Мелькает движущийся ребус...
Архив"Мелькает движущийся ребус, идет осада, идут дни..." - так начинается поэма Бориса Пастернака "Высокая болезнь". Использовать ребусы для оформления темы номера предложил Евгений Козловский. Тема посвящена ежегодной международной конференции по компьютерной графике "ГрафиКон '99", прошедшей в МГУ в самом конце августа. Мы много писали о зарубежных компьютерных форумах. Тем временем, то, что происходит у нас под боком, превратилось едва ли не в загадку. Наш ребус на обложке - приглашение увидеть эту загадку и попробовать ее разгадать. Авторы, которых я собрал на этих страницах, посмотрели на "ГрафиКон '99" с разных сторон.
Антон Переберин (".ГрафиКон '99": заметки инсайдера") дал обзор учебных курсов, научных докладов и эстетических акций.
Ирина Васильева и Дмитрий Воронков ("Студенческий конкурс на .ГрафиКоне '99"") написали о конкурсе студенческих работ, организации которого они отдали массу времени и нервов. О конкурсе написал и наш знаток компьютерной графики Сергей Кащавцев, входивший в его жюри.
На конференции состоялся и конкурс работ школьников. О нем рассказала Татьяна Полилова ("Обложка для моего учебника"). В жюри конкурса входил еще один популярный в "Компьютерре" человек - художник Виктор Жижин. Красочные обложки нашего журнала - его рук (и светлой головы) дело.
Денис Иванов ("Другие берега") незадолго до "ГрафиКона" побывал в Лос-Анджелесе, на другой конференции - "SIGGRAPH '99". Его рассказ о ней тоже помогает понять, что же такое "ГрафиКон".
Ну а себе я оставил самую легкую задачу - делиться наблюдениями и давать комментарий к тому, что написали другие. А заодно и немного порассуждать о том, что сегодня представляет собой научная конференция в России, зачем и кому она нужна, чего от нее ждут и что получают?
Компьютерная графика - это колоссальные деньги (как догадывается читатель, речь идет не только о технологии изготовления фальшивых или настоящих бумажных купюр). На компьютерную графику существует ненасытный спрос. В очень большой степени это спрос именно на новое, на то, чего никто раньше не видел (в прямом смысле слова). Поэтому научные исследования, результаты которых применимы в компьютерной графике, имеют шансы быстро окупиться. Логично? Конечно. Осталось понять, какие именно исследования могут внести действительно серьезный вклад, внести так называемое новое качество. И здесь тривиальности заканчиваются. Ибо прикладная наука, как правило, нового качества не порождает (есть, кстати, мнение, что сам термин "прикладная наука" лишен смысла и правильнее говорить о "приложениях науки"). Угадать же заранее, откуда это качество придет, не может никто. Вот некоторые примеры.
Две самые популярные за последние десять лет идеи, привнесшие новое качество в технологию сжатия изображений, - фракталы и вейвлеты. Фрактальное сжатие придумал английский математик Майкл Барнсли (Michael Barnsley). Из-за своего своеобразного, мягко говоря, характера он не нашел работы в Англии, хотя закончил аспирантуру в самый благоприятный за все послевоенное время период - вакансий в университетах было столько, что, подав заявление, вы получали место почти автоматически. Разозлившись, как рассказывают, на Англию, он уехал в Штаты, где занимался некоторыми разделами теории функций, энергично писал статью за статьей в полном согласии с базовым принципом американской университетской науки "publish or perish" ("публикуйся или погибай"), приобрел определенную известность среди специалистов по соответствующим разделам теории функций (каковых - я имею в виду специалистов - насчитывается человек сто-двести в мире), и вдруг ни с того ни с сего сказал: а давайте вот такими простенькими фракталами (Барнсли на них наткнулся, обдумывая одну из задач все той же теории функций; в математике фракталы этого типа были изучены задолго до него) попробуем изображать на экране все. Именно в этот момент возникло новое качество, после чего начались приложения науки. А имя Барнсли теперь знают миллионы.
Вейвлеты были изобретены в маленькой дружной группе физиков-теоретиков и математиков, работавших под руководством Александра Гроссмана (Alexander Grossmann) над математическими задачами квантовой теории. В этом случае прикладная наука буквально дышала в затылок. Все, что нужно для применения вейвлетов на практике, уже было придумано прикладниками! Не хватало лишь математического понимания того, что это такое и почему это важно. Как вы думаете, могли интересовать специалистов по компьютерной графике теория когерентных состояний, переполненные системы в гильбертовых пространствах и т. п.? Смешно даже спрашивать. А вот вейвлеты возникли именно из обдумывания задач на эти темы. И как только они возникли, появилось недостающее понимание и пришло новое качество.
Итак, самое важное - идеи. Не революционная, прямо скажем, мысль. Так же, как и то, что на конференцию полезно ездить в первую очередь ради обмена идеями. Очевидно? Не всем. Почему? Не знаю.
