Произведение технологий
АрхивПролог
Эта история началась в самом начале года. В редакцию пришло письмо из учебного центра "Весть" (www.training.ru), содержавшее довольно заманчивое предложение:
"Учебный центр Training.ru объявляет об успешном старте программы дистанционного образования по подготовке к сертификации Microsoft. Это сравнительно новая для России, но перспективная форма обучения. В условиях экономического кризиса ее значение не только не уменьшается, но и возрастает, так как за умеренную цену позволяет специалисту В ЛЮБОМ РЕГИОНЕ России получить признаваемый ВО ВСЕМ МИРЕ сертификат. Мы заинтересованы в том, чтобы о ней узнало как можно большее количество заинтересованных лиц. В частности, мы предлагаем одному журналисту Вашего издания БЕСПЛАТНО пройти один курс обучения".
Дальнейший текст письма я опускаю и сразу перехожу к сути. Я откликнулся на это предложение, то есть согласился заниматься по программе дистанционного курса "Основы сетей". За этим последовал непродолжительный обмен письмами, и... поехали. Примерно месяц спустя у меня на столе лежал толстенный (свыше 600 страниц большого формата) учебник "Компьютерные сети", выпущенный русской редакцией издательства Microsoft Press. А еще через пару дней у нас начались регулярные учебные занятия. Впрочем, о них - немного ниже, а пока будет лирическое отступление или, говоря музыкальным языком, интермеццо.
Интермеццо первое. Без бумажки ты...
Большинство из нас за годы учебы в школе и вузе очень привыкло к тому, что обучение - никому не нужный процесс. Товарищ лектор талдычит что-то у доски, ему эта лекция абсолютно не нужна. Скучающим студентам на задней парте вообще все до лампочки: они режутся в преферанс или обсуждают футбольные матчи любимой команды. Впрочем, возможны варианты. Например, можно вообще не ходить на лекции, а появиться в нужный момент с зачеткой и еще какими-нибудь хрустящими атрибутами. А можно получить образование заочно, приезжать дважды в год на сессии, но во время сессий все происходит примерно так же, как описано выше. Все эти вещи не имеют никакого отношения к получению образования, а относятся только к получению документа об образовании. В результате дипломы есть у всех, а какова их реальная цена, все мы тоже хорошо понимаем. В рыночной же экономике оплачиваться стали не бумажки, а реальные знания и умения. Потому-то и возник спрос на новые технологии обучения. А где спрос - там и предложение. Выходят разнообразные учебные CD-курсы (см. статью "Сказка о четверке" в этом же номере), создаются коммерческие учебные центры, пытаются что-то делать в этом направлении некоторые вузы (см. статью "Диплом не глядя")...
Учеба в письмах
Итак, технология дистанционная. Больше всего меня интересовало, как будет происходить собственно учеба. Оказалось, что все до обидного просто. Параллельно по одному и тому же курсу занимается целая группа учеников. Ведет ее один преподаватель (пользуясь случаем, выражаю самую искреннюю признательность нашему куратору Василию Сергеевичу Люцареву - он всегда был на высоте, его комментарии и рекомендации - своевременными и очень дельными). Два раза в неделю каждый участник группы получает по электронной почте очень краткую аннотацию, нечто вроде путеводителя по очередному разделу курса: на что нужно обратить особое внимание, где какие встречаются подводные камни и т. п. Один раз в неделю приходит обширная контрольная работа, которую нужно решить и отправить обратно. Можно задавать любые вопросы куратору и получать от него дополнительную информацию. Результат проверки контрольной тоже возвращается обратно вместе с замечаниями и поправками преподавателя.
