Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Трехэтажный мат, или Чудесное преображение непечатной платы

Архив
автор : Александр Яковлев   07.09.1999

Описание звуковой карты Turtle Beach Montego II Home Studio. © «Компьютерра»

Два грузина играют в шахматы. Один ставит ферзя на середину доски и говорит:
- Мат.
Его соперник ставит рядом своего короля и говорит:
- Атэц.

Старый грузинский анекдот


Герой нынешнего огорода - Turtle Beach Montego II Home Studio - трехэтажная плата: это обычная Montego II, к которой прицеплен табличный синтезатор Cancun FX, плюс карта цифрового ввода/вывода. Поскольку последние являются дочерними, то сама Montego, стало быть, материнская, и я вначале предполагал назвать огород "Трехэтажная мать". Но человек предполагает...


Пролог

Встреча была внезапной. Пришед в компанию "Никс" и попрося вызвать менеджера, с которым был разговор о плате, у меня промелькнула мысль о бывшем однокласснике, но сразу была отметена: Москва большая, фамилия довольно распространенная... И тут этот самый одноклассник появляется из глубин склада собственной персоной...

Скажите, вам радостно через много лет внезапно встретить однокашника? Мне - да, даже если мы и не дружили в детстве. Сказать откровенно, я даже понадеялся на чашечку кофе в уютном уголке и на романтично-сопливое "а помнишь?"

Зря раскатал губы. Люди заняты бизнесом. Мне было сухо сообщено, что "руководство еще не в курсе", так что придется подождать часик. Хотя бы сесть предложили... Так "мать" превратилась в "мат". А "непечатная плата"...

Денис Коновальчик, уже печатавшийся у нас в "Кнопках", сочинил на вашего покорного слугу милейшую эпиграмму, которую, с вашего позволения, здесь приведу:

Пускай порой с железом он на "ты",
Все ж хорошо воспитан он, ребята:
Читателя с журнальной высоты
Не огорошит непечатной платой.

Благодарю за комплимент: сегодня же постараюсь подтвердить столь лестную репутацию. Непечатная плата на самом деле была: это Montego II, о которой я не собирался печатать ни слова, и вот почему.

Час платы наступил

Про Montego II мы, если не ошибаюсь, не писали, однако она не сильно отличается от Diamond Monster MX300, и я лишь вкратце напомню, что это за зверь: чип Vortex 2 плюс 18-битный ЦАП/АЦП. Все это обеспечивает 96 аппаратно ускоряемых потоков Direct Sound, 10-полосный эквалайзер (кстати, неплохо работающий), а также 128-голосный табличный синтезатор. Однако, имея неплохие характеристики в области звукозаписи/воспроизведения, а также объемного звучания, Montego II обеспечивает посредственное качество синтеза. Даже возможность загрузки DLS не исправляет положения, поскольку виноваты, видимо, алгоритмы обработки сэмплов. По крайней мере, MX300 воспроизводил роландовские сэмплы из GM.DLS, входящего в состав Windows 98, куда хуже, чем программный майкрософтовский "Интерактивный Синтезатор". Эти обстоятельства сильно подорвали авторитет уважаемой Turtle Beach в моих глазах: ведь фирма славится неплохими звуковыми картами, в том числе предназначенными для профессиональной работы (вспомните Tahiti, Fiji, Pinnacle); а какая же пусть даже любительская работа в области музыки в нынешнее время обойдется без синтезатора?

И в то же время на той самой Montego II был заботливо предусмотрен 26-контактный разъем для подключения дочерней платы с табличным синтезатором: видимо, Turtle Beach понимала, какие дела творятся с Vortex'овским синтезом, а отказываться от этого чипа по маркетинговым соображениям было невыгодно. Как же, модные веяния! а-три-дэ! объемное звучание! Платы на Vortex'е не собирал разве что ленивый. Turtle Beach вовсю раскручивала Montego II, а тем временем тихохонько готовила достойное исправление к пробелу чипа: аппаратный табличный синтезатор Cancun FX, дабы плата Montego стала полностью печатной.

Помимо Cancun была создана давно обещанная плата цифрового ввода-вывода: примечательна она тем, что содержит и коаксиальные, и оптические разъемы S/PDIF. Есть даже дополнительный аналоговый выход для подключения наушников либо тыловых динамиков. А оптические разъемы представляют собой порядочную ценность, так как бытовая аппаратура вроде мини-дисковых дек и CD-плейеров имеет лишь оптический интерфейс, а переходник с оптического на коаксиальный стоит, если память мне не изменяет, порядка 60 баксов. Но лучше по порядку, а то легко запутаться и что-нибудь упустить из виду.

Так вот, открываю громадную коробку с надписью Montego II Home Studio. Там - сама Montego II, на которую уже надет Cancun, плата цифрового ввода/вывода, два стереопереходника с мини-джека на "тюльпаны" (RCA), а также такая экзотическая вещь, как переходник с компьютерного 15-штырькового MIDI-разъема на обычные 5-штырьковые IN и OUT. (В отличие от традиционных компьютерных MIDI-шнуров с "отцовскими" 5-штырьковми разъемами, такой переходник упрощает коммутацию в случае, если у вас несколько MIDI-устройств, между которыми надо периодически переключаться, а также позволяет найти применение старым MIDI-шнурам.)

Засовываю трехэтажное сооружение (напомню, что второй этаж - Cancun - не требует ни слота, ни гнезда на задней панели системного блока, а третий - плата цифрового ввода-вывода - занимает-таки одно гнездышко) в компьютер и вставляю инсталляционный диск. Установка проходит гладко и достаточно быстро... Я запускаю входящий в комплект секвенсор Digital Orchestrator Pro и с нетерпением начинаю заниматься Cancun'ом, который, на мой взгляд, является гвоздем... железки.