Пример. В перерыве между заседаниями состоялось две презентации. Первая заключалась в демонстрации на большом экране многочисленных желтых холмов, синих рек и каких-то условных птичек, снующих на фоне этого двухцветного пейзажа. "Такого вы еще не видели", - неожиданно сказал автор страшным голосом. Сидевший рядом со мной студент сдавленно захихикал: "я такое еще на трешке делал!" Взрослые дяденьки из публики вежливо спросили: в чем же здесь суть дела, что нового вы придумали? Ведь такие картинки мы видели много раз. "Вы не могли их видеть! - отрезал докладчик и намекнул для посвященных. - У меня сцена на порядок сложнее, чем все, что было до сих пор. У меня может быть до десяти максимумов. Без ускорителя..."
Возможно, автор придумал гениальный способ ускорения рендеринга. Но ужас в том, что главной задачей выступления было не изложить свою идею или хотя бы результат, а, напротив, максимально все скрыть и засекретить. Казалось бы, парадокс, - зачем выступать, если не хочешь ничего рассказывать? Для "ГрафиКона" это было, к счастью, нетипично. Но, вообще, подобные вещи встречаются часто. Люди искренне не понимают, что, ничего не рассказав об идее, невозможно заставить в нее поверить.
Вторую презентацию давал директор одной петербургской фирмы. Он демонстрировал созданные его фирмой клипы - прологи к нескольким известным играм, и при этом рассказывал, какие задачи потребовалось решить для создания этих клипов (генерация текстур волосяного покрова, например), какие проблемы вычислительной геометрии мешают усложнению визуализируемых сцен, каковы сейчас основные направления исследований, лидерство в которых будет в ближайшем будущем обеспечивать преимущество на рынке компьютерной графики (первым был назван, между прочим, искусственный интеллект). Не раскрыв своих технологических секретов, он дал аудитории много полезной информации, одновременно повысив и свою популярность. Заметьте, таких клипов мы тоже видели множество, и не каждый профессионал с ходу оценит, насколько сцены в одном клипе сложнее, чем в другом. Тем не менее, эта презентация была полезной, по-моему, всем. Предыдущая - никому.
Российские участники "ГрафиКона" принадлежали, главным образом, к крупным физико-математическим центрам: Московский университет, Новосибирский университет, научные центры Нижнего Новгорода и его окрестностей. В этом есть два плюса и один минус. Первый плюс - органическая связь со средой физиков и математиков, которая может, как мы видели, оказаться весьма полезным источником неожиданных идей. Второй плюс - та же среда очень полезна и в самом утилитарном смысле, при точном моделировании физических свойств виртуальных объектов (а без этого сейчас никуда). Минус же таков: физики и математики слишком любят и ценят научную визуализацию. Что поделаешь, нет у них традиций работы на массовый рынок! А визуализация - это не только не самый большой сектор рынка, но и не самые интересные задачи графики... впрочем, в свете второго плюса здесь все не так уж безнадежно.
Если уж прозвучало слово "традиция", то надо отметить, что на "ГрафиКоне" нашла неожиданное продолжение одна весьма изысканная традиция, пережившая свой последний взлет в русской культуре в 10-е годы двадцатого столетия. Она никогда не была определяющей и магистральной, однако связана с великими именами Серебряного века - достаточно вспомнить Александра Скрябина. Речь идет о попытках синтеза разнородных искусств - музыки, живописи, танца, а также искусств и наук.
В начале 70-х Лев Термен читал лекции о своем "воксе" на физфаке МГУ. Было ему тогда лет восемьдесят; за полвека до этого он с успехом демонстрировал терменвокс Ленину. И вот в предпоследний год XX столетия терменвокс прозвучал в Московском университете на компьютерной конференции "ГрафиКон". Видеоряд, порождаемый компьютером по сигналам этого "электромузыкального" инструмента, служил фоном для пластических композиций. Можно по-разному относиться и к технологической, и к эстетической, и к философской стороне этой акции. Но ее оригинальность очевидна. И эта оригинальность определяется именно тем, что за ней стоит пусть малозаметная, пунктирная, но настоящая культурная традиция. Такая, каких пока нет за другими видами компьютерного искусства, ибо традиция - это, в первую очередь, время...
