О цикле семинаров "правовые аспекты бизнеса в интернет"
АрхивСегодняшней статьей Александра Евтюшкина мы продолжаем публикацию серии материалов по следам выступлений на цикле семинаров "Правовые аспекты бизнеса в Интернет", проведенном группой "Платежные системы Интернет" в феврале-марте этого года. Впечатлениями от прошедших семинаров делится координатор группы Константин Преображенский.
Сегодняшней статьей Александра Евтюшкина мы продолжаем публикацию серии материалов по следам выступлений на цикле семинаров "Правовые аспекты бизнеса в Интернет", проведенном группой "Платежные системы Интернет" в феврале-марте этого года. Впечатлениями от прошедших семинаров делится координатор группы Константин Преображенский.
В нашей электронной коммерции сложилась типичная для России ситуация: каждый - сам за себя. Все вынуждены приобретать опыт ценой проб и ошибок. При существующем уровне развития систем электронной коммерции цена технической ошибки невелика, гораздо серьезнее могут быть последствия применения неправильных правовых схем реализации тех или иных технологических решений. Ведь безразличное молчание госслужб в лице ФАПСИ и налоговых органов - явление временное (пока "лосенок маленький"), однако мы уверены, что стоит сетевой экономике мало-мальски набрать обороты, как наиболее успешные проекты будут безжалостно задушены, благо современная законодательная база позволяет это сделать без особого напряжения.
|
Очень хотелось бы изменить грядущий сценарий либо, по крайней мере, подготовиться к началу его реализации. Тут мы видим разные пути. Первый, которому группа "Платежные системы Интернет" следует третий год, - просветительский. Необходимо как можно шире распространять накопленный и за рубежом, и в России опыт по всем аспектам электронной коммерции: концептуальный, технологический и правовой. Хотя кое-кто считает такую деятельность бесполезной, мы уверены, что пока принципы коммерческого функционирования Интернета на правовой основе не стали общим местом и не вошли в обычай делового оборота, необходимо на всех уровнях распространять точную информацию.
Особенности развития российского Интернета не позволяют рассчитывать на широкое вовлечение рядовых пользователей в электронную коммерцию. А пропаганда Интернет-решений в среде бизнеса вообще является особой задачей, поскольку требует не только доброй воли, но и понимания необходимости понести ощутимые материальные траты на перестройку сложившихся офлайновых схем и методов работы.
Второй путь ("сверху") - попытки либеральной правовой регламентации Интернета как такового, сетевой коммерции и иных взаимоотношений между субъектами в свете технологических реалий. Я имею в виду попытки разработать или модернизировать законы о связи, средствах массовой информации, об авторских и смежных правах, об электронном документообороте, о СОРМе и т. д.
Всем памятна попытка навязать лицензирование сайтам, использующим RealAudio, а на горизонте уже маячат проблемы с MPEG3. Здесь очень хотелось бы рассчитывать на наших мудрых юристов, обобщающих и развивающих опыт других стран, но "страшно далеки они от народа", а тем более от понятия о современных технологиях. И расстраивает даже не глубокое невежество законотворцев, а принципиальное нежелание чем-либо подобным интересоваться.
Если индивидуалисты-программисты все же с горем пополам учатся работать в команде, чтобы производить продукт с определенными потребительскими качествами, то представить слаженно работающую над законами команду юристов, видимо, невозможно. У каждого своя точка зрения на вопрос, зачастую построенная на отрицании мнения оппонента, и многочасовые дискуссии не оставляют никакого "сухого остатка". Технарей, в свою очередь, мало волнуют юридические аспекты, и в результате те или иные продукты не могут официально функционировать (например, в области защиты информации).
Третий путь ("снизу"), видимо, самый традиционный в России, - поиск обходных путей и дыр в законодательстве, где Интернет дает необозримые возможности для фантазии наших сограждан. Опасаюсь, что наше государство начнет обычный для себя волюнтаризм по этому поводу вместо того, чтобы взять пример с американского государства, всячески поддерживающего Интернет вообще, и электронную коммерцию, в частности, в том числе и "налоговыми каникулами".
Безусловно, есть еще немало путей и тропинок, которые выбирает история, но мы - группа "Платежные системы Интернет" при поддержке фонда "Евразия" - специально провели (и будем проводить дальше) семинары для всех желающих, чтобы побудить к сотрудничеству юристов, разработчиков, финансистов и коммерсантов. Надеюсь, что в конце концов будет сломан барьер непонимания со стороны "практиков", которые считают, что такие встречи - пустая говорильня, и со стороны юристов, которые несут знания в "сетевой народ", плохо представляя его потребности и возможности.