Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Второе рождение географии

Архив
автор : АНДРЕЙ ГЛАЗОВСКИЙ    02.11.1999

Для некоторых из нас география не более чем собрание тривиальных фактов, вроде того, что "Волга впадает в Каспийское море". И если нет желания выиграть на конкурсе знатоков, то вообще трудно представить, зачем могут понадобиться эти обрывки информации.


Но представьте, что вам предложили, скажем, купить закусочную в Тверской области. Заинтересует вас это предложение? Если известно, что закусочная расположена на трассе Москва - Санкт-Петербург, то, может быть, и заинтересует. Если же она находится на забытой богом и людьми проселочной дороге у кордона Большое Болото, вы сказали бы продавцу... ну, что-нибудь, да сказали бы.

Этот шутливый пример показывает, что знания о том, где и что находится, порой необходимы для разумного принятия решений, и в этом отношении география приобретает практическое значение.

Прекрасно, но разве это не просто здравый смысл? В конце концов, не нужно быть гением, чтобы продавать гамбургеры рядом со средней школой или торговать наживкой и снастью возле облюбованного рыбаками озера. На деле, однако, не всегда все так просто. Например, только после географического (то есть пространственно-распределенного) исследования совокупности параметров экономического роста западных районов США одна авиакомпания решила, в какие новые города выгодно организовать прямые рейсы, что в конце концов принесло ощутимую прибыль. В этом и других подобных случаях решения совсем не очевидны, но, тем не менее, они ясно показывают, что географический подход определяет конечный результат.

Масштаб применения

Связывание информации с местоположением (то есть "где" + "что") требуется весьма часто. Перечислю основные сферы человеческой деятельности, где ГИС нашли свое применение.

- Мониторинг и охрана природной среды. Комплексный контроль загрязнений, оценка ущерба от природных и антропогенных бедствий, планирование эвакуационных и восстановительных мероприятий.

- Поиск и добыча минеральных ресурсов. От разведки до эксплуатации месторождений и рекультивационных мероприятий.

- Транспортные, инженерные и коммуникационные сети. Планирование, прокладка и эксплуатация, анализ и оптимизация загрузки.

- Городское хозяйство и региональное управление. Практически весь комплекс вопросов - от работы городских служб и ведения кадастров (систем учета земельных и других видов ресурсов) до перспективного планирования.

- Службы безопасности, правопорядка и спасения. Оперативный контроль, диспетчеризация и маршрутизация, анализ и прогноз ситуации.

- Военное дело. От ведения разведки, анализа местности, планирования и управления боевыми и учебными операциями до учета военного хозяйства.

- Сфера бизнеса. Анализ пространственного распределения клиентов, партнеров и конкурентов, оптимизация работы службы доставки, взаимодействие с органами государственного управления и землепользования, учет демографических данных.

- Системы выборов. Оценка пространственного распределения рейтинга, определение наиболее важных участков для агитации с учетом действий конкурентов.

Список тех областей, где применение ГИС дает высокоэффективный результат, включает также: местное и государственное управление, нефтегазовую отрасль, банковское и страховое дело, телекоммуникации, операции с недвижимостью, электро- и газоснабжение, сельское хозяйство, лесное и водное хозяйство, геодезию и картографию, навигацию, высшее и среднее образование, музейное и библиотечное дело, розничные и коммерческие продажи и многое другое. То, что нужда в ГИС очень велика, показывают общемировые продажи программного обеспечения для создания геоинформационных систем, сумма которых в 1997 году превысила 1 млрд. долларов, а с учетом сопутствующих программных и аппаратных средств - достигла почти 10 миллиардов.

Несколько примеров из сферы бизнеса

Остановимся, для примера, на сфере бизнеса. Выбор места, планирование рынка, планирование распределительной сети или маршрута поставки, определение территорий сбыта, размещение складов и ресурсов - все эти проблемы включают вопросы географии. Где мои заказчики - фактические и потенциальные? В каком административном районе проживают потребители с определенным уровнем жизни? Где они будут жить через пять лет? Где находятся конкуренты? В каких областях не хватает определенного вида обслуживания? Иногда эти вопросы очень широки, а иногда специфичны: где самый близкий выезд на скоростное шоссе? Далеко ли аэропорт, берег реки или моря? Какие здания правильно отнесены к определенной зоне, имеют надежные арендные договоры и находятся в пяти минутах ходьбы от метро? ГИС дают ответы на эти и многие другие вопросы, что, собственно, и делает их таким ценным инструментом.

