Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Bеб-собственность и интернет-год

Архив
автор : Анатолий Левенчук   24.08.1999

Едва люди научились грамотно оценивать такую собственность, как дома и пароходы, как многим фирмам прибыль стала приносить интеллектуальная "собственность". По прикидкам инвесторов выходило, что один американский патент в среднем стал добавлять примерно 200 тыс. долларов к стоимости компании. Теперь прибыль начала приносить веб-собственность (web property, определяется как совокупность всех вебсайтов и отдельных URL, принадлежащих фирме). Возникла потребность оценивать Интернет-бизнесы.


Для компаний оценка (appraisal) оценке (valuation) рознь. Первую делают лицензированные профессионалы за большие деньги (как правило, существенный процент от оцениваемого имущества), вторую - рыночные аналитики, зачастую получающие фиксированную зарплату. Первую используют в официальных случаях (например, в судопроизводстве), а вторую - для реальной работы на рынке, как основание для переговоров о купле-продаже.

Конечно, как и любой другой товар, фирма получает свою цену только в момент совершения сделки. Нельзя говорить, что МояФирма.Ру имеет цену 30 млн. долларов, пока не состоялась реальная сделка по такой цене. Но оценить каким-либо (отнюдь не любым) методом эту фирму в 30 млн. долларов вполне возможно (а другим методом - в 20 миллионов, а третьим - в 45). Как правило, переговоры при этом идут не столько о получающейся цифре оценки (valuation), сколько о методе, использовавшемся для ее подсчета. Когда инвестор и фирма соглашаются с тем или иным методом, реальная цена фирмы при сделке будет близка к оценке, полученной по данному методу.

Наиболее часто применяющийся метод оценки фирмы включает ту прибыль, которую могут получить от этой фирмы владельцы за все время владения. В крайнем случае можно хотя бы определить годовой доход и для получения оценки умножить его на коэффициент от 1 до 6 в зависимости от величины превышения доходов над расходами, с учетом конкурентоспособности продуктов и услуг и т. д. Этот метод хорошо работает для многих медленных бизнесов реального (офлайнового) мира, где рост измеряется парой или двумя десятками пар процентов в год.

Интернет сильно искажает бизнес-реальность и даже время. На Западе используют понятие Интернет-года, который равен одному обычному календарному кварталу. За один квартал на Интернет-рынках и в Интернет-фирмах происходит столько же, сколько в других отраслях за год.

Интернет-экономика делает основной упор на торговые марки (brands). Современные предприниматели приговаривают, что "из сильного брэнда получишь прибыль без труда". Поэтому оценка веб-собственности должна каким-то образом учитывать силу брэнда. Естественно было предположить, что посетители летят на брэнд, как мухи на мед, - и число налетевших пропорционально силе брэнда. Поэтому стоимость веб-собственности пропорциональна числу уникальных посетителей (eyeballs), глазевших на сайты фирмы за определенный период.

Немедленно появились специализированные службы, которые подсчитывают число посетителей на вебсайтах и публикуют соответствующие отчеты (отчет за июнь по крупнейшим десяти веб-собственностям США см. на www.nielsen-netratings.com/press_releases/pr_071499.htm).

Для получения денежной оценки веб-собственности число посетителей умножается на сумму в долларах, которую "стоит" этот посетитель. А "стоимость" посетителя постоянно растет. Еще год назад для крупнейших десяти американских Интернет-собственностей это было примерно 60 долларов, а сейчас сумма выросла для этой десятки до 530 долларов с разбросом от 122 долларов для GO Network (SEEK) до 1665 долларов для Amazon.com (см. http://www.internetnews.com/stocks/article/0,1087,11_166601,00.html).

Конечно, для России эти оценки корректируются в сторону уменьшения. Уж больно непохож средний наш глазеющий на среднего их. Оценка вебсерфера базируется в основном на оценке его кошелька, а кошельки наших сограждан в среднем потоньше американских. Я бы уменьшил эту оценку в 3-4 раза, ибо средний американский вебсерфер год за годом все больше и больше похож на среднего американца, а средний российский вебсерфер от среднего россиянина пока еще сильно отличается в сторону большего достатка. 15 процентов российской Интернет-аудитории имеют сотовый телефон, примерно столько же пейджер, 25 процентов водят свой или имеют служебный автомобиль. Больше похоже на Америку, чем можно было предположить, не правда ли?

Профессиональные инвесторы очень не любят оценку путем умножения пропорционального мифической силе брэнда числа уникальных посетителей сайта на не менее мифическую долларовую оценку этих глазеющих. Много лет они учились совсем другим методам, гораздо более сложным формулам, учету прошлого и будущего cashflow (приходящих и уходящих денег). Но в экономике, искаженной (или исправленной?) Интернетом, уже начали действовать другие законы.

Больших прибылей в Интернете пока не замечено, но катастрофический рост этой новейшей части экономики дает основание ожидать от Интернет-компаний прибылей не меньших, чем от компаний большинства других отраслей. Пять лет назад доходы интернетной промышленности были близки к нулю, а в 1998 году только в США составили 301 млрд. долларов, что лишь чуть-чуть меньше доходов, полученных автомобильной промышленностью. Поговаривают, что в 2006 году в Интернет-промышленности будет участвовать 51 процент американцев. Поэтому инвесторы (и в США, и в России) готовы отказаться от традиционных методов оценки фирм, а покупать и продавать свои доли в возможных прибылях Интернет-бизнесов по новым правилам.

Новый инвестиционный мир еще не сложился, а старый уже умер. В случае Интернет-компаний сейчас не доверяют как старым методам оценки бизнесов, так и новым. И правильно делают.

Сверхускоренный рост Интернет-рынка сложно сочетается с бурным ростом потребностей в инвестициях, а также ускорением появления и отмирания различных технологий, причем этот дьявольский капиталистический коктейль дополняется невероятной скоростью появления конкурентов. Рынок Интернет-инвестиций стал эдаким казино, выиграть в котором не помогает ни один учебник, но не участвовать в этой игре на большие деньги большинству инвесторов уже нельзя. Инвесторы плетутся вслед за деньгами, а деньги бегут в Интернет.

В полной мере это относится и к России. В апреле российскими Интернет-компаниями практически никто не интересовался, в июне это была пара-тройка больших инвестиционных компаний-посредников, а уже в августе число желающих вложиться в связанные с Интернетом бизнесы перевалило за десяток, причем кроме посредников на рынке появились и институциональные (конечные) инвесторы. В октябре я ожидаю инвестиционного ажиотажа, сравнимого со страстями в настоящем казино. Кто не сыграет, тот не выиграет.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.