Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Бизнес и план - близнецы-братья

Архив
автор : Юрий Ткаченко   26.10.1999

Очень распространенная ситуация: потенциальный иностранный инвестор есть, есть гениальная идея, неясно только, как написать бизнес-план, чтобы инвестор не отбросил его в сторону, по крайней мере сразу. Самый простой путь, позволяющий заметно сэкономить время, - воспользоваться программой написания бизнес-планов. Но самое главное - план обретает стандартный вид, становится проще для восприятия, а значит - больше шансов, что инвестор им заинтересуется.

- Откровенно говоря, я не знаю, с чего начать, что делать...
- План писать! - вдруг взорвался он. - Напиши план, я тебе его подпишу и вперед...

Виктор Суворов. "Аквариум"


Очень распространенная ситуация: потенциальный иностранный инвестор есть, есть гениальная идея, неясно только, как написать бизнес-план, чтобы инвестор не отбросил его в сторону, по крайней мере сразу. Самый простой путь, позволяющий заметно сэкономить время, - воспользоваться программой написания бизнес-планов. Но самое главное - план обретает стандартный вид, становится проще для восприятия, а значит - больше шансов, что инвестор им заинтересуется.


Программы написания бизнес-планов для небольших и средних фирм относительно недороги - от 20 до 150 долларов. Все они устроены одинаково и состоят из двух частей - текстового и расчетного модулей. Текстовый модуль представляет собой простенький текстовый редактор, дополненный шаблоном бизнес-плана и подсказками о том, что писать. Расчетный модуль - это электронные таблицы, куда вводятся данные о себестоимости продукта, размерах кредита и т. п., а на выходе получаются финансовые отчеты с графиками и диаграммами. Разумеется, при изменении начальных данных результаты автоматически пересчитываются.

Главным отличием программ-бизнеспланировщиков друг от друга является объем работы, который программа берет на себя, и количество готовых решений, предлагаемых пользователю.

У подавляющего большинства бизнеспланировщиков с этим негусто. Обычно помощь ограничивается советами, о чем нужно писать, и одним образцом бизнес-плана (а то и его нет). Программ такого уровня можно найти десятки на www.soft.net и на других подобных сайтах. Типичный представитель - Adarus Business Plan фирмы Adarus Software. На www.download.com эта программа является лидером по числу скачиваний среди бизнеспланировщиков. Объяснить такую популярность можно только страстью людей к халяве. Версия для написания бизнес-планов сроком до одного года - бесплатна, версия для написания бизнес-планов сроком до пяти лет стоит 60 долларов. Если дело с кредитом или инвестициями уже решено, а план нужен только как формальность, эта программка в самый раз. Она, кстати, есть на многих пиратских дисках с экономическим софтом. Основной недостаток подобных программ тот, что бизнес-план приходится писать с нуля, что малопригодно для тех, кто не владеет английским языком. Дело в том, что прямой перевод бизнес-плана с русского на английский невозможен. Нужно использовать принятые выражения, а лучше - целиком переписать фразы и абзацы из готовых бизнес-планов. Практичные буржуины так и поступают.

Специально для таких "плагиаторов" фирма Business Resource Software на своем сайте www.brs-inc.com выложила 28 бизнес-планов, написанных с помощью ее программы Plan Write for business выпускниками бизнес-школ и магистрами делового управления (МВА) для конкурса на получение инвестиций. К сожалению, планы не разбиты на отдельные файлы, и, чтобы заполучить их на свой компьютер, приходится перекачивать часть сайта. Кроме бизнес-планов, на сайте демонстрируется работа программы, есть подборка ссылок на различные полезные бизнес-ресурсы. В общем-то неплохая программа Plan Write for business только выиграла, если бы в нее были включены образцы бизнес-планов.

А вот компания Palo Alto Software сообразила встроить в свою программу Business Plan Pro двадцать бизнес-планов. Причем, как утверждается, по всем из них были получены инвестиции. Программа задает наводящие вопросы, подбирает близкий по теме бизнес-план и приводит его в качестве образца. При написании каждого раздела плана дается подробная инструкция о том, что и как писать, и пример из уже подобранного образца. Если темы планов близки, можно без особых изменений заимствовать из образца целые абзацы. Программа снабжена средствами проверки орфографии и хорошим хелпом, в котором есть толковый словарь экономических терминов. С сайта фирмы www.palo-alto.com Business Plan Pro 3.0 можно скачать за 90 долларов, с www.soft.net - за 80, у пиратов за два доллара с хвостиком можно купить диск с Business Plan Pro 2.0, но в последнюю встроено только три бизнес-плана. Сейчас на сайте Palo Alto Software выложено 27 планов по различным направлениям бизнеса. Их можно скачать бесплатно, в формате .pdf, но встроенные в программу они были бы гораздо полезнее.

