Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Сага о force-сайтах

Архив
автор : Юрий Романов   07.09.1999

Окончится война, все как-то утрясется, устроится.

(А. Даллес. Доклад Конгрессу США, 1945 год)


Не так уж долго придется ждать, - и в самом деле все как-то утрясется и устроится. На одни Internet-сайты будут ходить, как в магазины, - по нужде, на других - справляться о новостях. Кое-кто в Internet будет чему-нибудь учиться, ну, еще письма, обмен мнениями...


Мало-помалу завершится эпоха "собирательства" в истории Сети. На сайты будет выложено все готовое, что только смогут заполучить их владельцы: автомобили, мебель, компакты, путевки и много-много другой всячины.

Надо сказать, что сегодня еще очень слабо понимается обстоятельство, что прямое воспроизведение в форме сайта, допустим, магазина или печатного издания - затея неблагодарная, и лишь тогда Internet-бизнес станет совсем успешным, когда для него будут изобретены адекватные Internet-форма и Internet-содержание (кстати, об этом - тема Андрея Шипилова "Деньги в паутине", "Компьютерра" #23, обратите внимание).

Однако, мы отвлеклись. Эпоха собирательства закончится. Наступит время, когда контент для сайтов будут специально изготавливать, причем этот самый контент уже не будет иметь аналогов на других материальных носителях, так как его потребительские свойства будут базироваться на специфических сетевых возможностях (интерактивность, оптимизация вариантов выбора и т. п.). Именно с этого момента, не ранее, сайты начнут приобретать свойство самоценности, их содержимое станет товаром, а их владельцы - самыми стабильными покупателями таблеток от головной боли, так как этот товар станут красть, несмотря на все ухищрения в организации защищенного платного доступа.

Короче говоря, вторая эпоха в эволюции сайтов - эпоха производства специфических сетевых разновидностей контента. Что дальше? А дальше - самое интересное.

Давайте рассуждать. Главным содержимым Сети являются данные, информация, суть которой - ответы на какие-то наши вопросы (даже не высказанные - фильм, например, мы смотрим, чтобы узнать, "чем там у них все кончится?", или я не прав?). В принципе, вопросы - те же потребности. Все дело в терминологии. В магазин мы ходим удовлетворять потребности, а в Сеть - получать ответы на свои вопросы. При этом, если торговля строится так, чтобы иметь возможность удовлетворить максимально широкий спектр потребностей, то Сеть - чтобы иметь максимально большой запас ответов на возможные вопросы. Иными словами, в сферу информационных технологий просто переносится опыт массового материального производства.

Кстати, массовым оно становится, чтобы уменьшить стоимость единицы товара благодаря увеличению объемов выпуска. Уже здесь становится ясно, что принцип этот в информационном производстве не работает. Да, есть затраты на производство продукта, но тиражирование в Сети не стоит ничего, а количество копий равно "числу заданных вопросов". Сколько вопросов, столько и ответов. Впрок здесь не покупают.

К чему я клоню? К тому, что следующим этапом в эволюции сетевого контента станет наполнение сайтов не столько ответами, сколько средствами производства ответов на всевозможные наши вопросы.

О, это будут совсем иные сайты, чем нынешние. Это будут force-сайты! Почему "force"? А угадайте!

Знание - сила

Успешно применяющий - знает.

Китайская мудрость


Так что же это за удивительный такой контент, который способен коренным образом изменить наши привычные представления?

Назвать его проще, чем правильно понять его суть. Это - знания. Но знания не в смысле нынешних баз данных: хранилищ готовых ответов на незаданные вопросы. Здесь правильнее было бы понимать знания в смысле "умения". Умение же предполагает владение алгоритмом. Все знают, что такое "борщ". А многие ли "умеют борщ"?

Большинство нынешних сайтов что-то "знают", но мало из них тех, что "умеют".

В системе аналогий с материальным производством обладание force-сайтом равноценно владению заводом, в то время как обычный сайт - в лучшем случае склад готовой продукции, иногда лежалой, "с душком", а бывает, что и вовсе никому не нужной. Здесь все, как у людей: есть купцы, а есть заводчики. Заводчики, правда, не обычные - готовы поставлять индивидуальный товар любому покупателю.

