Вслушиваясь в завтрашний день
Архив Известно, что 90 процентов информации человек получает с помощью зрения. Соответственно, на долю слуха остается явно меньше 10. Но кто-нибудь задумывался о "качестве" этих процентов? Между тем, проведенный несколько лет назад, кажется, в Штатах, опрос показал, что любимое занятие людей - слушать музыку, а совсем не то, о чем вы подумали (секс на почетном втором месте). Осмелюсь предположить, что в качестве источника приятного звук играет для большинства не менее важную роль, чем изображение, а женщины ушами вообще любят.
Я музыку тоже слушаю много и часто, поэтому первую свою тему в КТ сделал именно о звуке. Под рабочим названием "Звук завтра" ее мне предложил Евгений Козловский, чтобы продолжить разговор, начатый Дмитрием Симаненковым в двойной теме "Цифра и звук" (см. КТ ##258-259, 260). В отличие от Дмитрия Симаненкова, я не специалист в области цифрового звука, а простой его потребитель. Поэтому я попытался выяснить и показать в теме, а что же будет звучать в скором будущем в домах и автомобилях таких же, как и я, потребителей.
Естественно, внимание было сосредоточено на цифровых технологиях, без этой привязки тема была б уж совсем "некомпьютерровская", и, заполнив бумагу, скажем, материалами о перспективах ламповых усилителей, я бы сильно рисковал остаться непонятым как читателями, так и главредом, и моя тематическая деятельность в КТ закончилась бы на самом старте. С другой стороны, это мне кажется оправданным и концептуально, поскольку "цифра" все глубже проникает в аудиомир.
К сожалению, существующие цифровые решения (прежде всего, CD) не устраивают не только эстетов, не признающих ничего, кроме hi-end, но и большое число рядовых пользователей, на которых держится массовый рынок.
Первый материал темы, "Звук в конце туннеля", посвящен развитию цифровых форматов хранения звука, призванному устранить недостатки существующих CD. Технологии DVD-Audio и SACD придут в наши дома (а может быть, лишь одна из них) уже в ближайшие годы, и аудио-CD в году этак 2005-м мы скорее всего в продаже уже не увидим.
Один из недавних выпусков "Терры" был посвящен цифровому телевидению. О нем сейчас говорят много. Гораздо с меньшей помпой проходит внедрение цифрового радио, хотя ныне оно более распространено в мире, чем цифровое ТВ. Вторая статья темы отдает дань этому перспективному начинанию, хотя цифровое радио уже нельзя отнести к технологиям завтрашнего дня.
Третья статья, "Звуковой мост в следующее столетие", несколько отступает от темы. В ней речь идет не о потреблении, а о создании, синтезе звука. Впрочем, новые технологии, описываемые в ней, а также рост производительности PC ведут к тому, что со звуком в скором времени можно будет на средней домашней системе делать то же, что еще недавно делали в студии на оборудовании ценою в десятки килобаксов, и каждый сможет превратиться из потребителя в создателя.
История последней статьи такова. О разработке компании 1...Ltd я узнал из известнейшего аудиофильского издания "Stereophile", ссылка в нем привела меня на публикацию в "EE Times". Прочитав материал о разработке цифровых акустических систем, я был крайне заинтригован. "Вот оно, окончательное и абсолютное торжество цифры!", - подумал я. Цифро-аналоговое преобразование осуществляется одновременно с преобразованием электромагнитных колебаний в акустические, а в акустической среде от аналоговости не избавиться уже никак. Но Дмитрий Лилеев, взявшийся написать статью и, безусловно, разбирающийся в акустике лучше меня, мой пыл быстро охладил, в пух и прах разругав идею 1...Ltd. Что, впрочем, не поколебало моей уверенности в том, что если не сейчас, то позже, если не 1...Ltd, то кто-то другой, но сможет предложить решение для "оцифровки" АС, достойное hi-fi.
Пусть вам не покажется странным, что мы обошли вниманием Интернет-радио и распространение музыки через Сеть. Действительно, многие, в том числе Анатолий Левенчук в недавнем материале "Цифрофоны" (см. КТ #287), считают, что вся музыка скоро будет доставляться через Интернет. Хочу поспорить. Сегодня музыка в Сети распространяется только в MP3 или в других сжатых форматах (о них и так уже написано немало, поэтому я решил не повторяться). Но MP3, который я очень люблю и которым у меня забито под завязку уже два винчестера, я никак не могу назвать альтернативой CD и, тем более, DVD - для меня это замена аудиокассет либо мини-дисков. Покупать музыку по Интернету в MP3 или в другом формате меня лично страшно "ломает" еще и по другой причине. Для меня компакт-диск - это не только его музыкальное содержимое, но и оформление, коробочка... Товар, одним словом. А перекачанный файл я чисто психологически не могу воспринять как товар.
Рассматривать Интернет-радио как альтернативу аналоговому FM или цифровому радио я бы тоже не стал. Качество звука, которое Интернет дает большинству пользователей, будет еще очень долгое время разительно отличаться от эфирного вещания. Вот когда Интернет будет сплошь мегабитным и беспроводным, тогда он и станет основной средой передачи музыки. Но случится это не так скоро...