Как я уже сказал, учебник по курсу "Компьютерные сети" очень объемистый (кстати, это русское название, а официальный экзамен программы Microsoft Certified Professional называется "Networking Essentials"). Он включает сведения о физическом устройстве сетей, об их архитектурах, эксплуатации и администрировании, причем все это с огромным количеством примеров, разбором мелких деталей и нюансов. При этом в присылаемых контрольных содержится много вопросов, опирающихся как раз на эти тонкости и нюансы. Например: "К какому уровню модели OSI относятся UA и MTA, являющиеся компонентами системы X.400?" Разобрался в аббревиатурах и понятиях - значит, сумел ответить. Не разобрался - читай учебник заново и ищи в нем ответ на вопрос... Кстати, это не запрещено и даже рекомендовано (" можно использовать учебник, но лучше сначала написать ответы без него, затем проверить их по учебнику, и только после этого выслать на проверку"). И действительно, зачем запрещать эту "шпаргалку", если проконтролировать соблюдение запрета все равно невозможно? И самое главное: зачем запрещать, если обучаемый пришел получить знания, а не документ об образовании? Можно считать такое отношение к учебнику недостатком технологии, а можно - достоинством. Все зависит от того, чего мы хотим.
Интермеццо второе.
О роли технологий в образовании
Как только студент начинает заботиться о знаниях, а не бумажках, так сразу обнаруживается любопытнейший закон испорченного телефона: правило произведения технологий. Поясню его на таком примере. Вы звоните по телефону своему сокурснику и просите его рассказать, о чем шла речь на вчерашней лекции, которую вы пропустили. В ответ он зачитывает вам свой конспект, а вы слушаете и тут же кратко записываете. Спрашивается, сможете ли вы потом понять содержание данной лекции? Ответ зависит от трех составляющих: а) насколько хорошо прочитал эту лекцию ваш преподаватель; б) насколько грамотно записал ее однокурсник; в) насколько адекватно вы сумели переписать ее в телефонном разговоре. Ошибка в любом месте неминуемо кочует дальше.
Это действительно общее правило: чем сложнее путь "единицы знания" от "источника" до "приемника", тем выше вероятность искажения этого знания. Если вдумчиво применять это правило, то можно избежать многих ошибок. Например, извечный больной вопрос всех компьютерных специалистов: что купить - переводной учебник по КрутомуПродукту'99 или книжку по тому же продукту, написанную отечественным автором? Ответ дает правило произведения технологий. Нужно поглядеть, насколько компилятивной является отечественная книжка. Если автор сам хорошо понимает то, о чем взялся писать, то результат, как правило, получается лучше переводного руководства (между материалом и читателем стоит только один посредник - автор). Но если автор ограничился тем, что перевел избранные места из двух-трех иностранных книжек и разбавил их несколькими своими комментариями, то такому учебнику грош цена: исходные ошибки в этих книжках помножились на неизбежные погрешности перевода и компиляции. За примерами далеко ходить не нужно: такая продукция сейчас почти в каждом издательстве, и поди отличи настоящую книгу от суррогата...
Плюс-минусы
Казалось бы, из правила произведения немедленно вытекает, что КПД обучения по электронной почте будет заметно ниже, чем КПД очного получения знаний у того же преподавателя и по той же программе. Так почему же люди выбирают обучение по e-mail? Я задал этот вопрос одному из слушателей курса "Основы сетей", занимавшемуся одновременно и параллельно со мной. Ответ его был настолько полным и исчерпывающим, что я не могу удержаться - привожу его полностью. Итак, "записки постороннего" - монолог Михаила Яновича Бормана о плюсах и минусах дистанционного образования.
"Не знаю, как для Москвы, а для периферии такие курсы - это просто находка, так как не у всех есть время и, главное, деньги для посещения очных курсов. Кроме того, как я убеждаюсь сейчас на курсах по NT, по ходу обучения есть возможность проверки и даже постепенного внедрения изучаемого "на местности", то есть в своей рабочей среде с получением оперативных и квалифицированных советов и комментариев от преподавателя.
