Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кино в цифрах

Архив
автор : Алексей Кузьменков   28.09.1999

Году эдак в 96-м мне довелось побывать на вечернем сеансе в кинотеатре "Космос". В зале, рассчитанном на полтысячи человек, затерялся пяток зрителей, которых загнал сюда скорее дождь, нежели желание посмотреть фильм. Ряды пустых кресел производили удручающее впечатление, резко контрастируя с заполненными кинозалами доперестроечных времен.


Видеомагнитофон тогда был предметом роскоши, и простой народ только облизывался, глядя на импортные штучки в комиссионках. По четырем телевизионным каналам шли нудные передачи, вечером - очередной фильм о строителях (сталеварах, рыбаках, хлопкоробах...), принявших решение перевыполнить квартальный план на полтора процента. И неудивительно, что, жадные до зрелищ, мы с друзьями почти каждый выходной бегали в кино.

Но вот пришла перестройка, и в страну хлынул поток дешевой азиатской электроники. Прикупив видеоплейер какой-нибудь экзотической марки Panashiba или Sonyo, простой человек раз и навсегда решал для себя проблему досуга. Борьба между кино и видео в нашей стране закончилось победой последнего. Кинотеатры опустели.

Между тем, в мире большой экран и не думает сдавать позиций. Например, в Европе и США число посещений кинотеатра, приходящееся в год на одного человека, неуклонно растет. И это несмотря на обилие всевозможных наворотов для домашней видеотехники наподобие HDTV, DVD, спутникового и кабельного телевещания. Кино также пытается не отставать и примеряет к себе цифровые технологии. Ограничений, свойственных пленочной копии, цифровая форма представления фильма лишена. Она позволяет сохранять неизменное качество фильма, и, наблюдая на экране за действиями героев, я могу быть уверен: картинка не уступает той, что была на премьерном показе. Звук? - Домашние кинотеатры отдыхают. Мощный, CD-качества Dolby Surround, от которого внутри дрожит, заставляет ощутить эффект присутствия. И никаких забот с доставкой лент, никакой возни с пленками - все в цифре. Если желаете - можете получить фильм на цифровом носителе, нет - скачивайте фильм по оптоволокну или каналам спутниковой связи.

Как это работает

Система цифрового киновещания состоит из трех основных компонентов: центрального передающего узла, спутника, размещенного на геостационарной орбите, и комплекса оборудования для демонстрации фильмов, который размещается в кинотеатре. Комплекс, в свою очередь, включает в себя средства приема, хранения и управления потоком цифровых видеоданных, системы декомпрессии и расшифровки цифрового сигнала и кинопроектор  [1]. Все компоненты кинокомплекса объединены в локальную сеть. Оператор с рабочего места может полностью контролировать его работу (начиная от изменения расписания сеансов и заканчивая регулировкой громкости звука в зрительном зале) с помощью специального программного обеспечения.

Схема работы цифрового киновещания выглядит следующим образом. Фильм, снятый обычной кинокамерой, в телестудии переводится в цифровую форму и поступает на центральный передающий узел, где происходит сжатие и криптографическая обработка сигнала. Преобразованный сигнал передается на геостационарный спутник. (Со временем пленочные копии, вероятно, исчезнут, и видеосигналы будут сразу же оцифровываться, сжиматься, шифроваться и записываться на специальные носители.) Со спутника сигнал попадает на приемную антенну системы цифрового кино, установленную в кинотеатре. В качестве антенны здесь выступает обыкновенная спутниковая "тарелка" диаметром около одного метра, установка которой не требуют сложных монтажных работ. После того как цифровой сигнал получен, он тут же записывается на стандартные средства хранения информации. Очевидно, что на этом этапе требуется обратная связь для подтверждения корректного получения сигнала, поэтому демонстрационный комплекс должен быть подключен к глобальным сетям передачи данных.

До начала киносеанса фильм хранится в сжатом и зашифрованном виде, благодаря чему снижается риск несанкционированного копирования. Дешифровка и декомпрессия сигнала происходит "на лету" во время демонстрации фильма.

Данная схема работы получила название store-and-forward data network, что означает "система передачи данных с коммутацией сообщений и промежуточным хранением". То есть фильм закачивается в систему хранения кинокомплекса заранее, после чего может демонстрироваться неограниченное число раз. Однако система может работать и в режиме реального времени, что позволяет расширить спектр услуг кинотеатров, давая им возможность вести прямые трансляции со спортивных состязаний, музыкальных конкурсов, фестивалей и т. п.

