Kеннет Масгрейв чуть не занял второе место
АрхивЗавершен конкурс школьных графических работ "Обложка для моего учебника". Он проводился под эгидой девятой международной конференции по компьютерной графике "ГрафиКон '99" при содействии Московского комитета образования. Подведение итогов конкурса и награждение победителей состоялось на заседании школьной секции конференции 30 августа 1999 года.
Идея провести конкурс школьных работ в рамках крупной научной конференции принадлежит известному ученому, пионеру российских исследований в области компьютерной графики Юрию Матвеевичу Баяковскому. Объявляя конкурс, организаторы видели перед собой следующие цели:
- развитие детской художественной культуры и творчества,
- внедрение в школьное образование технологий компьютерной графики,
- приобщение школьников к Интернет-технологиям.
По замыслу устроителей, тема конкурса "Обложка для моего учебника" должна была привлечь внимание детей к оформлению школьных учебников. Учебник сопровождает школьника в течение всего учебного года. Многие ли задумывались над тем, какое значение имеет его внешнее оформление? Какое настроение создает его обложка и пробуждает ли она интерес к предмету? Книжки для детей оформляют взрослые - интересно было посмотреть, какие обложки для учебников создадут сами ученики. Какие рисунки они поместят на обложке? В каком жанре выполнят графические композиции? В нашем конкурсе ученик получал полную самостоятельность, он - сам себе и художник, и дизайнер.
Тема задавала общее содержание графических работ. Не накладывалось жестких ограничений на жанр или стиль оформления рисунков и композиций. На конкурс можно было подавать работы, представляющие собой фрагмент, эскиз или законченный макет обложки. Принимались рисунки, коллажи, графические композиции. Работы могли быть выполнены с помощью любых инструментальных средств, в том числе с использованием сканированных изображений, фотографий или видеоматериалов. На конкурс представлялись как готовые макеты обложек с соблюдением традиционных для книг пропорций, так и рисунки или композиции произвольных пропорций, которые могли бы в дальнейшем, так или иначе, войти в состав обложки. Конкурсные работы публиковались в Интернете. Всего было представлено 62 работы от 21 учебного заведения Москвы и других регионов России и СНГ.
Авторы имели возможность составить комментарий к своей работе. Некоторые комментарии поражают своим лирическим настроением и совсем недетской философичностью. Например: "Вечная тема земных и водных просторов Земли в современном, приятном для взгляда виде", "Главная идея выражается в сочетании чего-то неизмеримо огромного и чего-то родного, знакомого. (Эта беседка стоит неподалеку от нашего дома, на берегу озера.)". Или же: "Земля - огромна и таинственна. Человек - мал и слаб, но может очень многое". Хотя встречались и по-юношески беспечные заметки: "Цветочки-кошечки и никаких идей!". А иногда - самонадеянные и деловитые: "Все учебники можно оформить в едином геометрическом стиле. Но сделать другие обложки мне некогда...".
А комментарий к одной из работ "Как много в мире неизвестного..." оказался пророческим как для автора, так и для членов жюри. Работе присудили второе место, но в последний момент, прямо на церемонии награждения, неожиданно выяснилось, что отмеченная композиция является почти точной копией работы Кеннета Масгрейва (Kenneth Musgrave) - известного художника, работающего в технике фракталов. Пришлось вывести автора из числа лауреатов конкурса и аннулировать призы и грамоты - слишком велик оказался "коэффициент цитирования".
Большую роль в подготовке конкурсных работ играли школьные учителя. Они помогали ребятам окончательно оформить и переслать работы по электронной почте. Их энтузиазм во многом сформировал творческую атмосферу конкурса, однако им же приходилось решать и массу технических проблем - от сканирования картинок до поиска графических пакетов. Большую самоотверженность и любовь к детям проявили педагоги школы .1838 для глухих детей, представив на конкурс несколько работ своих учеников. Вот один из составленных ими комментариев: "Кажется, что Олег хотел показать на одном рисунке весь окружающий нас живой мир. Судьба автора трагична: помимо глухоты и связанной с ней задержкой психического развития он страдает также и другими болезнями, в частности, из-за болезни ног он с трудом ходит. 20 лет - для большинства это возраст расцвета, когда открываются почти безграничные возможности. А Олег, закончив школу, остается практически запертым в своей квартире - он не может работать и учиться дальше, так как это требует поездок, а у него нет физических сил на это. Неудивительно, что на выпускном вечере, прощаясь со школой, Олег плакал - для него закончилась, может быть, лучшая часть его жизни. Что ждет его впереди?".
Несколько школьных коллективов получили по результатам конкурса грамоты Московского комитета образования. В качестве членов жюри в работе конкурса участвовали известные дизайнеры и специалисты, имеющие опыт в компьютерной графике. Один из них, Виктор Жижин, художник журнала "Компьютерра", выступая на церемонии награждения (приз от "Компьютерры" получил московский учебно-воспитательный комплекс .1838 для глухих детей), отметил высокий уровень организации конкурса и энтузиазм участников.
Спонсорами конкурса выступили фирмы "Атри-Графика", подарившая победителям конкурса продукты Adobe для работы с графическими изображениями, "Интерсофт", наградившая несколько работ мультимедийными компакт-дисками по искусству. Компания Intel - спонсор всей конференции "Графикон '99" - презентовала победителям майки с фирменными наклейками. Компания "МТУ-Интел" приготовила призерам-москвичам королевский подарок: бесплатный выход в Интернет по 50 часов в месяц сроком на три месяца.
Конкурс был организован и проведен на базе Интернета. Информационную поддержку конкурса осуществлял сайт "Учебники Москвы" (textbook.keldysh.ru). Там были размещены объявление о конкурсе, правила оформления и подачи работ, форма заявки, рекомендации для участников. Сейчас на сайте опубликованы все присланные работы школьников, перечислены победители, представлены члены жюри и спонсоры.
Татьяна Полилова - координатор проекта "Московский образовательный Интернет".