Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Феномен linux как проявление рефлективности сети

Архив
автор : Роман Косячков   07.09.1999

Горячий финский парень Линус Торвальдс вряд ли предполагал, во что выльются его ночные бдения над ядром новой операционной системы. Между тем, феномен Linux сложился очень быстро, инициировав наряду с несколькими другими подобными проектами целый ряд глобальных инициатив, изменивших облик индустрии программного обеспечения. Сейчас уже трудно найти крупного производителя программного обеспечения, который бы не выпустил или не анонсировал выход версий своих продуктов под Linux. В перечне предлагаемого ПО - весь спектр возможного программного обеспечения от СУБД и Web-серверов до программ 3D-графики и анимации.


Случилось то, чего оппоненты Microsoft ждали уже давно и, как выяснилось, не зря.

В чем причины столь феноменального упеха Linux? В ее бесплатности? Нет. Некоторые дистрибутивы этой операционной системы стоят под сотню долларов. В нетребовательности к системным ресурсам? Тоже нет. Трудно обойтись конфигурацией слабее Pentium 133 с 32 Мбайт ОЗУ и 250-300 Мбайт на жестком диске. В функциональности? И это не проходит, так как любая стандартная поставка современной ОС от Microsoft функционально полнее, да еще и поддерживает на порядок (!) большее количество устройств и интерфейсов. Хоть это и неоднократно декларировалось, проверить на корректность все ПО для Linux невозможно, поэтому декларации соответствуют действительности только по отношению к наиболее важным частям ОС. А поддержка USB, FireWare или DVD вообще в Linux пока отсутствует. Тогда, может быть, Linux значительно превосходит конкурентов в производительности?

К сожалению, и это не так. Последние тестирования показывают, что первенство в производительности принадлежит Windows NT, и при переходе на многопроцессорные системы отрыв заметно увеличивается. Удобство пользования? При всем уважении к самому распространенному оконному интерфейсу KDE для Linux, до Windows ему еще далеко.

Наверное, последний аргумент - стабильность. Linux довольно устойчивая операционная система, хотя, как и любую другую, ее можно "завалить". С другой стороны, каких-то серьезных претензий к устойчивости той же Windows NT 4.0, а тем более, Windows 2000, тоже не высказывается.

Так в чем же дело? Почему компьютерный мир разделился на две части и апологеты Linux больше ни о чем не хотят и слышать? Ведь зачастую Linux устанавливается на мощные мультимедийные компьютеры, при этом часть устройств вообще невозможно использовать, а остальные - используются далеко не полностью. Как правило, с 3D-видео и 3D-звуком приходится распрощаться, а на работу со сканерами, принтерами, CD-R (CD-RW) и т. п. зачастую без слез невозможно смотреть.

Но это мы говорим о конечном пользователе. А ведь "вирус" Linux поразил и менеджеров информационных систем крупнейших компаний. Неужели надежда на снижение "стоимости владения" компьютерными системами (отнюдь не очевидное, достаточно вспомнить о расходах хотя бы на переобучение персонала и адаптацию корпоративного программного обеспечения) может подвигнуть на такие действия?

Как видим, никаких технологических преимуществ за Linux не водится. Ценовые факторы стоит учитывать, но - имея в виду, что значительную часть цены коммерческого программного продукта составляет стоимость сопровождения и поддержки.

Но что это я все о недостатках... Любой товар, а Linux - давно уже товар, нуждается в продвижении на рынок, то есть в выполнении некоей организационной структурой, обычно коммерческой, целого комплекса мероприятий, от формирования общественного мнения до обыкновенной рекламы. В нашем случае ничего этого, по крайней мере, на первом этапе, не было. Запустился (был запущен?) самовоспроизводящийся и саморасширяющийся процесс, который вобрал в себя как профессионалов-альтернативщиков (некий компьютерный андеграунд), так и всех обиженных и недовольных Microsoft. Основополагающую роль сыграла здесь Сеть.

Очень трудно собрать на одной площади хотя бы сотню людей, скандирующих: "Microsoft must die!" А в Сети это проще простого, происходит как бы само собой. Что касается Linux, то стихийно развернулась потрясающая маркетинговая программа, завоевавшая чрезвычайное доверие. И это несмотря на то, что почти весь маркетинг Linux - недобросовестный, очень часто граничащий с обманом, как по поводу повсеместно завышаемых технических характеристик системы, так и по поводу ее якобы бесплатности. Интересно посмотреть, будет ли этот стихийный в своей основе процесс и дальше самовоспроизводиться или, потеряв "альтернативное очарование", потребует для своего сохранения финансовой подпитки.

В этом смысле убийственным для Linux вариантом развития событий стало бы появление на полках магазинов коробок с надписями "Microsoft Linux 1.0", внутри которых - добротный дистрибутив с удобной программой инсталляции, не требующей "шаманства" при установке системы, широкий набор драйверов устройств и... лицензионное соглашение на графическую оболочку "Open Windows For Linux" , гарантирующее техническую поддержку и сопровождение.

Возвращаюсь к теме статьи: феномен Linux в том, что по большому счету он не имеет никакого отношения к Linux. Это - феномен Сети: на месте Linux могло быть что угодно. Новая коммуникационная среда уже давно не ограничивается коммуникационными функциями, а прекрасно управляется и управляет категориями философскими, деловыми, социальными, национальными (вспомните, как недавно национально "самоосознался" Рунет, появились свои и чужие) и т. п., что-то копируя из реального мира, что-то создавая свое, что-то привнося в наш мир из виртуального пространства.

Linux - пробный шар, эксперимент или шутка, которую сыграла с нашей отраслью Сеть (Сеть как сообщество людей, а не киберорганизм, - обойдемся без фантастики), показав, что может произвести нечто, не очень сообразуясь с целесообразностью, логикой, методами и законами, действующими за ее пределами.

И еще один вывод, наверное, самый важный. Как мне кажется, Сеть обладает свойством рефлективности, выведенным Джорджем Соросом для финансовых рынков, когда уверенность операторов в том, что некое событие наступит, значительно увеличивает его вероятность.

Для финансовой сферы Сорос позднее признал ограниченность применимости своей теории, прежде всего из-за того, что в реальной экономической жизни действуют, в первую очередь, объективные факторы, а рефлективность относится, конечно же, к субъективным. Но Сеть - не финансовый рынок, а виртуальное пространство, на которое оказывает влияние не так много объективного. Существует целый ряд конкретных примеров, когда можно сказать, что ожидания формируют действительность, и Linux - одно из ярчайших явлений в этом ряду.

Феномен Linux наглядно демонстрирует нам одно из фундаментальных свойств Сети, которое надо знать и учитывать, а именно - ее рефлективность.



Косячков Роман - 31 год, закончил Калининградское ВВМУ в 1990 году, в настоящее время начальник отдела АСУ Центрального узла связи ВМФ. Постоянные интересы - компьютеры.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.