Плавающая запятая
АрхивПокупая первый свой компьютер, был я озадачен вопросом:
- Вам сопроцессор устанавливать, или обойдетесь?
- А в чем разница?
- С сопроцессором на пятнадцать долларов дороже.
- А он, сопроцессор, что, собственно, делает?
- Работает с плавающей точкой.
- Вам сопроцессор устанавливать, или обойдетесь?
- А в чем разница?
- С сопроцессором на пятнадцать долларов дороже.
- А он, сопроцессор, что, собственно, делает?
- Работает с плавающей точкой.
Я напряженно думал. С одной стороны - доллары, они дались таким потом, что расставаться больно чрезвычайно, а с другой, вдруг без этой точки - никак. Не зря, верно, плавает, с толком. Представилось что-то вроде цилиндра двигателя внутреннего сгорания: шатуны, клапаны...
Видно, работа мысли слишком уж проступила на моем лице, и техник-продавец упредил расспросы:
- Да вы так берите, а занадобится сопроцессор - после поставим, минутное дело.
После был DX4/100, за ним Pentium, проблема "брать сопроцессор или не брать" решалась нечувствительно, но "плавающая точка" покоя не давала. Не то, чтобы я совсем не понимал, что это такое, нет, на уровне попугая понимал и даже мог объяснить, отчего это Quake на DX4/120 бегает хуже, чем на P66. Но в душе оставался беспокой.
Почему - точка, и куда, собственно, она плывет? Пришла догадка, выстраданная в борьбе с электронными таблицами: что у американцев точка, у нас - запятая! Превосходство славянской широты над американским прагматизмом. Как наш биллион, который куда больше биллиона заокеанского. Мерещилось: за разницей слов кроются некие сокровенные тайны, сулящие познавшему их невиданные блага и преимущества. Точка - это конец, тупик, смерть. А запятая - сколько в ней энергии, потенции, жизни! Недаром и внешне похожа она на головастика (или, если угодно, на сперматозоид).
Управлять запятой - тут мелочиться, пятнадцати долларов жалеть не след. Окупится стократно в первые же мгновения. Да что деньги! Вспомните классическую формулу: "Казнить нельзя помиловать!" Пусть не столь прямолинейно, но запятая и сейчас решает извечное.
Наставил я этих запятых - тьму. Помнится, только встречу Новый год, попляшу вокруг елочки, как приходится заполнять пятый вкладыш годового больничного отчета. Пятый - не потому, что связан с национальностью. Просто вкладыши нумеровались по алфавиту, и дерматовенерологии достался именно этот номер. Требовалось сообщить в вышестоящие инстанции, сколько человек заболело, да чем, да сколько дней ели они больничную пищу, и еще кучу важных показателей. Считалось, что все эти показатели умные люди пересчитают, а затем соответствующие средства будут отпущены здравоохранению по нуждам его. День сдачи годового отчета был в работе - наиглавнейший.
Хорошо, если примут отчет с миром. А вот коллегу-хирурга заворачивали трижды. Он, коллега, подменял заболевшего начальника и отчеты писал частью по наитию.
- Это что такое? - спрашивала его строгая область.
- Это среднее пребывание больного в стационаре после аппендэктомии, - расшифровал строку хирург.
- Быстро же вы их того... лечите!
Действительно, хирург торопился и, списывая с прошлогоднего отчета, вывел "1,37" вместо "13,7".
- Стараемся, - скромно отвечал доктор.
- Вы хоть головой думайте, когда пишете. Чушь какая - полтора дня! Неужели не соображаете, что такого просто быть в природе не может! - прогнала область доктора, не поверила. А - напрасно. Именно столько и проводят сегодня после современной операции в лучших клиниках Парижа и Филадельфии. Чутье было у хирурга, чутье и предвидение.
Вот бы мне такое... Я бы не отчеты стал писать. А пошел бы в аналитики.
"Курс доллара, установленный Центробанком на завтра..." Подумать только, наш родной Центробанк устанавливает курс ихнего доллара! На самом деле, разумеется, устанавливает курс рубля. Примерно так же, как метеоролог устанавливает погоду. На день еще угадать может, а больше - как повезет.
Знать точно, когда он из 0,60 рубля (помню такой! правда, исключительно виртуальный), превратится в 6,0 а потом и в 60,0, - это просто "To be, or not to be?", пусть и в числовом выражении. Заплыв запятой вправо или влево крушит судьбы и состояния с легкостью необыкновенной. Привыкли к счету харчевни "Три пескаря".
На днях слышу по радио: "За доллар сегодня давали десять и сколько-то там десятых иены". Ну, думаю, либо доллар от рубля заразился, либо диктор оговорился. Нет у него, диктора, сбережений в иенах, вот язык и не прочувствовал, Москва - не Владивосток. На следующий день тот же курс прочитал в газете. Стало ясно: какой-то оператор какого-то информационного агентства запятую не там поставил. Случайно. Или это новая инициатива графа Монте-Кристо? Кстати, мало кто обращает внимание на то, что Эдмон Дантес, прежде чем начать вендетту, утроил состояние, доставшееся в наследство от достопочтенного аббата. Жаль, Дюма лишь вскользь об этом упомянул. Впрочем, сейчас принято дописывать знаменитые книги. Может, и мне взяться? Там столько оставлено за кадром... Самого, с точки зрения дня сегодняшнего, интересного. Том первый посвящу преумножению капитала, второй - борьбе с налоговыми ведомствами. Сорок авторских листов - отмывка денег, биржевые интриги, информационные диверсии, швейцарские счета, - и все на фоне реалий девятнадцатого века. Очень удобно скрыть собственную некомпетентность: кто его знает, как проходили сделки в те годы... Есть Бизе-Щедрин, будет Дюма-Щепетнев. Или Сулицера напарником выбрать?
А потом найти мецената и, в пику французам, свой телесериал влепить. Недавно, когда я в двадцать восьмой раз пожаловался на рекламу, прервавшую сериал пока еще французский, жена заметила, что ровно год назад я плакался, будто рекламы вовсе не стало.
- Будет реклама - будет и песня, - перефразировала она одного писателя-лауреата.
Действительно, ведь если что мне и показывают по ящику - то лишь от щедрот. Напрямую я за передачи не плачу, из налогов им, телевизионщикам, тоже вроде бы ничего не перепадает даже на каналах как бы государственных, остается он, батюшка-рекламодатель. И потому - радуйся, что пока соотношение рекламный ролик/фильм - в пользу кинозрителя.
Что каждые восемь минут перебивают сюжет, то, может, это делается для больных дизентерией.
Не нравится - возьми видеокассету в прокате. Я бы взял, да мой ВМ-12, изделие отечественного производителя, сломался в очередной раз. Средств, потраченных на ремонты, пожалуй, ушло больше, нежели бы на покупку нового. Знал бы прежде...
Вот пишу, а в голову пришла идея если и не гениальная (я человек скромный), то близкая к ней. Дарю. Что, если и в кинотеатрах в какого-нибудь Лукаса вставить сорок три рекламные паузы? Учитывая, что из кинозала так просто не выскочишь, эффективность рекламы будет много крепче, нежели телевизионной. А часть прибыли отчислять отечественному кинематогрофу. То-то расцветет главнейшее из искусств!