Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Cочинялки

Архив
автор : Денис Коновальчик   21.09.1999

- Поручик, вы любите стихи?
- Нет, но сам процесс...

(малоизвестный гусарский анекдот)


Трудно, наверное, найти того, кто никогда не писал стихов. Многие из нас всю жизнь увлекаются этим делом, правда, при этом до собрания сочинений дело доходит далеко не у каждого. Кто-то под настроение хватает со стены гитару и мурлычет под нее новое сочинение, дабы спеть его у костра друзьям в походе, кто-то радует собственными "эпохалками" горячо любимых родственников, а кто-то с чувством воспевает собственную фирму в рекламе, да так, что ряды клиентов стремительно растут...


Увы, своенравная муза не всегда является по первому зову, а знаменательные события случаются не с той регулярностью, с какой хотелось бы. Если "на безрыбье" в свободное время вас обуяла жажда творчества - роль хорошей разминки могут сыграть литературные игры. Для того чтобы предаваться большинству из них, вам хватит ручки, листка и нескольких минут свободного времени. Не помешают и одержимые жаждой творчества партнеры. Впрочем, если вы имеете доступ в Сеть, нехватка соавторов вам точно не грозит. Здесь вас ждут не только онлайновые версии старых, "бумажных" литературных игр, но и новые "сочинялки", которые могли появиться только в недрах Интернета. В нынешнем обзоре я постараюсь коснуться и тех, и других, правда, ограничусь лишь "джентльменским набором". Буду рад, если эти игры помогут вам разнообразить досуг и в полной мере проявить свои творческие способности.

Чепухоиды

В Сети "чепуха" обитает с давних пор (при этом многие В НАШИ дни почему-то убеждены, что она является единственным содержанием Интернета).

Мало кто не играл в самую простую из сочинялок - "чепуху". По сюжету игры все участники, предварительно договорившись о теме и размере будущей "многосерийной" поэмы, по очереди вносят свою лепту в ее создание. Если дело происходит "в офлайне", аккумулятором идей служит бумажный листок, постоянно подворачиваемый так, чтобы очередному соавтору была видна лишь строчка из написанного соседом. Размер "лепты" обычно составляет пару-другую строк, но при наплыве вдохновения у очередного участника может быть несколько увеличен. Коротать время таким образом можно и в режиме "разделяемого процессорного времени", когда по кругу гуляет несколько будущих "поэм".

"Содержание предыдущих серий" остается загадкой для всей компании до самого последнего момента, которого все ждут с нетерпением. Наконец, на свернутом в трубочку листке поставлена победная точка, и звучит голос чтеца. Помнится, королевской особе, героине книги "Алиса в Зазеркалье", доводилось слышать "такую чепуху, рядом с которой эта разумна, как толковый словарь". Что ж, ей можно верить: при всей абсурдности, в каждом творении проглядывает весьма своеобразный юмор, а уж игра ассоциаций порой просто завораживает. Есть у такой поэзии и прикладной смысл. Например, если дело происходит на дне рождения, поэтические перлы - отличный подарок на память виновнику торжества (дарить, правда, лучше с условием, что при жизни авторов они не будут опубликованы).

В Сети "чепуха" обитает с давних пор (при этом многие дни почему-то убеждены, что она является единственным содержанием Интернета). По легендам, еще древние фидошники любили наполнять некоторые из своих конференций подобным коллективным стихотворчеством. В наши дни любители обмениваться стихами по почте чаще всего пользуются специальными списками рассылки, подписавшись на которые, можно плести такие цепочки хоть целый год. Причем на разные темы. Так, доблестные сетевые гусары (чью "Конюшню летучих пегасов" рекомендую посетить всем, кого не смущают плоды искрометного и грубоватого гусарского юмора) тоже ведут свой лист (mesivo@lists.neystadt.org), избранное из которого публикуют на своем сайте. Игра, как это принято у гусар, ведется в открытую: каждый подписчик видит все написанные до него строки, что сильно повышает в стихах процент реализма.

По опыту автора, достаточно комфортным средством для совместного коллекционирования строчек являются онлайновые форумы. Хорошо, когда речь идет о постоянном месте встреч, где посетителей не гоняют за "офтопик", а любые цивилизованные формы поэтического самовыражения горячо приветствуются. В качестве примеров таких сообществ можно привести "Живой уголок", разместившийся под крылышком у "Компьютерры онлайн" (www.computerra.ru/forums/liveugol), или "Снаркосельский лицей" на сервере небезызвестного читателям "Терры" Снарки (www.snarky.com). Любая строфа, расшевелив "коллективный разум", может, как брошенный камешек, породить здесь лавину ответных, а там, глядишь, - и готова поэма. Хоть печатай ее в "Кнопках".