И вот сейчас самое время подумать, кто же может стать владельцем force-сайта? Отвечу: все многострадальные, забытые в Отечестве своем НИИ, КБ и проектные организации, но при условии, - внимание! - что вначале они озаботятся свои наработки, методики, опыт прежних разработок, - знания, перевести в предельно объективную форму алгоритмов решения специфических своих задач.

Попробую проиллюстрировать. Пример беру абсурдный, но зато все сразу будет понятно. Весь мир знает, что в России, в глубинке, есть такой секретный город Арзамас-16, где очень понимают толк в ядерной взрывчатке. А вам спать не дают мечты о мировом господстве. Отыскиваете в Сети сайт (force-сайт!) этой фирмы и грузите туда свое техзадание - сколько и чего вам надо для полного счастья и мирового господства. Проходит какое-то время, глядь, а вам уже идут файлы рабочих чертежей, технологических схем, инструкций. Ну, в общем, понятно?

А если серьезно, то уже сегодня подобные этому сайты вполне могут обслуживать заказчиков индивидуального строительства, покупателей мебели, конструируемой с привязкой к планировке жилья, разработчиков технологического оборудования и оснастки. Ага, вот пример совсем простой: вообразите сайт, "на вход" которого будут поступать сделанные от руки эскизы, а "с выхода" заказчику будут отправляться готовые чертежи со всеми положенными "прибамбасами", предусмотренными правилами разных стран, включая языки сопроводительных надписей. Как вы полагаете, будет ли иметь в Сети популярность такое "чертежное бюро"?

Здесь я хотел бы обратить внимание, что сайт этот - не "окошко" для приема заказов со всего мира, получив которые вы со товарищи дружно садитесь за рабочие станции или кульманы и делаете заказанное. Ни в коем случае! Имеется в виду другое: на сервере вы запускаете созданное вами программное обеспечение, которое является, образно говоря, вами. Оно есть вместилище вашего опыта как чертежника (а может, не чертежника, а может - электронщика, химика-технолога, специалиста по моделированию молекулярной динамики). Программа будет чертить сама, сутками напролет обслуживая сотни заказчиков, ваша же работа, - углублять свое понимание этой работы и время от времени обновлять версию программного комплекса.

Когда кончается завод

Народу - куча целая!
Сто или двести.
Чего один не сделает, -
Сделаем вместе!

В. Маяковский. "Кем быть?"


И вот мы подошли к исключительно интересному моменту. Описанная концепция позволяет участвовать в создании и сопровождении force-сайтов как большим многоопытным коллективам, так и отдельным гражданам, взявшимся за освоение новой профессии - алгоритмизатора знаний.

Тут важно увидеть вот что: получение нового знания и его превращение в алгоритм суть две очень различающиеся сферы деятельности. В области современных технологий первая из них практически недоступна для одиночек.

Да, суровая правда такова: в области современных технологий (любых) возможности отдельно взятого человека совсем не велики.

Массовая общедоступность продуктов высоких технологий создала весьма обманчивое ощущение легкости вхождения в среду их производителей, а общественный восторг, активно формируемый рекламой, создает настолько праздничную атмосферу предвкушения непрерывного творческого (или финансового) экстаза, что удержаться практически невозможно. В итоге - жизнь непризнанного (чаще всего, справедливо) гения, обиженного на весь белый свет.

В данном же случае, обратите внимание, складывается исключительно удачная "рыночная ситуация", открывающая возможности для талантливых (или, что точнее, просто трудолюбивых) одиночек, по той или иной причине не прибившихся к большим "научно-техническим стадам". Если вы беретесь превращать знания в алгоритмы, делая их практически "готовыми к употреблению", вы тут же становитесь востребованными, во-первых, теми, кто эти знания добывает - в качестве производителя из их "сырья" "готового товара"; во-вторых, потребителями этих знаний, которым нужны они именно в виде вашего "товара", так как только он позволяет знаниями воспользоваться.

Чувствуете, какие перспективы? В ближайшей прошлой истории подобных ситуаций давненько не случалось. Нетрудно увидеть, что массовое включение в строительство force-сайтов активных и динамичных индивидуалов за короткий срок позволит достичь того, что можно будет назвать "изобилием интеллектуального продукта".

Рискну предположить, что именно изобилие интеллектуального продукта (не в смысле "инструмента", как это в большей мере характерно для сегодняшнего дня, но именно как "конечного продукта") положит начало тяжелейшему и опаснейшему периоду изобилия материального.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.