Таможня дает добро
АрхивВ руки редакции попал любопытный документ. Приказ под заголовком "Об усилении контроля за вывозом товаров, содержащих результаты интеллектуальной деятельности научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" был издан малоизвестной, но влиятельной организацией с длинным названием "Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции Российской Федерации" и устрашающей аббревиатурой ФАПРИД.
В руки редакции попал любопытный документ. Приказ под заголовком "Об усилении контроля за вывозом товаров, содержащих результаты интеллектуальной деятельности научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" был издан малоизвестной, но влиятельной организацией с длинным названием "Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции Российской Федерации" и устрашающей аббревиатурой ФАПРИД.
К тому, о чем говорится в том документе, мы вернемся чуть ниже, а сначала разрешите рассказать предысторию нашего знакомства с ФАПРИД: в редакцию обратились сотрудники одной московской организации (по понятным причинам попросившие не раскрывать своих имен) и рассказали грустную историю о том, как отправленную ими за рубеж корреспонденцию таможня не выпускала за пределы страны, требуя сообщить, что именно находится в предназначенных для пересылки письмах. Почтовая организация (не государственная), передавшая эти пожелания таможни, была неумолима, хотя и полна сочувствия: с одной стороны, рисковать потерей постоянного и платежеспособного заказчика ей явно не хотелось, но, в то же время, не прислушавшись к указаниям таможни, выполнить свои контрактные обязательства перед клиентом они тоже не могли. Таможня просто-напросто не выпускала корреспонденцию из страны без гарантий того, что в ней не содержится ничего, "запрещенного к вывозу". Забывая о том, что обязанность доказывать наличие правонарушения лежит на обвинителе и что в отсутствие доказательств или, тем более, самих обвинений никого принуждать к даче каких бы то ни было разъяснений нельзя. Помимо презумпции невиновности, можно еще напомнить о конституционных гарантиях тайны переписки, о праве на частную жизнь, о потенциальных убытках, связанных с задержкой корреспонденции и т. п. В данном случае, повторяю, никаких претензий, ни, тем более, обвинений в нарушении закона власти (в лице таможни или других государственных служб) не предъявили, и, тем не менее, таможня задерживала отправку корреспонденции.
Неудивительно, что нас заинтересовала эта история: во-первых, всякий может оказаться в роли жертвы, а во-вторых, захотелось разобраться, не имеют ли под собой оснований пошедшие было разговорчики о "подкручивании гаек", полезности перед выборами, пусть ржавого и дырявого, но все-таки "железного занавеса" и т. п. Понятно, что многим хочется получить как можно более полный контроль над обществом, но у меня версия координированного наступления на "завоевания демократии" особого доверия не вызывает: не таково нынче состояние власти и общества, чтобы кто-то всерьез стал замахиваться на тотальный контроль всего и вся. Причины многих безобразий банальнее: многие из них диктуются исключительно "экономической заинтересованностью" того или иного ведомства. Обычное дело - создать кормушку для кого-то "своего", а заодно, коли такая необходимость возникнет, можно "мягко", без лишнего шума прижать неугодного человека или фирму. Нельзя исключать и чрезмерного чиновничьего рвения: ведь чем больше функций и полномочий удается захватить и чем больше "законных" оснований влиять на окружающих, тем большее финансирование можно отхватить при очередном дележе пирога.
Но вернемся к ФАПРИД, приказ которого и стал, по словам представителей таможни, причиной задержки пересылки. После его выхода в свет (12.05.99, см. фотокопии) 10 июня 1999 года Государственный таможенный комитет РФ издает документ, названный "О контроле результатов интеллектуальной деятельности", в котором предписывает начальникам таможен и региональных таможенных управлений принять упомянутый Приказ ФАПРИД к исполнению. Таможня берет под козырек, и вот вам результат - трудности с отправкой за рубеж частной корреспонденции, не имеющей никакого отношения к уставным задачам уважаемого агентства. А чтобы узнать, что это за задачи и на какие деньги живет агентство, давайте посмотрим его Устав (утвержденный приказом ї152 Министерства юстиции РФ от 30 октября 1998 года). Тогда мы узнаем, что созданное на радость налогоплательщикам агентство со столь благозвучным названием существует на государственные деньги: помимо получаемого через Минюст бюджетного финансирования, агентство уполномочено также тратить "...часть денежных средств, полученных Федеральным агентством от распоряжения принадлежащими РФ правами на результаты интеллектуальной деятельности..." (Статья 1.4 Устава ФАПРИД).