Студенческий и школьный конкурсы я считаю едва ли не более важными составляющими конференции, чем научная программа. Для школьников конкурс сделали взрослые, - слава Богу, есть такие взрослые и в университете, и в ИПМ им. Келдыша, и на фирмах, и в журналах. А вот студентам пришлось подумать о себе самостоятельно. Этому поколению вообще очень рано пришлось стать самостоятельным, чем оно радикально отличается от нас, нынешних сорокалетних, и напоминает скорее наших родителей в юности. Есть еще один благоприятный для раннего развития фактор: студенты, аспиранты и молодые ученые пользуются в наши дни невиданной нигде и никогда свободой, в том числе и научной. Дело в том, что роль "начальников" в науке сейчас крайне мала - ввиду полного отсутствия бесплатных ресурсов, которые можно было бы распределять. Бывает, что студенты 3-4 курса работают по контрактам с крупнейшими компьютерными фирмами мира, и их зарплата значительно выше ставки профессора в Московском университете. Но это только первые ласточки, и на следующем "ГрафиКоне" можно ожидать появления маленького, но настоящего рынка трудовых ресурсов для компьютерной отрасли, существующего на всех крупнейших конференциях мира. Само собой это, конечно, не произойдет, но, думаю, что натренированные в оргкомитете студенты это организуют. С другой стороны, такие вещи требуют развитой инфраструктуры в виде профессиональных обществ, организаций выпускников и т. п. В связи с этим - многозначительный факт: почти часовая лекция профессора Кузнецова о деятельности IEEE Computer Society в России была выслушана с напряженным вниманием.
На конференции состоялись конкурсы среди студентов и школьников. Не могу не отметить, что нашлись такие школьники, которые заняли первое место на конкурсе студентов. Это говорит, конечно, и о том, что уровень студенческого конкурса еще есть куда повышать. А собственно школьный конкурс оказался очень интересным и даже драматическим (читайте статью Татьяны Полиловой). Приз от "Компьютерры" - годовую подписку на "Компьютерру", "Домашний компьютер" и "GAME.EXE" - получил московский учебно-воспитательный комплекс .1838 для глухих детей. Кстати, сейчас мы готовим тему номера, посвященную тому, как компьютер может помочь людям с различными физическими недостатками.
И, наконец, последний сюжет: что такое "ГрафиКон" на мировой шкале событий в компьютерной графике? В первую очередь надо понять, что эта шкала многомерна. "SIGGRAPH" с его 35 тыс. участников находится в другой весовой категории, в другой экологической нише и решает другие задачи. Попробуем классифицировать профессиональные встречи научно-технических сообществ, используя торговую терминологию. "SIGGRAPH", очевидно, будет гигантским супермаркетом. Некоторые конференции можно уподобить специализированным магазинам, другие - маленьким, но дорогим бутикам, третьи - универмагам, торгующим ширпотребом. "ГрафиКон" пока не имеет четко выраженной принадлежности к одной из этих групп. Мне кажется, что его дальнейшее развитие может пойти по одному из двух путей.
Сегодня "ГрафиКон" - бесспорно, важнейшая в России ежегодная встреча по компьютерной графике. Структура конференции, благодаря очень серьезной работе организаторов, фактически воспроизводит структуру "SIGGRAPH", хотя и в значительно меньшем масштабе. Но масштаб, при благоприятных условиях, может быстро вырасти. Сейчас международные компьютерные гиганты очень осторожно работают с российскими университетами. Если ситуация изменится, да еще и подрастут отечественные компьютерные гиганты - на "ГрафиКон" тоже будут съезжаться многотысячные орды, но... но атмосфера станет совсем другой. Давайте вспомним о музыкально-компьютерных экзерсисах и сменим торговые термины на музыкальные.
Бывают концерты в Кремлевском дворце съездов, бывают концерты на Васильевском спуске и бывают концерты в Малом зале консерватории. По масштабам да и, пожалуй, по сути, "SIGGRAPH" и "ГрафиКон" - все равно что Лужники и Малый зал. Конечно, все мы знаем, что и на "SIGGRAPH" есть свой "Малый зал", и, может быть, не один. Однако это сопоставление наводит на мысль о возможном превращении "ГрафиКона" в камерную встречу сравнительно небольшого числа ведущих специалистов, блестящих имен - но обязательно со студенческой, школьной, эстетической программой. Для такого варианта развития тоже есть определенные условия. Ведь Московский университет, как и ряд других российских университетов и академических институтов, с которыми прежде всего ассоциируется слово "ГрафиКон", - это пока еще марка. И она может привлечь ведущих специалистов не только России, но и мира.
Итак, нам предстоит выбор между прекрасным и великолепным? Тут уместна одна маленькая история из моей практики. Лет семь назад, будучи на довольно скромной конференции в Лондоне, я разговорился с одним из ее участников, профессором весьма уважаемого в Великобритании Открытого университета (Open University). Он спросил, где я работаю в России. В Институте Келдыша, ответил я. "О-о", - уважительно посмотрел на меня профессор. "Вы знаете наш институт?" - гордо спросил я, уверенный в утвердительном ответе. "Нет", - ответил профессор. И добавил, видя мое недоумение: "Но я знаю Келдыша".
Он имел в виду, конечно, работы Мстислава Келдыша. И надо понимать, что какой бы путь ни выбрал "ГрафиКон", успех будет определяться качеством текстов, включаемых в Proceedings. А в данном узкоспециальном случае для создания качественных текстов не нужны миллиардодолларовые телескопы, ускорители частиц, научные корабли, космические станции. Нужно нечто иное: очень постараться продолжить те самые традиции, о которых я уже столько раз вспоминал в этом материале.