Д. Грей. Photoshop Plug-ins. Расширения программы Adobe Photoshop.<br>А. М. Тайц. Каталог Photoshop Plug-ins.
АрхивД. Грей. Photoshop Plug-ins. Расширения программы Adobe Photoshop.
Пер. с англ. - СПб.: BHV - Санкт-Петербург, 1998. - 432 с.
Пер. с англ. - СПб.: BHV - Санкт-Петербург, 1998. - 432 с.
Издательство "БХВ - Санкт-Петербург" второй раз радует поклонников Photoshop подробнейшим каталогом подключаемых модулей для этой программы.
Благодаря первой книге, вышедшей тиражом 7 тыс. экземпляров в 1998 году, число пользователей Photoshop, несомненно, возросло. Удивительно, что тираж нового каталога всего три тысячи. Сегодня в продаже имеются оба издания, удачно дополняя друг друга, как систематический и алфавитный каталоги.
Photoshop, как любой профессиональный продукт, позволяет расширить базовые возможности путем подключения дополнительных модулей (plug-ins). По аналогии с фотоаппаратом, в русской версии программы эти модули названы фильтрами, хотя подчас играют роль сменного объектива, вспышки, а то и фотопленки.
К настоящему времени различными производителями выпущено около двухсот Photoshop-совместимых фильтров (не считая поставляющихся в комплекте с самой программой).
Книга Даниэла Грея, по-моему, первый русскоязычный путеводитель в этом быстро разливающемся море. Автор рассмотрел около ста дополнительных модулей, разбив их по назначению на пять разделов:
А - Оптимизация изображений для печати.
Б - Оптимизация изображений для WWW.
В - Оптимизация работы.
Г - Прорыв к творческой свободе при помощи спецэффектов.
Д - Подключайтесь к третьему измерению.
Для каждого модуля приводится информация о производителе, назначении, платформе, требованиях к аппаратному и программному обеспечению, совместимых программных продуктах, краткие инструкции, советы и решения.
Не являясь, по собственному признанию, гуру в вопросах Photoshop, Грей не требует и от читателя каких-либо специальных знаний, избегая не относящихся к описанию конкретного модуля понятий и определений.
Если вы хотите заинтересовать виртуальной фотостудией своего ребенка, скажите спасибо Грею, он уже сделал за вас полдела: его книга - это наглядный учебник для начинающего пользователя. Вместе с тем и подготовленный читатель найдет в ней немало интересного и нового, в том числе, благодаря добротному переводу английских терминов Михаилом Ивановым: стали бы вы сами разбираться, что значит "Breakup Roughness" (бурность рассеивания) и чем она отличается от "Breakup Amount" (степень рассеивания)?
Описание каждого модуля с подробным разъяснением назначения элементов интерфейса напоминает первые главы из User's manual. Даже иллюстрации автор часто заимствует из поставляющихся с модулями help-файлов. Наверное, так и должно быть в официальном каталоге, где каждая фирма сама решает, какой стороной показывать товар. Поэтому авторские оценки всех продуктов исключительно положительные и касаются только штатных режимов работы. Благодаря грубому американскому юмору в тонком русском переводе, такая неприкрытая реклама переносится с улыбкой: "Минздрав предупреждает: исследование новаторского интерфейса Kai's Power Tools и эксперименты с этими эффектами могут перерасти в болезненную привязанность" (стр. 300).
А. М. Тайц. Каталог Photoshop Plug-ins.
СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 1999. - 464 с.
СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 1999. - 464 с.
Автор второго каталога plug-ins, наш соотечественник Александр Тайц, несомненно, проштудировал предыдущее издание. Тем приятнее полное отличие его книги от труда Даниэла Грея.
Тайц относит себя к опытным пользователям Photoshop и ориентируется на своих коллег. Выбрав для структурирования материала алфавитный список фирм-производителей (!) фильтров, автор ожидает от читателя некоторого знания текущего положения дел в отрасли. Каждая глава (всего около 70) отдана одной фирме. Разделы внутри главы соответствуют пакетам модулей, которые продаются вместе, "в одной коробке".
Если вы не помните названия изготовителя модуля, найти что-нибудь подходящее вам по назначению очень трудно. Другое дело, если компакт-диск с двумя сотнями фильтров уже куплен. Какие из них нужны именно вам, станет ясно или после установки, крэка, запуска и снесения системы, или раньше - из алфавитного каталога. (Вспоминается дискуссия советских времен о структуре телефонного справочника: располагать ли организации по алфавиту или по профилю, могут ли соседствовать на странице баня с банком и продмаг с прокуратурой. Тогда победил систематический подход.)
О каждом модуле (всего рассмотрено около 150) приведена следующая информация: производитель, назначение, платформа, перечень аналогов, рейтинг (мнение автора), наличие демо-версии и перечень возможностей. Приводится не только интерфейс фильтра, но и результаты его работы с различными настройками.
Объем и качество иллюстраций (но не полиграфии) - выше всяких похвал.
Похоже, Александр Тайц не сомневается, что читатели переходят на новую версию Photoshop в день ее выхода: совместимость фильтров даже с четвертой версией остается за рамками обзора. Автора можно понять, его профессиональные пристрастия страшно далеки от народа: при среднем объеме информации "три страницы на plug-ins" фильтру Silver Fast, предназначенному для качественного сканирования и коррекции изображения, отведено десять страниц.
Огорчает отсутствие словарика английских терминов; в тексте, как правило, дается только их перевод для каждого фильтра, а сами английские эквиваленты приходится искать на скриншоте интерфейса.
Автор сообщает много информации, не относящейся непосредственно к работе с фильтрами, но способной повлиять на выбор продукта. Так, на стр. 109 читаем: "...основные направления разработок CGSD - это создание программ-имитаторов для военных заказчиков. В результате этих разработок появилась библиотека программ, управляющих текстурой и цветом". Упоминание могущества оборонки действует независимо от качества товаров конверсии отечественной. Я, например, клюнул и фильтры CGSD поставил, хотя текстуры мне и не нужны.
Алексей Климов