Конь и компьютер
АрхивПроблема позиционирования журнала "Компьютерра" занимает меня довольно давно. Надо же знать, если ты говоришь или пишешь что-либо, к кому ты обращаешься, как будут восприняты твои слова.
Понятно, что "Компьютерра" является изданием, ориентированным на более широкую аудиторию, чем "компьютерные специалисты" и "профессионалы компьютерного бизнеса". Но вот на какую?
Есть мнение, что "Компьютерра" похожа на журнал "Химия и жизнь" восьмидесятых годов. Там тоже было и о специальном предмете (химии), и о предмете более общем (жизни). Кто хотел - читал о химии, остальные - большинство - о жизни, разумеется!
Археологические раскопки, проведенные на чердаке, где в ящиках хранятся горы старых журналов, принесли мне некоторое количество номеров издания-предшественника. Ну что же, на первый взгляд все так.
"Химия и жизнь" отличалась прекрасным языком, великолепным подбором авторов, интересной версткой... Компетентные материалы о химии. Очень интересные - о жизни... Ну что же, принимаем лозунг ".Компьютерра" девяностых - это "Химия и жизнь" восьмидесятых!"?
Нет, что-то удерживает меня от принятия этого лозунга. Даже для внутреннего употребления...
Что же?
Да, кажется, память...
К сорока годам накапливается довольно много воспоминаний. В том числе и о людях, которые лет пятнадцать назад увлеченно читали "Химию и жизнь". Помню, какими были они тогда. Знаю, какими стали они теперь...
Помню учителей, интересовавшихся тем, что происходит нового в жизни и науке... Теперь им (я имею в виду провинцию!) не до журналов, даже совсем недорогих. Покупать - не по карману, а библиотечная сеть развалилась... Да и интереса нет. Вся забота - как выжить.
И еще один усердный в прошлом читатель "Химии и жизни" сейчас на книжном развале возле здания консистории нашей церкви пытался продать мне хоть какое-нибудь печатное издание. Спившийся инженер-строитель...
Есть прогоревшие бизнесмены. Есть чиновники нищие и коррумпированные (местные) и чиновники приличные и неподкупные (международных организаций). Все они в прошлом читали "Химию и жизнь". В судьбе их всех "химия" не сыграла никакой роли. А "жизнь" - жизнь, она и есть жизнь. Жизнь, она складывается по-разному, и единственным ее общим знаменателем является она сама. Бессмысленно объединять людей по интересу к жизни. Это свойство присуще и дождевому червяку. А вот с "Компьютеррой" ситуация представляется мне чуть иной. И это отличие внушает мне оптимизм.
Почему? Давайте посмотрим.
Знакомы ли вы, уважаемые читатели, с нравами аристократии?
Если да, то вы, конечно же, знаете, что аристократы обожают скачки. Зеленые лужайки, цветы, шелковые цилиндры, шляпки размером с аэродром для какого-нибудь "Харриера" или "Яковлева-36" и ценой, сопоставимой с бюджетом общественного призрения какой-либо страны третьего мира... И конечно же лошади! Ради лошадей все и собираются. Всегда. Где уцелела аристократия - там и лошади. Но почему?
Ответ, скорее всего, нужно искать в тех временах, когда аристократия была еще достаточно "актуальным" слоем общества, а не заботливо сохраняемым пережитком старины.
И что же мы видим в тех временах? Что было в прошлом, даже совсем недавнем?
Аристократия играла ключевую роль в военном деле. А что было единственным маневренным средством в войнах от Шумера и до русско-японской? Правильно! Лошадь!
Гомеровские басилевсы сражались на колесницах.
Исход войн Александра Македонского и Юлия Цезаря зачастую решали не фаланга и легионы, а кавалерия гетайров и германских наемников. В средние века рыцарь на коне безраздельно властвовал над старушкой Европой. В степях Азии резвились всадники Чингисхана. Даже на Гражданской войне мой дед приходил на свидания к моей бабушке с шашкой на левом боку. С шашкой, хоть и был артиллеристом...
Такова была роль лошади в военном деле.
Но аристократия еще и вела хозяйство. И здесь роль лошади была велика.
На конях пахали и боронили. Лошадь разбрасывала произведенное ею же самой удобрение. Коняга вывозила урожай... Волокла его на рынок. Тащила продукты к покупателю...
Лошадь обеспечивала континентальную торговлю.
Лошадь приводила в движение кузнечные и плавильные меха. Лошадь поднимала из шахт руду и откачивала воду...
Аристократия занималась и государственным управлением. Но оно во все века было невозможно без связи.
Что было основой самых быстрых и самых универсальных коммуникаций от персидской державы Великого Царя до североамериканской "Пони экспресс"?.. Ну конечно же лошадь! Сигнальные костры, правда, быстрее, но передают уж очень мало информации... И о скрытности и конфиденциальности ее не может идти и речи... Не то что письма в сумке курьера, пусть даже порой и пробитой скифскими стрелами или индейскими пулями...
Так что во всех отраслях деятельности тех эпох, когда существовала аристократия, конь играл одну из важнейших ролей.
Что же может претендовать на такую универсальность сегодня? Какая наука, какая технология, какой предмет? Я знаю лишь один ответ на этот вопрос. Компьютерная наука, компьютерная технология и сам компьютер как устройство.
Почему? Да потому, что в современной войне, войне технологий, роль расходов на вычислительную технику приближается к девяти десятым стоимости нового оружия.
Да потому, что современное технологическое оборудование - от домашних швейных машинок и хлебных печек до биотехнологических реакторов и нанотехнологических манипуляторов - есть оборудование компьютероуправляемое, оборудование, функционирующее лишь благодаря компьютеру.
В современных коммуникациях отделить компьютеры от классических связных технологий просто невозможно. Смотришь на сотовый телефон и не понимаешь, что это - компьютер, модем, браузер, электронная записная книжка?
О роли компьютеров в обеспечении секретности и скрытности связи из читателей "Компьютерры" не знает только слепоглухонемой...
Так какие же выводы напрашиваются из вышеизложенного?
Да такие, что компьютер является важнейшей, ключевой технологией сегодняшнего и завтрашнего миров. Пожалуй, более универсальной, чем конь. Ведь у викингов коней заменяли драккары... А компьютерам замены нет. И значит, аудитория "Компьютерры" может оказаться аудиторией грядущей аристократии - лучших людей, кому по праву предстоит управлять обществом и всей его жизнью. И этот мой вывод вполне серьезен - в отличие от обложки первоапрельского номера "КТ" за 1999 год...