Кому нужен Аппаратный ключ?
АрхивБорьба с пиратами ведется широким фронтом. В ход идут все средства, начиная c душеспасительных бесед и заканчивая налетами "органов" на рынки, где торгуют контрафактной продукцией, а также публичной давкой изъятых компакт-дисков бульдозером. Один из способов борьбы с пиратством - аппаратно-программные ключи, принцип действия которых вкратце изложен во врезке. Грубо говоря, Аппаратные ключи нужны для того, чтобы пользователь, приобретя программный продукт, установил его на единственный компьютер, а не инсталлировал на всю сеть или не одолжил соседу. Без ключа, устанавливаемого в порт компьютера, программное обеспечение работать не будет.
12 апреля в ярославской фирме "Мостоотряд 6" взломали серверную и вынесли все оборудование, в том числе и компьютер с установленной на нем 14-й версией пакета AutoCAD. Проблема в том, что программа была защищена Аппаратным ключом, украденным вместе с компьютером. Оставшийся дистрибутив мгновенно стал бесполезным, а потому системный администратор фирмы Андрей Куликов обратился в компанию Autodesk с "убедительной просьбой срочно решить вопрос о выдаче нового ключа для возобновления работы".
Можно сказать, что в этой ситуации "Мостоотряд" пострадал дважды: во-первых, непосредственно от кражи, а во-вторых - "благодаря" производителю программного продукта, то есть компании Autodesk. Ясно, что за кражу имущества пользователя разработчик программного обеспечения никакой ответственности не несет. Но что делать пользователю, если, утратив ключ, он лишается возможности использовать продукт?
|
Евгений Константинов, менеджер по продажам Autodesk, отметив, что о бесплатной выдаче ключа "речи быть не может", предложил Андрею Куликову апгрейд на AutoCAD R14 или AutoCAD 2000, в поставке которого будет аппаратный ключ, что обойдется значительно дешевле нового продукта - всего в 904 доллара. В принципе, возможен вариант, когда пользователю продают (за 130 долларов) новый ключ в случае выхода из строя старого, но с одним "но": старый ключ нужно вернуть. А это не случай "Мостоотряда" - ключ "увели" вместе с компьютером.
Здесь-то и возникает один из главных вопросов этой истории: является ли ключ неотъемлемой частью программного продукта или - дополнительной услугой, от которой пользователь вправе отказаться? Производители Аппаратных ключей утверждают, что ключ - это неотъемлемая часть программного продукта. С ними солидарны и Евгений Константинов, и, например, Борис Нуралиев ("1С" комплектует некоторые свои продукты Аппаратным ключом), и, думаю, другие производители. Но тогда возникает еще один вопрос: условием апгрейда AutoCAD является возврат дистрибутива. А если Аппаратный ключ является неотъемлемой частью программного продукта, то как можно вернуть компакт-диск, не вернув ключ? Если же ключ подходит к разным версиям одного продукта, то, значит, он универсален и неотъемлемым от продукта не является. На это Евгений Константинов ответил, что в Европе Андрею Куликову "не то что новый ключ - ему бы и апгрейд не предложили. Он мог бы рассчитывать только на приобретение нового продукта, но мы пошли навстречу и предложили апгрейд".
Иное мнение относительно неотъемлемости ключа у людей, "близких" с законом. Михаил Генин, наш штатный юрист, отметил, что "Autodesk продает не ключи, а программы. Защита от копирования - дополнительная услуга, к тому же навязанная, что запрещено законом о защите прав потребителей. Но более того, без этой дополнительной услуги невозможно функционирование продукта, который и был предметом сделки. То есть для восстановления нормального функционирования программы необходимо восстановление ключа, что невозможно без участия Autodesk".