Например, в Москве торговой компании Euroshop нужно было оптимизировать систему заказов по телефону так, чтобы можно было их классифицировать по различным признакам: по средству доставки (курьеры, автотранспорт), времени доставки, территориальному положению, времени обслуживания одного заказа, времени следования между точками доставки и общей продолжительности рабочего дня. Внедрение автоматизированной системы, которая группирует заказы по маршрутам и оптимизирует сроки доставки и время в пути, позволило существенно сократить затраты труда, повысить контроль за исполнением заказов, снизить расход топлива, наладить систему оповещения покупателей о точном времени доставки.

Другая компания, Ariston, решила оптимизировать сеть своих магазинов бытовой техники. Для этого нужно было географически привязать базы данных с адресами магазинов и покупателей; найти пространственные закономерности размещения покупателей; определить зоны влияния каждого магазина и установить, где зоны перекрываются. Как оказалось, магазины были расположены не лучшим образом, часть из них конкурировала между собой, так как в областях их совместного влияния проживало от десяти до пятидесяти процентов покупателей. Поэтому рентабельность некоторых магазинов нужно было рассчитывать не относительно фактической величины вложений в их открытие и содержание, а с учетом "потерянных покупателей" (а этот коэффициент достигал значения 2). В результате пространственного анализа были найдены те магазины, которые необходимо переместить, а также определены места, где нужно открыть новые торговые точки.

Крупный банк (Chase Manhatten Bank, Нью-Йорк) решил усовершенствовать деятельность своих подразделений. Использование ГИС для анализа банковских данных совместно со сведениями о суточном перемещении населения, расположении основных учреждений, домовладениях, адресах поступления счетов позволило определить, как надо изменить расположение подразделений, чтобы обслужить максимум посетителей, приезжающих в близлежащие районы лишь на работу в дневное время, и определить особенности обслуживания людей, постоянно проживающих здесь.

 
Oпыт "бюро кадастра таганрога"

Научно-производственная компания "Бюро кадастра Таганрога" (далее БКТ) возникла для решения частной задачи - информационного обеспечения земельной реформы. Но оказалось, что без использования самой разной, в том числе и географической, информации обо всех аспектах городской жизни решить такую задачу нельзя. Наряду с данными о земле и землепользователях компанией был накоплен огромный материал обо всех объектах городской и социальной инфраструктуры, инженерных коммуникациях, границах административных образований.

На примере БКТ мы представляем вам пока еще редкий на российских просторах опыт комплексного решения задач муниципального уровня, который может быть полезен для решения ряда проблем среднего российского города (Таганрог - это около 300 тыс. жителей на площади 8 тыс. га, 65 тыс. строений, более 600 улиц). Далее мы рассмотрим некоторые наиболее яркие разработки компании, среди которых:

- создание массива цифровых пространственных данных, его хранение и регулярное обновление;

- разработка и поддержка системы земельного кадастра;

- интеграция данных в единое адресное информационное пространство;

- создание основ открытого информационного и геоинформационного рынка данных городского планирования и управления;

- разработка системы территориального зонирования.


Геоинформационная технология

Примеры можно приводить без конца, но все описанные выше возможности опираются на несколько общих функциональных свойств и компонентов, имеющихся во всех геоинформационных системах. Неотъемлемыми частями любой информационной системы, и ГИС в том числе, являются данные, программное обеспечение и оборудование. Об оборудовании говорить нечего - это те же самые компьютеры, но данные и программные средства для создания геоинформационных систем имеют свою специфику и заслуживают пристального внимания. Подробнее об этом вы прочтете в следующих статьях.

Не будет преувеличением сказать, что присутствие ГИС в нашей жизни сегодня недостаточно ощутимо, однако в будущем мы увидим результаты их действия буквально повсюду: от управленческих информационных систем до семейных автомобилей. Это неизбежно, поскольку ГИС очень важны для множества деловых, производственных и бытовых функций. ГИС и GPS станут частью большинства инструментальных средств и даже игр для повседневного пользования. Язык ГИС доведет не только до Киева. Поиски ответа на задачу "пойди туда - не знаю куда, найди то - не знаю что" перестанут мучить публику.



Андрей Глазовский - кандидат географических наук, Институт географии РАН.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.