Поползут, поплывут, полетят... и отрежут
Архив Весьма вероятно, что в ближайшие двадцать лет наш мир наполнится еще одной рукотворной реальностью. Это будут автономные роботы, давно завещанные нашей цивилизации в произведениях техно-фантастов.
А дело обстояло и обстоит вот как. 30 сентября 1997 года Сенат США и рабочая группа конгресса по промышленному производству (Task Forces on Manufacturing) официально попросили Министерство энергетики (DOE - Department of Energy), министерство обороны (DoD - Department of Defence), Национальный научный фонд (NSA - National Science Foundation), министерство торговли (Department of Commerce) и национальное управление аэронавтики и космонавтики (NASA - National Aeronautical and Space Administration) "разработать общую технологическую маршрутную карту (roadmap) развития робототехники и интеллектуальных машин, которая определит области наиболее критических фундаментальных проработок".
Немедленную реакцию на обращение высоких кругов проявило министерство энергетики (что логично - согласно специфике деятельности ведомства). Куратором проекта стал секретарь министерства Эрнст Мониц (Ernst Monitz), известный успешными применениями маршрутных карт в начальных фазах других правительственных проектов в области науки и технологии.
Можно сказать, что маршрутные карты - конек Моница. Он рассматривает их, как самый эффективный метод идентификации, выбора и детализации целей, способных решить близкие и отдаленные проблемы, с которыми столкнется проект. Первое, что на практике сделал Мониц, - самолично сформировал команду специалистов, во главу которых поставил Пэта Эйкера (Pat Eicker), директора Центра интеллектуальных систем и роботов при лабораториях Sandia (Лаборатории Sandia являются многопрофильным исследовательским учреждением министерства энергетики, а управляет ими подразделение корпорации Lockheed Martin. Основные мощности лабораторий расположены в Альбукерке, Нью-Мексико и Ливерморе (Калифорния).).
Уже в течение года Эйкер руководит группой исследователей, среди которых - специалисты из пяти главных национальных лабораторий США (SNL - Sandia Nat. Lab., ORNL - Oak Ridge Nat. Lab., INEEL - Idaho Nat. Engineering & Environment Lab., LANL - Los Alamos Nat. Lab., LLNL - Lawrence Livermore Nat. Lab.). Например, от лабораторий Sandia в группу входят девять специалистов. Кроме этой команды свой вклад в развитие проекта вносят представители многочисленных заинтересованных федеральных министерств и агентств.
Итак, группа выработки маршрутной карты развития робототехники начала свою деятельность в марте 1998 года. В июле на свет появился первый документ маршрутной карты, в ноябре - вариант, который не стыдно было и начальникам показать. Команда передала свой опус Моницу и в комитет по исследованиям и разработкам министерства. Оценка была такова: "звучное подтверждение нашей правоты". После этого, по указанию Моница, команда подготовила детализированную схему карты, которая была опубликована в январе 1999 года, и с которой можно познакомиться на сайте www.sandia.com/isrc (если не скучно будет скачивать 9 мегабайт документа в формате pdf для прочтения в Adobe Acrobat).
Как объясняет Эйкер, маршрутная карта совмещает два плана. Первый пятилетний план определяет работы, которые должны быть завершены в 2001-2005 финансовых годах, - это основа для принятия решений по бюджетированию проекта. Двадцатилетний план имеет более визионерский (или абстрактный) характер, и в нем главный вопрос: технологии какого рода потребуются для достижения стратегической цели всего проекта.
Почему Эйкера так волнуеют финансирование, что он акцентированно комментирует этот сугубо закрытый вопрос, который в рамках правительственной программы должен решаться автоматически? Как можно понять из документов, разработанных группой Эйкера, для того чтобы проект задышал и начал выдавать что-то реальное, ежегодно необходимо 80 млн. долларов. Это вдвое больше, чем сорокамиллионные дотации, которые выделяет министерство энергетики всем своим проектам, имеющим отношение к робототехнике.
Наконец, все эти стремительные акции в феврале нынешнего года были увенчаны отчетом министерства энергетики, который имеет название, вносящее смятение в душу: "Робототехника и умные машины: маршрутная карта для критической технологии" ("Robotics and Intelligent Machines: Critical Technology Roadmap").
Если же говорить о практической стороне дела, избегая цитирования неудобоваримых бюрократических сентенций из доклада, то, как предвещают специалисты из лабораторий Sandia, к 2020 году произойдет еще одна техническая революция. Микроскопические автономные роботы, способные ползать, летать и плавать, будут вести мониторинг проводить настоящие разведывательные операции и пр. Роботы покрупнее будут дезактивировать склады и контейнеры для радиоактивных веществ, благодаря чему отпадет необходимость участия людей в таких опасных операциях. Другой класс роботов станет заниматься сборкой микрокомпонентов электронного и механического оборудования - то, чем сейчас люди в стерильных помещениях расшатывают свои нервы с помощью микроскопов и пинцетов.
А вот пример более гуманитарного применения роботов. В технологическом парке лабораторий Sandia среди прочих компаний high-tech разместилась MicroDexterity. Основанная совсем недавно доктором Стивом Чарльзом (Steve Charles), хирургом-офтальмологом (имеющим к тому же ученую степень по электромеханике), компания разработала устройство-робот, выполняющее тончайшие операции на глазах пациентов и устраняющее таким образом тремор руки хирурга, который присутствует всегда - даже, если врач полный абстинент. Интересно, что за принципиальную основу своего робота-хирурга Чарльз принял конструкцию механической руки, разработанную специалистами Sandia для разборки ядерных боеприпасов.
Созданное MicroDexterity устройство размером примерно с банку "Пепси" немедленно вызвало интерес у многих промышленных компаний. В частности, в Ford Motors его оценивают как перспективного робота для линий, на которых производятся самые тонкие и точные узлы автомобилей.
Куда волнительнее другие фантазмы: стаи роботов-пчел, налетающие на позиции вражеских войск...