Рынок идей в истории
Архив...иной человек трудится мудро, со знанием и успехом,
и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том,
как бы часть его. И это - суета и зло великое!
Екклезиаст [Ек.2:21]
и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том,
как бы часть его. И это - суета и зло великое!
Екклезиаст [Ек.2:21]
Проблема
Можно ли вообразить столь странную рыночную экономику, в которой успехи науки, культуры, образования и медицины ценились бы выше, чем бизнес на энергоносителях, оружии, недвижимости, металлах, компьютерах и программном обеспечении? Нет, конечно. Этого попросту не может быть, потому что не может быть никогда. Хотя на самом деле не совсем понятно, откуда берется эта наша уверенность. Доллар, вложенный, например, в науку, дает отдачу большую, чем любой легальный бизнес. Тем не менее, инвестиционная привлекательность науки почти равна нулю: "...затраты СССР на математику в год составляли стоимость одного танка, а современные затраты России стоимость примерно одной десятой танка в год. Мы живем в сумасшедшем мире, будущее которого представляется весьма сомнительным", [1] - пишет академик В. И. Арнольд, самый значительный из оставшихся в России математиков. И добавляет: "Человечество в целом (перед которым, ведь, стоит тяжелейшая задача выживания в условиях мальтузианского кризиса) должно будет заплатить тяжелую цену за близоруко-эгоистическую политику составляющих его стран". Выходит, выживание, жизнеобеспечение и духовное совершенствование человечества отнюдь не являются его инвестиционными приоритетами. Почему? Разберемся!
Подавляющее большинство людей в истории реализовало отпущенный им земной срок исключительно в заботах о хлебе насущном. Инвестировать в тот или иной бизнес они могли только свой труд. Однако тт. Маркс, Энгельс и Ленин сильно упрощали, сводя все проблемы социального прогресса лишь к оппозиции труда и капитала. Точнее, только овеществленного труда и только финансового капитала. Нынче в ходу понятия "интеллектуальный капитал" и "духовный труд" (Sic! "душа обязана трудиться"). И если с интеллектуальным капиталом вопрос является крайне запутанным, то с духовным трудом ясности нет вообще никакой. Между тем именно эти понятия приближают к ответу на интересующий нас вопрос.
"Чтобы получить сверхприбыль, нужно изобрести оригинальный маркетинговый ход. Желательно заложить в его основу идею, способную овладеть массами и приобрести фанатичных сторонников. Тогда деньги и успех у вас в кармане. Вся история компьютерного рынка показывает, что появление таких идей происходит с завидной регулярностью. Рынок просто не может без них жить. Лет пять назад компьютерное сообщество вдруг решило, что в течение двух-трех лет отомрут все сетевые протоколы, кроме "прогрессивного" ATM. Сейчас использовать ATM в локальных сетях по-прежнему дорого, и позволить себе это удовольствие могут немногие, а в глобальных сетях успешно функционируют IP, SDH, Frame Relay, X.25. Два года назад развернулась истерия по поводу Java и идеи заменить все ПК на сетевые компьютеры. Говорили, что Java вытеснит Си++ и другие языки, подорвет позиции Windows. Результат - Java и NC до сих пор ищут себе место. К ним есть устойчивый интерес, но речь идет только о нишах на рынке. Здесь любопытна аналогия с западным рынком ценных бумаг. Похожие события на нем случаются чуть ли не ежедневно. Под влиянием ожиданий цена акций резко подскакивает вверх, а затем, когда они не оправдываются, столь же резко падает. Такая ситуация называется хайп (hype). Мастерство профессионального игрока - в том, чтобы раскрутить ожидания до предела, подогрев их покупкой крупных пакетов, и вовремя скинуть все эти пакеты, прикарманив деньги остальных участников". [2]