Конгломераты

Если вас одолевает "синдром КВНщика", выражающийся в постоянном желании переиначить чужое творение, эта игра - для вас! Суть ее в том, что два стихотворных фрагмента (или текста песен) переплетаются строчками так, что получается новое произведение (в 99 с чем-то процентах случаев - юмористического склада, что, впрочем, и немудрено). Уверен, классический образец этого жанра, прочно вошедший в фольклор, многим знаком с детства. Напомню: "Однажды в студеную зимнюю пору // Сижу за решеткой в темнице сырой. //Гляжу - подымается медленно в гору // Вскормленный в неволе орел молодой"... Вот так просто и изящно безвестному автору удалось впрячь в одну упряжку-строфу коня и трепетную лань - отрывок из некрасовской поэмы "Крестьянские дети" и начало пушкинского стихотворения "Узник".

Возможно, кое-кто возразит, что к творческому процессу это имеет весьма отдаленное отношение. Согласен, но на откровения в области литературы "конгломератчики" не претендуют. А настоящих мастеров подобных "гибридов" отличают недюжинные поэтическая эрудиция, воображение и вкус. В этом легко убедиться, зайдя на страницу литературных конкурсов к гусарам - тонким ценителям литературных шуток (kulichki.rambler.ru/gusary/raznica). Здесь находятся анналы конгломератов прошлых лет, а также правила нового конкурса, несколько сузившие круг первоисточников. Возглавляют "запретный реестр" "Крестьянские дети", которых успели скрестить уже с целым списком произведений, начиная от песни БГ про старика Козлодоева до гимна Советского Союза. Воистину, поэтам есть о чем задуматься в эпоху Интернета - предугадать, "как слово наше отзовется", теперь не так-то просто.

Буриме

Этим занятием (разумеется, в его "офлайновом" варианте) в доквейковскую эпоху увлекались на досуге еще наши прадедушки. Всем участникам игры раздаются пары концевых рифм, основываясь на которых, те создают свои четверостишия. Удачная попытка вывода буриме на сетевые просторы принадлежит физику Дмитрию Манину, основателю странички литературных игр "Центролит" (kulichki.rambler.ru/centrolit). Сразу отмечу, что поклонников лимериков  [1] в "Центролите" ждут сразу два кулинарных заведения - игры "Пекарня лимериков" и "Блимная", где лимерики "выпекаются" по заданным строчкам. При всех отличиях от буриме, эти игры похожи на него, как родные сестры.

Сайт буриме автоматизирован полностью: обязанности ведущего возложены на скрипт, вытаскивающий наугад пару рифм из базы (эдакого "общего котла"). Естественно, что "котел" необходимо регулярно пополнять (тут наш "ведущий" уже бессилен), так что при входе с каждого игрока взимается новая рифма. Велик при этом бывает соблазн обойтись каким-нибудь типовым вариантом, но не тут-то было: рифмы наподобие "палка - галка", как правило, в словаре есть всегда, так что на этот раз от вас потребуется нечто более оригинальное. Если на рифмотворчество вас сегодня не тянет, можете заменить себе оброк "общественными работами", отправившись "на базу" сортировать вновь прибывшие рифмы.

Создав достойное творение, вы отправляете его на сервер, где ему присваивается инвентарный номер (не так давно был перейден рубеж в 20000 четверостиший), и оно попадает в базу. Любой желающий может оценить несколько извлеченных из базы наугад буриме, поставив им свою оценку в пределах от 0 (никуда не годится) до 5 (шедевр). В каждом из нас сидит въедливый критик, так что оценка чужих творений - приятное занятие; кроме того, разгребая залежи чужих виршей, начинаешь понимать, что не боги горшки обжигают, и в следующий раз уже с гордостью несешь свое творение на суд поэтической общественности. Буриме с низким рейтингом постепенно попадают в "чулан" и на глаза посетителям сайта уже не показываются. Правда, автор может всегда вызволить их обратно... до следующего заточения, которое, скорее всего, не заставит себя долго ждать.

Среди любителей буриме немало подлинных ценителей этого жанра, проводящих придирчивый отбор лучших четверостиший и формирующих из них тематические подборки. Некоторые из этих "частных коллекций" в свое время выдвигались на престижные сетевые литературные премии и даже брали призы. Будем надеяться, что и вашим виршам будет уготована долгая и счастливая сетевая жизнь. Стремительными темпами развивается и буриме-спорт: не так давно настоящие "профи" начали выяснять отношения в чемпионатах, проводящихся по строгим правилам, с подведением рейтинга участников до десятого знака после запятой. Ознакомиться с розыгрышем, поболеть, а также влиться в ряды бойцов можно прямо на сайте буриме. Удачи в бою!

Цепочки хокку

С легкой руки Романа Лейбова и уже известного нам Дмитрия Манина с недавних пор в русской Сети поселились замечательные японские трехстишия хокку. Малютки-чужестранки хокку (кое-кто их называет хайку) не столь близки русскому поэтическому восприятию, поэтому необходима некоторая тренировка не только для их создания, но и чтения. Быть может, для неподготовленного читателя, привыкшего в поэзии к рифмам и стихотворным размерам с периодическими ударениями, триады строчек покажутся кусочками прозы. Но это не так. Овладев правилом 5+7+5 (именно столько слогов в каждой строчке на роду написано иметь хокку), вы без труда научитесь понимать эти чудные миниатюры, благодаря чему, быть может, любые ваши стихи станут более лаконичными и одухотворенными.

