Второе рождение географии
АрхивДля некоторых из нас география не более чем собрание тривиальных фактов, вроде того, что "Волга впадает в Каспийское море". И если нет желания выиграть на конкурсе знатоков, то вообще трудно представить, зачем могут понадобиться эти обрывки информации.
Но представьте, что вам предложили, скажем, купить закусочную в Тверской области. Заинтересует вас это предложение? Если известно, что закусочная расположена на трассе Москва - Санкт-Петербург, то, может быть, и заинтересует. Если же она находится на забытой богом и людьми проселочной дороге у кордона Большое Болото, вы сказали бы продавцу... ну, что-нибудь, да сказали бы.
Этот шутливый пример показывает, что знания о том, где и что находится, порой необходимы для разумного принятия решений, и в этом отношении география приобретает практическое значение.
Прекрасно, но разве это не просто здравый смысл? В конце концов, не нужно быть гением, чтобы продавать гамбургеры рядом со средней школой или торговать наживкой и снастью возле облюбованного рыбаками озера. На деле, однако, не всегда все так просто. Например, только после географического (то есть пространственно-распределенного) исследования совокупности параметров экономического роста западных районов США одна авиакомпания решила, в какие новые города выгодно организовать прямые рейсы, что в конце концов принесло ощутимую прибыль. В этом и других подобных случаях решения совсем не очевидны, но, тем не менее, они ясно показывают, что географический подход определяет конечный результат.
Масштаб применения
Связывание информации с местоположением (то есть "где" + "что") требуется весьма часто. Перечислю основные сферы человеческой деятельности, где ГИС нашли свое применение.
- Мониторинг и охрана природной среды. Комплексный контроль загрязнений, оценка ущерба от природных и антропогенных бедствий, планирование эвакуационных и восстановительных мероприятий.
- Поиск и добыча минеральных ресурсов. От разведки до эксплуатации месторождений и рекультивационных мероприятий.
- Транспортные, инженерные и коммуникационные сети. Планирование, прокладка и эксплуатация, анализ и оптимизация загрузки.
- Городское хозяйство и региональное управление. Практически весь комплекс вопросов - от работы городских служб и ведения кадастров (систем учета земельных и других видов ресурсов) до перспективного планирования.
- Службы безопасности, правопорядка и спасения. Оперативный контроль, диспетчеризация и маршрутизация, анализ и прогноз ситуации.
- Военное дело. От ведения разведки, анализа местности, планирования и управления боевыми и учебными операциями до учета военного хозяйства.
- Сфера бизнеса. Анализ пространственного распределения клиентов, партнеров и конкурентов, оптимизация работы службы доставки, взаимодействие с органами государственного управления и землепользования, учет демографических данных.
- Системы выборов. Оценка пространственного распределения рейтинга, определение наиболее важных участков для агитации с учетом действий конкурентов.
Список тех областей, где применение ГИС дает высокоэффективный результат, включает также: местное и государственное управление, нефтегазовую отрасль, банковское и страховое дело, телекоммуникации, операции с недвижимостью, электро- и газоснабжение, сельское хозяйство, лесное и водное хозяйство, геодезию и картографию, навигацию, высшее и среднее образование, музейное и библиотечное дело, розничные и коммерческие продажи и многое другое. То, что нужда в ГИС очень велика, показывают общемировые продажи программного обеспечения для создания геоинформационных систем, сумма которых в 1997 году превысила 1 млрд. долларов, а с учетом сопутствующих программных и аппаратных средств - достигла почти 10 миллиардов.
Несколько примеров из сферы бизнеса
Остановимся, для примера, на сфере бизнеса. Выбор места, планирование рынка, планирование распределительной сети или маршрута поставки, определение территорий сбыта, размещение складов и ресурсов - все эти проблемы включают вопросы географии. Где мои заказчики - фактические и потенциальные? В каком административном районе проживают потребители с определенным уровнем жизни? Где они будут жить через пять лет? Где находятся конкуренты? В каких областях не хватает определенного вида обслуживания? Иногда эти вопросы очень широки, а иногда специфичны: где самый близкий выезд на скоростное шоссе? Далеко ли аэропорт, берег реки или моря? Какие здания правильно отнесены к определенной зоне, имеют надежные арендные договоры и находятся в пяти минутах ходьбы от метро? ГИС дают ответы на эти и многие другие вопросы, что, собственно, и делает их таким ценным инструментом.
Например, в Москве торговой компании Euroshop нужно было оптимизировать систему заказов по телефону так, чтобы можно было их классифицировать по различным признакам: по средству доставки (курьеры, автотранспорт), времени доставки, территориальному положению, времени обслуживания одного заказа, времени следования между точками доставки и общей продолжительности рабочего дня. Внедрение автоматизированной системы, которая группирует заказы по маршрутам и оптимизирует сроки доставки и время в пути, позволило существенно сократить затраты труда, повысить контроль за исполнением заказов, снизить расход топлива, наладить систему оповещения покупателей о точном времени доставки.
Другая компания, Ariston, решила оптимизировать сеть своих магазинов бытовой техники. Для этого нужно было географически привязать базы данных с адресами магазинов и покупателей; найти пространственные закономерности размещения покупателей; определить зоны влияния каждого магазина и установить, где зоны перекрываются. Как оказалось, магазины были расположены не лучшим образом, часть из них конкурировала между собой, так как в областях их совместного влияния проживало от десяти до пятидесяти процентов покупателей. Поэтому рентабельность некоторых магазинов нужно было рассчитывать не относительно фактической величины вложений в их открытие и содержание, а с учетом "потерянных покупателей" (а этот коэффициент достигал значения 2). В результате пространственного анализа были найдены те магазины, которые необходимо переместить, а также определены места, где нужно открыть новые торговые точки.
Крупный банк (Chase Manhatten Bank, Нью-Йорк) решил усовершенствовать деятельность своих подразделений. Использование ГИС для анализа банковских данных совместно со сведениями о суточном перемещении населения, расположении основных учреждений, домовладениях, адресах поступления счетов позволило определить, как надо изменить расположение подразделений, чтобы обслужить максимум посетителей, приезжающих в близлежащие районы лишь на работу в дневное время, и определить особенности обслуживания людей, постоянно проживающих здесь.
|
Геоинформационная технология
Примеры можно приводить без конца, но все описанные выше возможности опираются на несколько общих функциональных свойств и компонентов, имеющихся во всех геоинформационных системах. Неотъемлемыми частями любой информационной системы, и ГИС в том числе, являются данные, программное обеспечение и оборудование. Об оборудовании говорить нечего - это те же самые компьютеры, но данные и программные средства для создания геоинформационных систем имеют свою специфику и заслуживают пристального внимания. Подробнее об этом вы прочтете в следующих статьях.
Не будет преувеличением сказать, что присутствие ГИС в нашей жизни сегодня недостаточно ощутимо, однако в будущем мы увидим результаты их действия буквально повсюду: от управленческих информационных систем до семейных автомобилей. Это неизбежно, поскольку ГИС очень важны для множества деловых, производственных и бытовых функций. ГИС и GPS станут частью большинства инструментальных средств и даже игр для повседневного пользования. Язык ГИС доведет не только до Киева. Поиски ответа на задачу "пойди туда - не знаю куда, найди то - не знаю что" перестанут мучить публику.
Андрей Глазовский - кандидат географических наук, Институт географии РАН.