Сперва некоторые характеристики. Cancun FX - 64-голосный синтезатор с 4-мегабайтной таблицей волн, поддерживающий стандарты GM и GS. Его можно установить на любую звуковую плату, имеющую 26-контактный разъем. В руководстве и на плате хитро написано Roland GS compatible, так что думаешь, а не роландовские ли там звуки. К сожалению, нет, хотя Roland GS написано справедливо, так как расширение General MIDI под названием GS введено именно фирмой Roland. И все же звуки весьма симпатичные. Да, я не закончил про характеристики: следствием поддержки GS является набор из 225 инструментов против 128 у GM; 15 наборов ударных, да еще один - спецэффектов, содержащих в общей сложности более 200 звуков; ну и, естественно, процессор эффектов, позволяющий накладывать на воспроизводимые звуки такие эффекты, как реверберация, хорус, и другие, и даже крутить некоторые фильтрики.

Большей частью инструменты имеют заметный синтетический призвук, но синтетически красивый. По крайней мере, я долго не мог оторваться от демонстрашек и заставить себя слушать инструменты по отдельности.

Начнем с рояля. Наиболее натурально (некоторая искусственность все же заметна) он звучит начиная с малой октавы, хотя уже четвертая выглядит неправдоподобно звонко. В субконтр-, контр- и большой октаве синтетические призвуки самые явственные. Надо отметить, что благодаря использованию слоев (layers) в зависимость от скорости нажатия клавиши поставлена не только громкость, но и окраска звучания, что добавляет натуральности. В целом инструмент звучит приятно. Для тихих партий предусмотрен отдельный голос - нечто вроде демпфированного пианино, звучащего весьма интересно. Всего вариантов фортепиано - шесть.

Honky-tonk piano, на котором обычно исполняют регтаймы, достаточно колоритно. Электропианино очень мелодично и в верхнем регистре напоминает музыкальную шкатулку. Есть расстроенное электропианино, богатый обертонами звук которого дает пряную горчинку. А вообще этих электрических пианино семь штук, описывать каждое просто негде; так что я ограничусь лишь основными или примечательными инструментами.

Клавесин не похож на настоящий, но очень певуч и притягателен. Вибрафон мягок; маримбу (ксилофон с резонаторами) хотелось бы пополнее, а ксилофон звонок и не утомляет. Орган тягуч и в нижнем регистре заставляет трястись стекла в окнах. Есть расстроенный орган - очень бодрый и веселый. Церковный орган резковат, а всего органов - девять. Напомню, что "расстроенные" инструменты - это как бы унисон двух инструментов, имеющих верную относительную настройку и чуть различающуюся абсолютную, что придает звуку яркую, живую окраску.

Разнообразных гитар очень много, и про них ничего не хочу говорить - ничего дурного, но и ничего выдающегося. Все басы, особенно акустические, сочны и мощны. Струнные смычковые (как сольные, так и ансамбли) довольно искусственны, за исключением, пожалуй, пиццикато. Хор относительно натурален. Voice Oohs ("тю-тю-тю") скорее приятен, нежели естественен. Аккорд оркестра (Orchestra Hit) обрезан слишком коротко. Ансамбль духовых чересчур резок, да и вообще среди духовых привлекают внимание лишь экзотические инструменты.

Лучше всего удались Cancun'у, на мой взгляд, ударные инструменты.

Звучание открытого хайхэта очень длительно, мелодично и весьма напоминает роландовский сэмпл этого инструмента. Бочка не оставляет сомнений в своей серьезности; том-томам из стандартного набора не хватает глухости при слабом ударе, зато при слишком сильном воспроизводится натуральный, с плавным понижением частоты резонанс. Камерные барабаны (Room) не знаю как описать, но хотел бы их у себя оставить. Электронные ударные - тугие и энергичные, не перегруженные обертонами, как у Yamaha PSR-630 (немногое, за что ее упрекаю). Джазовый набор, к сожалению, отличается от стандартного лишь чуть выше настроенными бочками: не понятно, что тут джазового. Аналоговые ударные TR-808 вполне достойны. По-настоящему впечатляют оркестровые тарелки (и встречный, и скользящий удар) и литавры. Сэмпл открытого треугольника, пожалуй, чересчур рано кончается, а впрочем, ничего.

Следует учесть, однако, что синтетические призвуки в ансамбле слышны гораздо менее, чем если вслушиваться в каждый инструмент по отдельности, так что в целом Cancun для компьютерной платы звучит очень прилично.

Напоследок о найденной в Home Studio ложке дегтя. Во-первых, нет отдельного цифрового входа для сигнала с CD-ROM. Избалованный качеством ЦАП карты SB Live, я не желаю больше подключать CD-ROM аналоговым способом, а вытягивать проводок наружу и привязывать к нему тюльпан, занимая вдобавок цифровой вход, - не очень красиво и хорошо. Во-вторых, Cancun достоин отдельного цифрового выхода (сигнал с него поступает только в аналоговом виде, а значит, при записи претерпевает лишние искажения). Его можно было бы выполнить отдельно, не нарушая стандарта 26-контактного интерфейса. И, в-третьих, не помешало бы отделить внешний порт MIDI от 26-контактного разъема, чтобы можно было независимо подключать еще один синтезатор.

Но кто видел вещь без недостатков? В заключение можно с удовлетворением констатировать, шта-а, наконец, появилась достойная альтернатива Sound Blaster Live. По крайней мере, Cancun звучит явно лучше таблицы, загружаемой в Live по умолчанию...

Мне нравится Cancun.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.