У меня уже есть достаточно богатый опыт как заочной учебы (в 1991-м я с отличием закончил Ленинградский электротехнический институт связи по специальности "Радиосвязь и радиовещание"), так и посещения очных компьютерных курсов (в 1998-м я дважды приезжал на двухнедельные курсы Novell в "Микроинформ"), так что есть с чем сравнивать. "Классический" заочный вариант подразумевает самостоятельную учебу в течение четырех месяцев (если удастся найти все нужные учебники), выполнение контрольных работ и курсовых, а затем 20-дневную сессию. Фактически у большинства заочников учеба начиналась как раз на сессии: лихорадочно писались и защищались контрольные и курсовые, в течение трех-четырех дней на установочных лекциях прослушивался курс, который "дневникам" читается целый семестр с выполнением и защитой энного количества лабораторок и сдачей экзамена или зачета. Как я уже сказал, на один предмет в среднем отводилось 3-4 дня. Рекордной была летняя сессия 5-го курса, когда в течение двадцати дней необходимо было защитить 2 курсовых проекта и сдать 7 экзаменов и зачетов. Главный минус этого заочного варианта при условии нормального отношения к учебе - это практически полное отсутствие контакта с преподавателем. В случае каких-то вопросов нужно было либо звонить по межгороду, пытаясь быстро объяснить суть вопроса и постараться понять ответ, если таковой находился сразу. Либо сформулировать его в контрольной работе, хотя я обычно сначала делал "контры", чтобы сразу от них отделаться, и лишь потом под настроение читал теорию. Либо дожидаться сессии и задавать его, если к тому времени ты его не забыл.
Что касается дневных курсов, то главный их недостаток - высокая стоимость. Один недельный курс стоит столько же, сколько три курса в Training.ru (правда, оговорюсь: с учетом праздничного бонуса) - и это, не считая расходов на проживание для иногородних. Но есть и другие минусы, не столь явные. Не знаю, насколько это типично, но на тех курсах, которые посетил я, были слушатели с разным уровнем подготовки: одни уже имели опыт работы с NetWare, другие только собирались приступить к работе с сетями. Соответственно вопросы первых зачастую были непонятны для вторых, а непонятливость вторых заставляла скучать первых. Объем курсов, впрочем, вполне укладывался в одну неделю. А вот как можно прочесть и воспринять за неделю 600-страничный курс по тем же сетям, который мы только что закончили, я представляю с трудом.
При четырехнедельной разбивке, как в нашем случае, можно спокойно во всем разобраться и задать вопросы в соответствии со своим уровнем подготовки. Предложенный график не позволяет сильно расслабляться, но и не слишком напрягает: достаточно, в среднем, пары часов в день, чтобы из него не выбиваться. Кроме того, наличие графика, а также контрольные вопросы и работы дисциплинируют. Две книги по NT я купил еще в сентябре, и четыре месяца собирался их открыть, но, наверное, до сих пор бы не собрался, если бы не эти курсы. Пока я заказал три курса: Network Essentials и два по NT, но уже решил, что по возвращении с вахты закажу еще три. В тундре заниматься учебой вообще милое дело: ближайший населенный пункт в 50 км, отвлекающих факторов никаких, так что, как говорится, сам бог велел".
Так что, оказывается, даже в тундре нынче учиться можно... Было бы желание и, разумеется, средства.
Вместо эпилога
Наверное, пришло время подвести какой-то итог и от себя. Мне не хочется лишний раз рекламировать конкретный учебный центр. В конце концов, они делают свой бизнес, и пошли им Господь удачу в этом. Если они будут делать его плохо - никакая реклама не спасет, а будут учить людей хорошо - особой рекламы и не понадобится. Помните, к народным целителям и знахарям безо всякой навязчивой телерекламы пациенты приезжали за тысячи километров, чтобы стать в очередь на исцеление. Это неспроста: такой была реакция людей на беспомощность и неповоротливость нашей бесплатной медицины. В образовании все обстоит точно так же, и процессы идут такие же: все, кто хочет получить знания и имеет возможность заплатить, стараются получить качественное образование за деньги. Это нормально, это закономерная реакция на беспомощность стремительно разваливающейся системы бесплатного образования. Потом неизбежно будет откат, и многие поймут, что уплата денег не гарантирует качества обучения, а отсутствие платы - не синоним второсортности. Но в любом случае нужно помнить: усилия и средства, потраченные на собственное образование, сродни деньгам, отложенным на черный день. Если этот черный день не наступит - может показаться, что деньги в чулке лежали зря. А если наступит? Представьте, что вас вполне устраивает нынешнее место работы, и скажите честно: уверены ли вы в том, что через год будете трудиться там же? А хватает ли вам квалификации, чтобы не вы искали работу, а работа искала такого ценного специалиста? Если вы не уверены ни в том, ни в другом, ищите способ, место и время для того, чтобы учиться. СЕЙЧАС. Через год это будет стоить дороже.