Смысл рынка в данном примере - в идее, способной овладеть массами. Идею, воодушевляющую инвесторские массы, в дальнейшем будем именовать "интеллектуальный капитал". В той же системе понятий "духовный труд", соответственно, означает раскрутку живого интереса инвестора к самой идее получения прибыли. Границы диапазона этого интереса Маркс обозначил так: "оживляется" - при 10% годовых и "нет такого преступления, на которое даже под страхом виселицы и т. д." - при 300% годовых [3]. Затраты душевных сил, "духовный труд" масс - необходимое условие существования любого рынка от "лохотрона" на площади трех вокзалов в Москве до NASDAQ и FOREX. Если же вывернуть проблему наизнанку, то можно сказать и так: личные затраты душевных сил на овладение идеями, разделяемыми другими, с неизбежностью порождают рынок.Короче! Всякий рынок является на деле лишь рынком идей. И первично на рынке сознание, а не материя. Деньги, обращаясь в расчетно-клиринговых системах бирж, лишь фиксируют факт приверженности плательщика некоторой фикции [4], котирующейся на данной бирже. Точно так же, как уплата членских взносов свидетельствует о том, что плательщик таковых разделяет ту же самую веру (в светлое будущее, в невидимую руку рынка etc.), что и его товарищи по партии. И хотя на рынке металла действительно совершают сделки на покупку и продажу партий проката, а на валютном рынке обменивают деньги, однако физически в обоих этих местах торгуют всего лишь контрактами - некоторыми символами веры, оформленными на всякий случай юридически. Вроде членства в партии. Но любые партии, даже не обязательно основанные на принципиальной глупости своих членов, как, например, "Партия обманутых вкладчиков", имеют практический смысл лишь когда (и если) позволяют манипулировать массами. Крылатое выражение "нет такого обманутого вкладчика, которого нельзя было бы обмануть еще раз" отражает факт устойчивого спроса на интеллектуальный капитал: платежеспособные массы действительно не могут жить без рыночной веры. Предложением интеллектуального капитала на внебиржевой рынок идей можно считать приглашение к участию в финансовых пирамидах. Формы этих структур разнообразны. Существуют ИТ-пирамиды [5], хоть и не предполагающие выпуска ценных бумаг, подобных билетам "МММ", но по своему замыслу сходные с классической "схемой Понци" [6]. Надежно проверенная жизнью [7], эта схема срабатывала столько раз в истории, что, нет сомнений, сработает еще - такова человеческая природа! - и не только в России или там в Албании, но также и в благословенной Америке. Причины стойкой инвестиционной привлекательности финансовых пирамид на самом деле изучены столь же мало, сколько и причины непривлекательности науки, культуры, образования и медицины для инвесторов всех времен и народов.
И здесь мы вплотную приближаемся к выдвижению гипотезы о некой закономерности, которая бы позволила объяснить наблюдаемое противоречие с позиций материализма.
Гипотеза
Попытаемся обосновать такую гипотезу: история есть побочный продукт рынка идей. Собственно, сама по себе идея сродства истории и рынка является общим местом: "Я утверждаю, что развитие цикла подъем-спад деловой активности имеет такое же отношение к истории в целом, как и динамика состояния финансовых рынков" [8]. Сразу же естественный вопрос: а что такое рынок идей? И заодно уж, что такое рынок вообще - с точки зрения физики?
С точки зрения физики рынок обладает теми же самыми признаками самоорганизующегося объекта, что и живой организм. В трактовке лауреата Нобелевской премии по физике Эрвина Шредингера "Жизнь - это упорядоченное и закономерное поведение материи, основанное не только на одной тенденции переходить от упорядоченности к неупорядоченности, но и частично на существовании упорядоченности, которая поддерживается все время". [9]
Иными словами, организм - по Шредингеру - является макроскопически упорядоченной системой, действующей по детерминированным законам, тогда как его основу составляют макромолекулы (гены и хромосомы), поведение которых имеет квантовый, статистический характер.
Второе начало термодинамики требует, чтобы неупорядоченность (энтропия) в изолированных системах нарастала. Энтропия служит мерой хаотичности системы, а ее убывание увеличивает упорядоченность. Однако организмы - это отнюдь не изолированные системы; они не только сохраняют упорядоченность, но размножаются и строят в онтогенезе новые макроскопически упорядоченные системы под контролем квантовых молекулярных объектов - генов.
Шредингер предположил, что эта особенность жизни, отличающая ее от всего неживого, возникает на основе действия каких-то физических законов, не менее фундаментальных, чем начала термодинамики. В рамках его концепции можно предполагать, например, что живой организм избегает перехода к хаосу и распада за счет питания высоко упорядоченными продуктами.
