Провайдеры сотовой государственности
АрхивПоявление новых и все более надежных инфраструктур - самое интересное из того, что сегодня происходит в пробуждающемся от индустриальной спячки мире. Как раз повсеместное наличие каких-либо сервисов и отличает цивилизацию от варварства. Не зря чистая постель, горячая вода, банкомат, телефон и уличное освещение (часто - именно в такой последовательности) стали в художественной литературе признаками "цивилизованного мира". Варварство подразумевает наличие всех этих благ в каком-либо одном месте, а цивилизация - повсеместно.
Инфраструктурность-повсеместность относится к числу очень дорогих и необычных свойств. Сотовая архитектура позволяет задешево добиться повсеместности, в явном виде учитывая географический компонент, привязку к местности. Любой инфраструктурный сервис в этой архитектуре состоит из множества территориально распределенных узлов обслуживания, межузловых и клиентских соединений. Сервис в подобных системах получается маршрутизацией клиентского соединения.
Соты в различных инфраструктурных сервисах устроены по-разному. Сотовый телефон, например, переезжает из сота в сот. А вот в сотовой энергетике диспетчеризация переключает потребителей с одного источника электроэнергии на другой, так что потребители этого почти не замечают, как и в случае сотовых телефонов. В Интернете пакеты данных идут по различным сетям (вспомнили? Интернет - это сеть сетей!) причудливыми маршрутами, хотя приемники и получатели данных зачастую неподвижны. Зато очень подвижна сама конфигурация Сети.
Терминология в этих сетях разная, а общее у них то, что все архитектуры характеризуются отличной масштабируемостью. Клиентскую емкость сотовой системы легко наращивать, увеличивая число узлов и межузловых соединений.
Инвесторы и инженеры совместно заботятся, чтобы один узел или одно межузловое соединение не стоили слишком дорого. Именно поэтому за рубежом не строят крупных электростанций. Их число и плотность энергосети растет, а мощность каждой станции остается небольшой. Именно поэтому сотовые телефоны так победно шествуют по стране: начальные вложения в наземные соты не слишком большие. Именно поэтому беспроводные TCP/IP-решения могут неожиданно победить, хотя каждый узел в таком варианте обходится чуть дороже, чем в случае проводов или оптоволокон.
Инкрементальность инвестиций крайне важна при оценке успеха сотовых архитектур. Сначала - при минимальной потребности - ставится минимальное число сотовых комплектов, по мере роста потребности в сервисе число сотов и межсотовых соединений в нужных местах (тщательно выбранных на основании статистических данных) увеличивается. Это позволяет распределить инвестиции по разным инвесторам (разные соты могут принадлежать разным владельцам, но работать в одной сети), а также распределить инвестиции во времени.
Техническая и финансовая масштабируемость - отнюдь не единственная черта, которая интересна в сотовых проектах. Сотовые проекты легко сделать супернадежными, повысив число сотов в данной местности и увеличив мощность межсотовых соединений. Конечно, при этом неизбежна избыточность инфраструктуры, но с ней легче мириться, чем с недостаточностью.
Избыточность, как правило, оговаривается отдельно: в сетях Интернет говорят о гарантированной пропускной способности канала, в электросетях - о подключенной мощности. Инфраструктуры-сети довольно быстро выходят на уровень, когда наступает баланс между предложением, потреблением и доступной большинству потребителей ценой.
Во всех странах мира государственное регулирование стало заклятым другом сотовых инфраструктур. Слово "инфраструктура" ассоциируется у людей со словами "естественная монополия", а эти слова - с избыточным регулированием. К счастью для всех нас, все больше и больше людей понимает, что слово "монополия" приложимо только к одному действительному монополисту - государству. Большинство экономических школ сегодня настаивает на том, что любое регулирование монополий их только укрепляет. Поэтому демонополизация инфраструктур происходит под знаком дерегулирования.
Интернету повезло - он уже родился дерегулированным, и нужно просто присмотреть за не в меру прыткими чинушами, которые уже пытаются сделать из него очередную кормушку. Рынки связи дерегулируют сегодня, рынки электроэнергии начали дерегулировать с начала 80-х годов (первым тут отличился Пиночет) и успешно занимаются этим по всему миру. Все сети-инфраструктуры регулируются государством. И все они сегодня удирают из-под ненужной опеки. Переход к дерегулированным рынкам означает переход от тарифов к ценам, причем цены обычно оказываются намного ниже, чем могли бы ожидать сторонники регулирования.
Конкуренция снижает цены много эффективней, чем государство. Да что там - само государство, попадая в конкурентную ситуацию, начинает снижать налоги. Я до сих пор тоскую по тому недолгому времени, когда моя родная Родина СССР соревновалась с моей очередной Родиной Россией за ставку налога. Каждая из стран, находившихся на одной и той же территории, опускала ставки своих налогов на пару-тройку процентов каждые несколько месяцев. И когда чиновники России победили лажанувшихся чиновников-конкурентов из СССР, налоги тотчас взлетели на недосягаемую высоту.
Думаю, сотовая государственная инфраструктура (скажем, когда в каждой точке территории я могу получить качественный судебный сервис и качественные законы) отчаянно нуждается в дерегулировании. Чем больше провайдеров госсервисов будет мне доступно на какой-то данной территории (например в Москве, где я живу), тем лучше будут эти сервисы и меньше их цена. А пока качественные сервисы, увы, не инфраструктурны - маршрутизация между государствами-сотами не налажена, и каждый сот монопольно определяет и цену подключения, и состав и качество предоставляемых сервисов. А хочется выбирать - и необязательно выбирая другую местность для проживания. Не выбираю же я другую местность, если мой Интернет-провайдер меня "достал", и я хочу его сменить! Термин для подобного госустройства уже есть - контрактная юрисдикция. Осталось только подождать несколько лет - нет такой отрасли, которой сегодня не коснулось бы дерегулирование. Дерегулировать можно и чиновников: пусть поконкурируют хотя бы друг с другом.
Не удивлюсь, если при строительстве новых общественных инфраструктур будут востребованы знания сегодняшних технарей, менеджеров и финансистов, имеющих опыт строительства новейших сотовых сервисов. Политика ценообразования, важность стандартизации, особенности инвестирования, брэндинг и маркетинг, межсотовое взаимодействие, роуминг - будем надеяться, что строительство провайдеров сотовых государственных сервисов мимо нас не пройдет.