Инвестиционная компания Money Hunter сделала еще один шаг в деле облегчения написания бизнес-планов. На ее сайте www.moneyhunter.com помещена хитрая "рыба" - файл формата rtf, в котором есть различные варианты текста бизнес-планов. Выглядит это следующим образом: "In the most recent [period], our company achieved sales of [x], and showed a [profit, loss, break-even]" ("За последний [указать период времени] наша компания достигла уровня продаж [x] и показала [прибыль, убытки, оказалась в точке безубыточности]). Нужно только выбрать подходящий вариант. Таким образом пишется до 90 процентов текста плана. Остается только описать уникальную идею, из-за которой, собственно, и создается бизнес-план. Инвестиционной компании тоже гораздо удобнее получать стандартные бизнес-планы - их легче читать и анализировать. Раньше на сайте была очень подробная "рыба" для бизнес-планов high-tech-компаний. Если кому этот файл интересен - пишите, я его перешлю.

Компания Money Hunter ограничилась написанием текстового файла. Если же реализовать идею в виде программы-шпаргалки, выдающей на экран варианты нужного раздела, это намного ускорило бы написание планов.

К сожалению, описанный выше способ создания бизнес-планов не лишен недостатков. Любой план, с одной стороны, должен быть аргументированным и всеобъемлющим, а с другой - интересным для читателя, должен "брать его за живое". Чтобы заинтересовать инвестора, план требует серьезной доводки. (О том, как увлечь инвестора своим планом, не раз писал в "Компьютерре" Анатолий Левенчук.) О том, как довести план до кондиции, можно почитать на сайтах инвестиционных компаний и фирм-создателей бизнеспланировщиков. Основные советы таковы:

А - Более тщательное по сравнению с остальным текстом написание общего резюме и резюме основных разделов бизнес-плана. Именно эти места будут читать в первую очередь, а первое впечатление всегда очень важно.

Б - Обязательная проверка текста лингвистом на предмет обнаружения грамматических ошибок. Много их не будет, так как фразы все стандартные, взятые из образцов, но береженого бог бережет.

В - Финансовая часть бизнес-плана должна быть как можно более привлекательной для инвестора.

Даже крупные западные компании не стесняются приглашать консультантов со стороны, чтобы те сделали квартальные и годовые финансовые отчеты этих компаний более привлекательными. Эти услуги называются "dressing window" (украшение витрины). Международные стандарты бухгалтерского учета довольно либеральны и позволяют кое-что делать в этом направлении. Потом, конечно, независимые аудиторы проверят, не перешагнули ли консультанты в своем творчестве границы дозволенного. Кое-что о подобных проделках компании Microsoft недавно писал Роман Косячков в статье "Рабы .Микрософта"" ("КТ" #318).

Финансовая часть бизнес-плана вообще является камнем преткновения. Для ее грамотного составления нужно хорошо знать зарубежный бухучет, и лучше заказать расчет финансовой части консультанту. Причем потребовать, чтобы он написал "свою" часть плана с помощью программы-бизнеспланировщика и обучил персонал заказчика работе с ней. Опытный главный бухгалтер, не сталкивавшийся с западным бухучетом и не сильный в английском языке, обучается работе с финансовыми таблицами бизнеспланировщика за один-два дня. Конечно, после столь короткой подготовки он не сможет вести бухучет по западным стандартам, но этого и не требуется. Программа делает расчеты сама, нужно лишь грамотно вводить начальные данные и уметь читать финансовые отчеты. Отечественная бухгалтерская отчетность копирует западную. Поэтому наш родной бухгалтер всегда разберется в буржуйских финансовых отчетах, если они описывают его собственное предприятие. Нужно лишь дать ему грамотный перевод финансовых терминов.

И последний совет, для тех, кто стеснен в средствах. Закажите сначала сжатый бизнес-план, то есть краткий план для широкой предварительной рассылки потенциальным инвесторам. В отличие от полного, в сжатом плане нет конфиденциальной информации, он содержит лишь краткое описание разделов полного бизнес-плана и занимает 8-10 страниц (объем полного плана - 30-50 страниц). Фактически, сжатый план состоит из резюме бизнес-плана, резюме по каждому большому разделу (маркетинг, менеджмент и т. д.) и финансового раздела со всеми основными финансовыми отчетами и показателями. План лучше заказать вместе с программой для его написания. Его потом можно будет легко пересчитывать и развивать. А это процесс неизбежный и долгий, если инвестор все-таки заинтересовался планом всерьез. А если уж это произошло и серьезный инвестор требует подробностей, то под эту заинтересованность можно договориться с консультантами об их дальнейших услугах на условиях "без инвестиций нет вознагражденья".



Юрий Ткаченко - 28 лет, живет в городе Королев Московской области. Окончил Московский авиационный институт, экономический факультет Московского лесотехнического института, работает бухгалтером-консультантом.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.