"Он (организм) питается отрицательной энтропией, как бы привлекая <извне> на себя ее поток, чтобы компенсировать этим увеличение энтропии, производимое им в процессе жизни, и таким образом поддерживать себя на постоянном и достаточно низком уровне энтропии". [10]
Приверженцы "эффективного рынка" формулируют почти такие же идеи относительно приводных механизмов рыночной динамики: согласно их воззрениям, изменения рыночных цен происходят под воздействием новой информации, то есть рынки также "питаются" поставляемой извне отрицательной энтропией. Различие лишь в формулировках понятия энтропии: для организмов энтропия определяется по Больцману, для рынков - по Шеннону. Система представлений, определяющая рынок через внешнюю информацию, которой он "питается", по сути дела исключает анализ внутренней динамики, саморазвития рынка, резервируя место для, хотя и наглядного, но не более чем мистического образа "невидимой руки". Однако то, что сходило за науку в романтический период классического естествознания, теперь уже никого устроить не может. Даже теоретиков экономической науки, не испытывающих на самом деле нужды научно объяснять механизм работы рынка. Зачем объяснять то, что превосходно работает и так, безо всяких объяснений, а будучи удовлетворительно объяснено, вряд ли станет работать лучше? Оттого рыночная наука и находится на аристотелевом уровне, а питаемая ею практика порождает фантастические по идиотизму проекты вроде нынешних российских реформ.
"Абстрагированные от человеческой реальности, внутренние механизмы рынка создают завораживающее ощущение совершенства, логического и самокорректирующегося. Многие умные люди стали обожествлять эти рыночные принципы как своего рода духовный кодекс, который будет разрешать для нас все важнейшие вопросы, - социальные и моральные, пока никто не будет нарушать его власть. В наш современный светский век многие люди, считающие себя рациональными и культурными, с тем же благоговением уверовали в идею самокорректирующегося рынка, как другие уверовали в Бога. И если этот Бог окажется несостоятельным, люди во всем мире смогут, по крайней мере, увидеть вещи в более четком свете и принять на себя ответственность за собственную жизнь". [11]
По поводу Бога и гипотез д-р Пьер-Симон Лаплас на вопрос Императора французов все, кажется, сформулировал - раз и навсегда. Нам здесь гипотеза божественности тоже не понадобится. И проще, наверное, будет предположить вот что. Капитал, труд и конечный продукт совместно образуют некую триаду, которая ведет себя как генератор автоколебаний. Выше мы толковали о таких понятиях, как "духовный труд" и "интеллектуальный капитал", но даже не пытались ничего утверждать о связывающей их метрике. Нужная метрика легко обнаруживается в указанной триаде "труд-капитал-продукт", это - эластичность замещения труда (духовного) капиталом (интеллектуальным). Соотношение для подобного рода связей известно под названием "производственная функция" [12]. Трактовать понятие производственной функции здесь следует широко, имея в виду не только производство "чего-то железного", но и такой специфический производственный процесс, конечным продуктом и сырьем которого являются деньги, - биржевую игру. Параметр производственной функции под названием "эластичность" задает численную меру замещения труда капиталом. Оценку этой величины по реальным данным, источником которых является экономика, напрямую связывают со способностью последней к выживанию. Так, для СССР низкая степень взаимозамещения в экономике труда и капитала, на интервале 1950-1985 годов, по разным оценкам [13], не превышавшая 0,4, явилась по сути дела приговором ("не в коня корм"), а череда известных исторических событий, обогативших определенные слои, - приведением приговора в исполнение.
Подразумевая интеллектуальный капитал и духовный труд, мы вправе допустить, что преходящая мода на те или иные идеи есть эволюция замещения и, стало быть, готовность людей нести личные издержки ради воплощения тех или иных идей (политических, религиозных, экономических, национальных), модных в данном сезоне, может быть отслежена в значении эластичности. И не только отслежена, а целенаправленно в подходящие моменты изменена. Такой вот получается автогенератор, он же "водитель ритма исторического процесса".
Избегнем соблазна пуститься в описание механизма запуска колебаний и свойств нелинейного автогенератора, задаваемого производственной функцией. Отметим лишь вот что: подобным образом устроенная распределенная система имеет богатое разнообразие решений, включающее все реально наблюдавшиеся в истории сценарии - от эволюции до революции.
Во всяком случае, такая схема позволяет на качественном уровне вполне правдоподобно объяснить многие зафиксированные в хрониках события. По крайней мере, их последовательность, которая во все времена одинакова: вброс новой идеи, овладение идеи массами, принесение массами на алтарь (чаще всего принадлежащий авторам-исполнителям идеи) реальных денег или иных ликвидных активов. На самом деле вся писаная история вида Homo Sapiens есть не что иное, как воплощение биржевого принципа "покупать на ожиданиях, фиксировать прибыль на фактах". Что массы "покупают" регулярно и как это делается, теперь уже знают все, поскольку циклы истории стали прокручиваться очень быстро. Что же происходит с автогенератором?