Все цифры на месте, или Экономическая модель цифрового счастья

Цифровое кино оказывает значительное влияние на все звенья цепи "кинокомпания - зритель". Во-первых, "продавцам грез" не нужно ломать голову, гадая, сколько пленочных копий того или иного фильма изготовить. Сейчас же это весьма больной вопрос, поскольку стоимость каждой копии в США, центре мировой киноиндустрии, достигает 1200-2000 долларов, и ошибка в прогнозе популярности фильма может обойтись в круглую сумму. Проповедники цифрового кинематографа утверждают, что перевод картин на пленку обходится американской киноиндустрии примерно в 1 млрд. долларов в год. Обретя же цифровую форму, фильм фактически обретает вечную молодость: не стареет и не теряет качества от просмотра к просмотру.

Цифровое кино выгодно и прокатчикам. Как упоминалось выше, владельцам "цифровых" кинотеатров нет нужды связываться со службами доставки, копию можно получить по спутниковым или наземным высокоскоростным каналам связи. Причем такой способ распространения кинопродукции становится особенно актуален, если принять во внимание зарубежные кинотеатры (а оставить их без внимания довольно трудно: так, в 1997 году прибыль, полученная американской киноиндустрией от проката фильмов за рубежом, впервые превысила доходы, получаемые с внутреннего рынка).

Рассмотрим другой пример. Как цифровое кино может облегчить жизнь прокатчиков. Сегодня одним из способов привлечения зрителей стало создание так называемых кинокомплексов, в которых число зрительных залов достигает нескольких десятков. По данным различных исследований, такие заведения продают билетов на 30-40 процентов больше, нежели обычные кинотеатры. Большее число залов позволяет составлять более гибкое расписание сеансов, чем, по мнению аналитиков, в значительной степени объясняется успех кинокомплексов. При этом в разных залах комплекса могут крутить одну и ту же картину, и тогда обойтись многократной прокруткой одной пленочной копии невозможно - приходиться покупать несколько экземпляров. Для цифрового же кино такой проблемы не существует: цифровой фильм может показываться одновременно во всех залах хоть сто раз на дню без малейшей потери качества.



Разумеется, не может не возникнуть вопрос: почему при столь очевидных плюсах цифрового кино никто не торопится выбрасывать пленку? Отчасти мешает определенный психологический барьер, который должна преодолеть любая технология, кардинально меняющая отработанную практику производства и продаж. Однако это далеко не единственная причина.

Обратная сторона цифровой медали

Как часто бывает с новыми технологиями, единого формата цифрового кино до сих пор нет: разные производители продвигают разные форматы. Какой из них выбрать - пока неясно. Кроме того, существующее оборудование для демонстрации фильмов несовместимо с цифровыми технологиями. Уже в который раз производители призывают потребителей бежать вслед за техническим прогрессом, выкидывая по дороге ненужный хлам, в роли которого выступает вполне работоспособное и во многих случаях не успевшее морально устареть оборудование. Взамен, как всегда, обещается гипотетическое сохранение инвестиций в далеком и туманном будущем. В общем, старая как мир проблема выбора между журавлем и синицей. Кстати, понятно, что новая техника требует обучения персонала, а это тоже время и деньги (правда, производители обещают, что ее обслуживание будет не слишком сложным).

Еще один немаловажный аспект: стоимость оборудования для цифрового кино. На данный момент, по разным оценкам, комплект для демонстрации фильмов в цифровом формате стоит от 80 до 250 тыс. долларов. В дальнейшем, по мере того как будет налаживаться массовое производство, его стоимость, уверяют нас производители, снизится до 60 тыс. долларов. Пока же владельцы кинотеатров не спешат выкладывать денежки и смотрят на цифровые технологии с некоторым скептицизмом. "Я не думаю, что кинематограф станет цифровым в течение ближайших пяти лет", - утверждает Юджин Эдвардс (Eugene Edwards), владелец десяти кинотеатров в городе Атен (Athen), штат Огайо.

Ну и, наконец, одна из главных проблем всех цифровых технологий - защита интеллектуальной собственности. Любой цифровой образ, будь то аудио или видео, может быть легко скопирован. Производители видят выход в использовании современных криптографических средств для защиты цифровых данных от несанкционированного копирования, однако, как известно, не существует такой защиты, которая бы не могла быть взломана. В докладе, посвященном технологиям цифрового кино, вице-президент компании Qualcomm Стивен Морли (Steven A. Morley) предлагает довольно интересный способ борьбы с пиратством. "Технологии цифрового кино, - утверждает он, - позволяют давать премьеру новых картин одновременно по всему земному шару. Это позволит бороться с нелегальными копиями, снятыми именно на премьерных показах и составляющими значительную долю пиратской видеопродукции. Кроме того, с помощью специальных электронных меток, встраиваемых в цифровые копии фильмов, производители могут легко отследить, когда и где было произведено нелегальное копирование, и принять адекватные меры".



1 (обратно к тексту) - О проекторах читай статью "Три цвета: белый". - Г.Б.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.