Если вы хотите приобщиться к тайнам японской поэзии всерьез - ступайте прямиком в "Сад расходящихся хокку" (www.litera.ru/slova/hokku), где они растут, эти трехстишия. Размножаются хокку побегами (строчками). Чтобы посадить свое "деревце", достаточно взять "веточку" любого из растущих в Саду (об этом позаботится скрипт) - создать свое детище либо по первой, либо по последней предложенной строчке. При желании свой шедевр можно поместить в один из тематических разделов, по которым возможен отдельный поиск. В числе представленных разделов такие традиционные для японской лирики темы, как "Любовь" и "Времена года", а также новаторские "Новые хокку о главном" и "Компьютеры". Впрочем, возможны и гибриды. Вот, к примеру, "компьютерное" хокку номер 8174: "Сидит Микадо, // Исполненный величья. // Играет в Тетрис"  [2].

Возможно, повальное увлечение лаконичными хокку избавило бы нашу речь от половины ненужных слов и оборотов. Осмелюсь предположить, что в условиях Сети это привело бы к глобальному снижению лишнего трафика. И не столько за счет исчезновения "белого шума" в чатах, сколько за счет сокращения пересылки громоздких графических файлов. Представьте, что вместо увесистого gif'а с изображениями местных пейзажей вы моментально черкнете другу потрясающей глубины хокку, воспевающее прелести вашей местности... И все это уместится в трех небольших строчках текста. Воистину, такой степени сжатия информации не достичь ни одному современному архиватору!

Сонетник

Слово "сонет" у многих ассоциируется с именем Шекспира. Впрочем, в литературных кругах не утихают споры об авторстве его бессмертных творений. По одной из версий, шекспировские сонеты принадлежат перу сразу нескольких его современников. За давностью лет трудно сказать, так ли все было. Но не исключен вариант, что под именем "Вильяма нашего... Шекспира" действительно творила целая бригада, и в качестве разминки они вполне могли проводить совместную игру наподобие онлайнового сонетника.

Или, если официально, "Действительного штатского сонетника". Именно так именует свое детище "штатник" Дмитрий Манин. В отличие от чепухи и буриме, этот проект не является таким уж "массовым забегом", а стихотворения, над которыми ведется работа, буквально можно пересчитать по пальцам. Что неудивительно, ведь сочинение сонетов - весьма серьезное занятие, требующее от стихотворца точного соблюдения всех законов жанра. В связи с этим, новичкам нелишне пройти "спецкурс", здесь же, на сайте ознакомившись с некоторыми работами по теории сонетостроения. Стоит также помнить, что традиционный кодекс чести "сонетского человека" в онлайне пополняется новыми правилами. К счастью, их свод невелик, а по логике они напоминают постулаты Евклида, что выдает твердый почерк причастного к их созданию технаря. Так, например, одной из важнейших является заповедь о том, что "между любыми твоими двумя строчками должно быть не менее двух чужих". На этом основании человеку с математическим складом ума нетрудно вывести минимально возможное количество авторов - три человека.

Дабы предотвратить в зародыше "копирайтные" споры, в Сонетнике действует железное правило: "автором исправленной строчки считается тот, кто трогал ее последним". Процесс правки чем-то напоминает принятие закона Думой в N-м чтении, но еще больше похож на шпионские сериалы. Соавторы тут полностью анонимны, единственным "удостоверением личности" автора становится IP-адрес - "позывные" вашего компьютера, "пеленгуемые" сервером Сонетника. Запись "сыгранной партии" складывается из заполненных бланков донесений, напоминающих шифровки типа "Юстас - Алексу" с вариантами строчек будущего творения и объяснительными записками авторов на тему "почему я выбрал эту строчку".

Высшим пилотажем в вышеупомянутом деле является создание венка сонетов. Это целый цикл из полутора десятка стихотворений, где соседние строчки главного сонета являются началами и концами сонетов, нанизанных на него. Бесспорно, сочинить такую эпопею за один присест сможет даже не всякий искушенный в этом деле поэт. А вот коллективно, при наличии специальной программы, эта работа должна пойти гораздо быстрее. Так что хочется верить, что на свет когда-нибудь появится первый венок сонетов, целиком родившийся в интернетовских литературных кругах.

Разумеется, выбор поэтических развлечений в Сети не ограничивается только упомянутыми мною играми. Надеюсь, что, пройдя этот "ликбез", вчерашний новичок очень скоро вольется в неугомонную компанию рифмоплетов онлайн и отыщет новые "сочинялки". И пусть во время таких забав далеко не всегда рождаются шедевры, зато читатели ваших стихов всегда найдутся. Говоря словами одного из завсегдатаев подобных мест,

Размер не ясен, рифмы смутны...
Со смыслом тоже не в ладах.
Зато строчим мы поминутно.
И да поможет нам Аллах!




1 (обратно к тексту) - Читателям "КТ" эти ирландские пятистишия должны быть хорошо знакомы: не так давно журнал проводил читательский конкурс лимериков о компьютерах.

2 (обратно к тексту) - Не напоминает ли вам этот Микадо неприступного сисадмина в разгар рабочего дня?





© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.