Интересно, что так вопрос не ставится. Математики, если и берутся за проблему истории, то отнюдь не помышляют об изменении ее онтологического статуса как процесса. История по умолчанию принимается некой первичностью вроде видимого движения Солнца. Какой толк от того, что однажды один зануда выяснил, будто Солнце вовсе не светильник, регулярно восходящий на востоке и заходящий на западе, а нечто иное? Да никакого. Нет, в самом деле, для теории хронологии, например, и вправду, не имеет ни малейшего значения, обращается ли Солнце вокруг нас или же Мироздание устроено как-то по-другому [14].
Для профессионалов гипотеза, в коей история принимается за побочный продукт функционирования некой схемы, конечно же, не может не показаться оскорбительной (а, соответственно, автор гипотезы - невеждой). Точно так же и церковники в свое время искренне возмущались еретиками, ставившими под сомнение истину, согласно которой именно Земля есть центр Мира. Некоторых, самых заядлых, особо в подобных заблуждениях упорствовавших, бывало, что и жгли. Чтоб хоть души их спасти. О бессмертных душах несколько ниже. А пока возобновим вопрос: что же происходит с гипотетическим генератором, "ответственным" за то, что уже никому не дано изменить, - за историю?
Примеры
Классический пример разбирает Сорос. По-видимому, он очень гордится этим своим открытием, потому что переписывает его из книги в книгу. Речь идет о фьючерсном контракте на коммунизм. Группа товарищей, образовавшая на рубеже веков "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", а после ликвидации товарищества с ограниченной ответственностью - еще целый ряд хорошо организованных структур, предложила этому самому рабочему классу вот какие условия. Покупатель фьючерса получает право на высокие стандарты жизни в будущем (коммунизм), а продавец (упомянутая группа товарищей) на основании контракта получает от покупателя сущую мелочь - его душу. Как изменялась цена на коммунизм в течение всей эпохи существования СССР и сколь драматически это изменение сказалось на судьбе страны, Сорос разбирает очень подробно. Нам этот разбор ничего нового в плане проблемы данной статьи не даст, потому не станем его далее обсуждать.
Право, примеров тому, что история - это лишь цепь сделок, при желании можно привести неограниченное множество, см., в частности, раннюю работу автора на сходную тему [15]. У каждой идеи - свой индивидуальный жизненный цикл и свой масштаб. Знать заранее, как сработает та или иная идея на рынке, очень трудно, практически невозможно. Тот же Сорос, например, утверждает, что определяет эффективность идей, запускаемых им на финансовые рынки, исключительно эмпирически. Характерным является глубокий просчет идей, запускаемых в глобальное обращение американской администрацией.
Можно было бы, конечно, еще порассуждать о неизбежном как мировая революция коллапсе американского фондового рынка, выстрелом "Авроры" для которого может стать проблема Y2K, но оставим духовный труд придумки конкретных примеров читателю. И только повторим основной тезис данной работы: история - всего лишь побочный продукт рынка идей, и "лохам" на этом рынке уготована весьма незавидная роль.
Резюме
Теперь ответ на поставленный в самом начале статьи вопрос вроде бы становится совершенно очевидным. Успехи науки, культуры, образования и медицины ценились бы выше, буде с ними связывались массовые ожидания. Без массовых ожиданий нет массовых инвестиций и вожделенного хайпа, что делает бизнес, например, на астрономии совершенно противоестественным. В то же время бизнес на астрологии существует, да какой! Этот сегмент рынка услуг в одних только богоспасаемых Соединенных Штатах грубо оценивается в миллиарды долларов. Грубо - потому что даже налоговой службе США трудно дать точную оценку такому многомерному явлению, как человеческая глупость, против которой (согласно Шиллеру) бессильны даже боги. В этом суть рынка: если есть массовое движение "лохов", так будет вам и "лохотрон", специально для обслуживания этого важного процесса создаваемый неглупыми людьми, а также этого "лохотрона" технический и фундаментальный анализ и всякий прочий сервис. Ну а коли нет, так ведь на нет, как известно, и суда нет.
