Hе отходя от кассы
АрхивВ "Киберденьгах II" мы анализировали провал DigiCash, в "Киберденьгах III" рассматриваем, как избежать его повторения.
За пять лет, минувших с момента запуска диджикэшевской ecash в пилотную эксплуатацию, изменилось очень многое. Не будем повторять слова об изменениях, которые видны "там, за окном". Пять лет назад мы задавали вопрос: как организовать рынок цифровой наличности. Сегодня мы понимаем, что с внедрением новых финансовых технологий речь обязана идти как минимум о четырех рынках или даже о четырех типах рынков.
Во-первых, это собственно рынки товаров и услуг. Некоторые из них вполне безразличны к финансовой инфраструктуре, некоторым ускорение расчетов и снижение рисков способны придать ощутимый импульс к развитию. Некоторые без новых финансовых технологий, институтов и инструментов существуют лишь в воображении.
К числу последних можно отнести, например, рынок "спонтанно" покупаемых "микротоваров"/"микроуслуг": одной странички текста или одного сеанса качественного поиска в базе данных. Соответственно, и производство такой мелочи осуществляется только постольку, поскольку производители находят способ косвенного взимания платы (размещения рекламы, получения спонсорства и т. п.)
Во-вторых, это рынок самих инструментов - "цифровых монет", мини- и микроплатежных "талонов" (scrips) и т. д. Который невозможен без рынка инфраструктурных услуг - услуг по конструированию, разработке и внедрению протоколов, услуг по "подписке" на эти инструменты, услуг по гарантированию их эмиссии и т. п. - это уже в-третьих.
И, в-четвертых, мы обязаны иметь в виду рынок "больших социофинансовых систем": мировых денег, региональных и национальных валют, национальных и транснациональных юрисдикций.
По этому, четвертому поводу стоит заметить, что само представление о таких системах как о конкурирующих на некоем "рынке" стало возможным и практичным только благодаря современным высоким технологиям: телекоммуникациям и компьютингу. Без них у нас сегодня не было бы ни дешевого офшора, ни телеприсутствия на рабочих местах в другом полушарии, и еще многого не было бы.
Понимать хайтек - уже значит понимать очень многое про современный мир. Таков взгляд Роберта Хеттинги: он смотрит на хозяйственные отношения и финансовые системы через призму "закона Мура" - и иерархии растворяются в "геодезических" структурах, смотрит сквозь линзу "закона Меткалфа" - и в геодезической сети появляется придающее ей динамизм разнообразие позиций и интересов.
Для того чтобы картина, открывающаяся перед так вооруженным взором, имела шанс стать наброском цифрового будущего, очень важно понимать и "лоутек" - низкие технологии - эмиссии, обращения (и изъятия из такового) верований, убеждений, привычек, - а также инерцию собственно человеческого материала.
Такова, в самых общих чертах, картина ландшафта, на котором производятся изыскания и строительство. Мелкую разрисовку стройплощадки смотрите во второй части статьи Хеттинги (особенно на нарисованной им схеме) и в нашей статье о предъявительских перспективах других (не денежных или не чисто денежных) финансовых инструментов.