В данном случае у пользователя есть два пути: либо в суд, либо к дилеру за апгрейдом.
|
Однако в разговоре со мной г-н Константинов изменил позицию, согласившись продать "Мостоотряду" новый ключ за 130 долларов, но при этом в качестве старого ключа (который нужно вернуть) должно выступать свидетельство из милиции о краже компьютера с ключом. "Это единичный случай, - отметил Евгений Константинов, - и идти на конфронтацию с пользователем мы не хотим. Изначально проблема возникла из-за тона пользователя: он просил "срочно решить проблему о выдаче нового ключа", хотя в данном случае он не вправе требовать что-либо от нас".
Кстати, фирма-дилер, продавшая AutoCAD "Мостоотряду", считает, что "чисто по-человечески" Autodesk должна была продать Куликову новый ключ сразу. Подобная практика применяется и в "1С": "Когда пользователи жалуются на кражу каких-либо компонентов "1С:Бухгалтерии", - говорит Борис Нуралиев, - мы можем продать им эти компоненты (ключ или, например, книги руководства) по льготной цене".
Ну вот, вроде, все завершилось мирно. Autodesk согласилась уступить просьбе пользователя (я, правда, не в курсе, не случилось ли это под влиянием интереса журналистов). Отчасти жаль: интересно было бы посмотреть за ходом судебного процесса "Мостоотряд vs. Autodesk". Хотя вера в "справедливый" суд в России настолько мала, что пользователь, даже чувствуя свою правоту, мог бы и не захотеть обращаться за помощью к служителям Фемиды.
Кроме того, возникает вопрос: а зачем вообще нужны аппаратные ключи? Если исключительно для защиты от нелегального копирования, то стоит ли стараться - в Митино компакт-дисков и с AutoCAD, и с "Бухгалтерией", и с другими программами, защищаемыми Аппаратным ключом, - несть числа. А программные эмуляторы ключей вообще сводят на нет все усилия разработчиков. На вопрос, не лучше ли предлагать пользователю аппаратный ключ действительно как дополнительную услугу, необходимость которой он будет определять самостоятельно, Евгений Константинов ответил, что такова политика руководства компании: в США, например, продукты Autodesk продаются без ключей, а в Европе и России - с ключами. Обидно, честное слово. И, кажется, невыигрышно для Autodesk: отсутствие ключа могло бы стать серьезным козырем против конкурентов в борьбе за клиента.
Честно говоря, лично у меня возникло ощущение... бесполезности, что ли, аппаратных ключей. Когда на каждом углу можно купить "крякнутую" программу, ключа не требующую, а из Интернета можно скачать эмулятор ключа, воспринимается как некое "успокоительное" средство для производителя, а вовсе не препятствие для пользователя. Полагаю, что пользователь, убежденный в моральной невозможности использовать пиратский софт, в ключе не нуждается - он купит столько лицензий, сколько нужно ему для работы. А юзера, уверенного в своем праве распоряжаться купленным дистрибутивом как того пожелает душа и фантазия, ключ не остановит. Но и тому, и другому приходится платить за ключ. Более того, им приходится платить еще больше, если этот ключ пропадет - по их вине или нет. Производители программного обеспечения отвечают на это, что пока пользователь не станет покупать только лицензионные программы, они от ключей не откажутся... Но выход ли это? Неужели у какого-то Билла или Джона в Штатах не горят глаза при виде "халявного" софта? Они же, тем не менее, приобретать его опасаются: штрафы, общественное мнение, видите ли... Создать такие условия, при которых пиратство станет невыгодным, - эта задачка будет посложнее, чем ключ сделать...
Впрочем, небольшие шажки в этом направлении производители софта делают: не кажется ли вам, что в этой истории Autodesk, согласившись продать ключ, сохранила по крайней мере одного лицензионного пользователя?
P. S.: В разговорах о цивилизованности российского компьютерного бизнеса почему-то нередко упускается из виду тот факт, что одним из признаков этой "цивилизованности" является соответствующий способ решения конфликтных ситуаций - через суд. У нас же чаще практикуется "кулуарная" беседа, никого ни к чему не обязывающая. Нам бы очень хотелось, чтобы прецедент судебного разбирательства наконец-то появился, это было бы здорово для всех участников рынка. Со своей стороны обещаем активное освещение процесса. Подавайте, пишите, звоните...