Короче. Какие ожидания могут быть связаны с таким индивидуальным по своей определяющей сути занятием, каким является, например, математика? Да немассовые, вот какие! А это что означает? Да то и означает, что продукт той же математики или, положим, живописи может цениться безмерно, только вот инвестировать ни в математику, ни в живопись, ни в иные индивидуальные занятия уважающему себя предпринимателю нет никакого рыночного смысла.Верно и обратное: массовые дурацкие занятия - от постройки вечных пирамид для царей в стране фараонов четыре тысячи лет назад до сооружения финансовых пирамид для "лохов" в Стране Дураков сейчас - популярны в народе и, соответственно, привлекательны для инвесторов. Синхронизировать массы в их заблуждениях насчет лучшей жизни было и будет выгоднее, чем возиться с гениями и прочими талантами, не оказывающими прямого воздействия на вид и параметры производственной функции создания прибыли. Такова реальность.
Изменит ли человечество свои инвестиционные приоритеты, которые в основном сложились в эпоху крестовых походов и прочих религиозных затей? Может, конечно, и изменит, а может быть, и нет. Зачем, собственно? Рынок, он все регулирует, отрегулирует и социальный прогресс. Вот только нас самих он заодно бы не отрегулировал. Как побочный продукт. И очень даже свободно отрегулирует, если только не научимся определять, в чем хайп.
1 (обратно к тексту) - Арнольд В. И. "Математика и математическое образование в современном мире", 1997. (http://alt.www.roline.ru/sp/iet/eurasia/novemb97/arnold.rhtml).
2 (обратно к тексту) - Борисов В. "Гимн здравому смыслу". // "Компьютерная неделя", 1998, .47 (http://kis.pcweek.ru/N47/CP1251/Business/chapt1.htm).
3 (обратно к тексту) - См. ситуацию с ГКО: когда доходность к погашению этого инструмента достигла 300%, даже самые опытные рыночные бойцы с Запада утратили разум. Сейчас они плачут, что их "кинули" противу всяких правил. А если по Марксу, так они еще легко отделались.
4 (обратно к тексту) - "Контрактабельного ресурса" - в современной терминологии.
5 (обратно к тексту) - Александров А. "Интернет-инициатива или ИТ-пирамида?" (www.ibusiness.ru/news/events090699.html).
6 (обратно к тексту) - Разновидность финансового мошенничества, названного по имени Чарльза Понци из Бостона, сумевшего за 45 дней лета 1920 года реализовать аферу с почтовыми купонами, принесшую ему 9,5 млн. долларов. Сумма сложилась из средств инвесторов, коих было вовлечено в предприятие около 10 тысяч под обещание прибыли 50% годовых. Все известные в истории "лохотроны" так или иначе эксплуатируют "схему Понци", то есть геометрическую прогрессию размножения инвесторов, привлекаемых обещанием высоких доходов от совершенно неважно чего. Неубойная сила вечной схемы в том, что Лени Голубковы на начальном этапе реализации аферы действительно что-то получают. Тот же Чарльз Понци выплачивал отдельным козлам-провокаторам и по 400%. Потому-то и славен он до сих пор в Америке наряду с Сэмюэлем Кольтом и Генри Фордом.
7 (обратно к тексту) - The Skeptic's Dictionary: pyramid schemes (http://itt.pfu.edu.ru/~edward/skeptic/pyramid.html).
8 (обратно к тексту) - Сорос Дж. "Кризис мирового капитализма". - М.: "Инфра-М", 1999. - 262 с.
9 (обратно к тексту) - Шредингер Э. "Что такое жизнь? (с точки зрения физика)". - М.: "Атомиздат", 1972. - 132 с.
10 (обратно к тексту) - Цитированный источник.
11 (обратно к тексту) - One World, Ready or Not: The Manic Logic of Global Capitalism, by William Greider. - N. Y.: Simon and Sc., 1997.
12 (обратно к тексту) - Замков О. О. и др. "Математические методы в экономике". - М.: МГУ, 1997, с.156-177.
13 (обратно к тексту) - Цитированный источник,, с. 176.
14 (обратно к тексту) - Например, из такого авторитетного научного источника, как Селешников С. И. " История календаря и хронология". - М.: "Наука", 1972. - 224 с., вовсе не следует факт, что Земля является спутником Солнца. Автор, занятый своими проблемами, в фиксации этого факта просто не нуждался. Он и Коперника-то упоминает лишь в связи с реформой календаря.
15 (обратно к тексту) - Баранов В. "Распространение доктрин и культурные архетипы" // "Компьютерра", 1997, #48 (www.computerra.ru/1997/48/15.html).