Но есть в Уставе и более интересные положения. Например, несмотря на то, что Агентство создано для контроля и правовой защиты "результатов интеллектуальной деятельности военного, специального" и прочего подобного назначения, в число его целей и задач отнесено "ведение реестра обладателей информации о результатах интеллектуальной деятельности, вовлекаемой в экономический и гражданско-правовой оборот" (Статья 2.4.8 Устава), или "контроль за использованием результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот" (Статья 2.3.2 Устава), - уже безотносительно того, насколько военной или специальной была интеллектуальная деятельность... Что это за "контроль" и с какой стати он должен осуществляться за попадающим под это определение широчайшем спектром "результатов" - не очень-то понятно. Зато понятно, что, располагая такими полномочиями, глупо ими не пользоваться. Вот в результате и появляется документ, с которого мы начали свой рассказ и к содержанию которого теперь возвращаемся. Помимо общих ценных соображений в стандартных формулировках "с целью предотвращения..." да "с целью контроля..." там содержится несколько весьма любопытных положений.
Во-первых, в нем предписывается проводить "по заявкам участников внешнеэкономической деятельности" экспертизы товаров, предназначенных для экспорта. То есть как бы добровольно, но при этом "на договорной основе" (так записано в приказе) и в десятидневный срок. Предполагается, видимо, что "участники внешнеэкономической деятельности" столь счастливы самим фактом допущенности к экспорту, что проявлять нетерпение не станут, - чай не мороженое возят, - а покладисто, не суетясь, подождут отпущенные на экспертизу 10 дней. Возможно, и так, но, на мой взгляд, десять дней - это многовато.
Во-вторых, в приложении к Приказу приводится сам список таких товаров. Этому замечательному результату чиновничьей "интеллектуальной деятельности" место, скорее, в "Кнопках", чем в "Карауле", и я приведу его полностью (см. фотокопию). К подлежащим контролю товарам чиновничий гений отнес: "материальные носители (бумажные, магнитные и др.) и аппаратные средства (компьютеры, ноутбуки, серверы и др.), содержащие информацию в виде:
Все остальное - даже если вы участник ВЭД - вывозите на здоровье безо всяких экспертиз, если, конечно, найдете что-нибудь "остальное". Затрудняюсь сказать, можно ли придумать что-нибудь, не подпадающее под приведенное определение. Мне, во всяком случае, не удалось - фантазии не хватило. Но подождите. Мы подошли к самому интересному моменту! Согласно Приказу, вся эта канитель с экспертизой относится только к экспорту "результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения" и к нам, частным лицам и организациям, не занимающимся ни "военной", ни "специальной" и т. п. деятельностью, казалось бы, никакого отношения иметь не должна!
Разумеется, мы обратились за разъяснениями к первоисточникам. Наш корреспондент Юрий Сакун в течение недели пытался вступить в контакт с представителями ФАПРИД. Увы, безуспешно. Пресс-секретарь ФАПРИД Наталья Шаранова несколько раз назначала и переносила встречу с генеральным директором ФАПРИД Ю. Н. Гайдуковым, но, в конце концов, в очередной раз перенесла ее на две недели и предложила звонить в сентябре в связи с отпуском директора. Зная по предыдущему опыту общения с госорганизациями, сколько времени можно впустую потратить, договариваясь о встрече, мы не стали ее дожидаться. Будем надеяться, что через пару недель, когда отдохнувший г-н Гайдуков вернется, он все-таки согласится ответить на наши вопросы и, возможно, снимет возникшие недоразумения.
А пока сказать наверняка, что было истинной причиной инцидента, не могу. Вариантов немного: кто-то в короткой цепочке ФАПРИД-таможня, мягко говоря, превысил свои полномочия. Также не ясно, почему. То ли конкретная организация чем-то не угодила, то ли чиновники по неграмотности или какой другой причине набедокурили, то ли пробный камень кто-то закидывает, интересуясь реакцией. Одно очевидно: так быть не должно.
Кстати, проблема с задержкой корреспонденции решилась просто: видимо, понимая невозможность и бессмысленность контролировать все, проходящее через их руки, на таможне посоветовали в ссору не вступать, а спокойно указать, что отправлена была исключительно "частная переписка". Дескать, проверять частную переписку пока не велено. Отправители решили не ломаться, указали, и таможня дала добро.
Казалось бы, все в порядке, чего шум поднимать. Но, как нам представляется, независимо от истинных причин инцидента попытки проверить общество "на упругость" должны заканчиваться с однозначным диагнозом: "общество упруго". А потому мы призываем всех тех, кто столкнулся с подобной историей, сообщать в редакцию. Мы будем следить за развитием событий, очень надеемся на встречу с представителями ФАПРИД и таможни и будем искренне рады, если описанная нами история окажется единственной в своем роде.