отношении процессорного номера довольно слаба. Специалисты компании утверждают, что он предназначен для идентификации личности, когда личность того пожелает, и обеспечения безопасности в Интернете. С другой стороны, сама же Intel признает уязвимость такого подхода и подчеркивает, что процессорный номер - лишь один из компонентов защиты, который повышает надежность, но не создает ее. Как-то оправдать присутствие процессорного номера можно только в корпоративных сетях, но и тут огород городить вроде бы незачем, поскольку универсальным идентификатором там давно уже являются MAC-адреса сетевых карт. Трудно предположить, что такая корпорация, как Intel, не могла предвидеть негативную реакцию компьютерной общественности на сетевой номер и все-таки ввела его. Зачем?

   Похоже, ответ на этот вопрос можно получить, приглядевшись к тому, что находится под крышкой процессорного картриджа Pentium III. Прежде всего обращает на себя внимание (как справедливо замечает Томас Пабст на www.tomshardware.com), что у кэш-памяти от компании Samsung, которой комплектуется Pentium III, не указан такой параметр, как время доступа. А, как известно, именно кэш-память является "бутылочным горлышком", ограничивающим тактовую частоту процессора. За примером далеко ходить не нужно: тот же Celeron, у которого кэш второго уровня находится на кристалле, разгоняется намного лучше Pentium II.

   Попытки разогнать Pentium III, предпринятые такими известными оверклокерами, как Томас Пабст или специалисты iXBT (ixbt.stack.net), к особому успеху не привели - все процессоры независимо от серии, как сговорившись, прекращали работать уже при небольшом повышении тактовой частоты. К разгадке этой странности вплотную подошел американец Майкл Эриксон (Michael Erickson, www.geocities.com/CollegePark/Lab/9742), по специальности, кстати, врач, как и Томас Пабст. Проанализировав микрокод процессора Pentium III, он выяснил, что компания Intel ввела-таки ограничения на повышение тактовой частоты. В этом, однако, нет ничего необычного, поскольку Intel, в целях борьбы с оверклокерами, давно собиралась это сделать вместо фиксации умножителя частоты. Интереснее другое - те скорости, которых может достичь процессор, если ограничения снять. Эриксон пишет, что ему удалось без труда поднять тактовую частоту до 800 МГц (больше не позволяла имеющаяся в его распоряжении материнская плата). По-видимому, это далеко не предел, и гигагерцовый Pentium III, продемонстрированный Intel на последнем "Intel Developer's Forum", - не более чем серийная модель.

   Дальше - больше. Введенное Intel ограничение тактовой частоты оказалось не аппаратным, а программным, а, значит, его можно снять программными же средствами. Именно здесь-то может и понадобится процессорный номер, уникально идентифицирующий каждый чип. Эриксон предполагает следующий сценарий: в один прекрасный день Intel объявляет о возможности апгрейда процессора, только не аппаратного (как в случае с Pentium Overdrive), а программного, за дополнительные деньги. Проблема пиратства в этом случае решается автоматически - ведь приобретаемая конкретным пользователем утилита оказывается жестко привязанной к его процессору. Нужно признать, что маркетинговый ход довольно хитрый - пользователю покажется привлекательной возможность апгрейда, не открывая корпус компьютера.

   Скорее всего Intel пойдет на этот шаг уже в ближайшее время, дабы противостоять все возрастающему давлению AMD. Мы будем следить за развитием событий.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.