Инсталалляция знаний
Архив Предыдущая статья (моя совместно с Борисом Вейцманом) об американском образовании ("Диалог через океан", www.computerra.ru/1998/43/10.html) вызвала большую волну откликов и комментариев - как в личной переписке, так и в нескольких русскоязычных ньюсгруппах. Причем все высказанные в этих обсуждениях тезисы можно условно разделить на три большие группы.
Группа первая. "Спасибо, вы открыли мне глаза. Я давно подозревал, что наше образование лучше американского, но только вы сумели ясно объяснить, чем именно оно лучше".
Группа вторая. "Вспомните Карнеги. Для человека самое важное - его собственное самолюбие". "Пусть мы живем в дерьме, а американцы живут, как люди. Зато посмотрите: американцы тупые, а у нас есть абстрактное мышление!" "То в одном, то в другом СМИ встречаются сообщения типа этой статьи, но на другие темы. То мы самые духовные, то самые абстрактно мыслящие... К сожалению, "Компьютерра" не осталась в стороне от новой идеологии. Конечно, методы и средства пропаганды не такие грубые и прямолинейные, как в советские времена: новые идеологи понабрались опыта".
Группа третья. "Мне тоже довелось учиться (работать, преподавать) в США. Расскажу случай из своей практики..." При этом почти все "случаи из практики" (как подтверждающие точку зрения авторов "Диалога через океан", так и конфликтующие с ней) относились фактически к проблемам образования в американских вузах, которых мы с Борисом в первом "Диалоге" почти не касались. Возможно, именно из-за этих откликов я попросил Бориса продолжить тему.
После всех дискуссий я уже почти вжился в роль "нового идеолога", поднабрался опыта и теперь хочу расставить те точки над i, которые считаю наиболее важными.
Мы не утверждали и не утверждаем, что образование в США хуже советского/российского. Более того, мы вообще не брались рассматривать американское образование в целом. "Диалог" был посвящен базовому школьному образованию, а нынешний "Диалог-2" посвящен университетскому образованию в области фундаментальных и естественных наук (в число которых попадает и физика, и математика, и Computer Science). Везде, где в статьях написано просто "образование", подразумевается именно эта узкая часть системы образования, и ничего больше.
Врачи очень любят повторять, что для успеха борьбы с любой болезнью эту болезнь, прежде всего, нужно описать и исследовать. Авторы постарались описать проявления болезни под названием "американская система образования". К сожалению, все недостатки и минусы советской системы нашим читателям известны очень хорошо, а вот ее преимущества и плюсы им будет легче оценить в сравнении с американской...
Вообще, говоря о школьном образовании в Штатах, авторы пытались оценивать это образование с точки зрения его пригодности для сыновей и дочерей "наших" - российских граждан, эмигрировавших либо подавшихся на заработки в самую свободную страну мира. Продолжая разговор о вузовском образовании, Борис Вейцман и Владимир Кисиль смотрят в том же направлении: чем хорошо и чем плохо образование в американском университете для бывшего нашего школьника или студента. И, конечно, в поле их зрения попадает нынешнее постсоветское пространство: имеет ли смысл слепо копировать здесь американские подходы и стандарты в области образования.
Западное образование - это красочная конфетка, которую хозяин (то бишь вуз) стремится продать покупателю (то бишь студенту). Как и во многих других западных товарах, по нарядной обертке этой конфетки практически ничего нельзя сказать о ее ценности и вкусовых качествах. Так что если покупатель не хочет остаться в дураках, ему остается только один путь - выслушать мнения тех, кто работает на кондитерской фабрике.