Корень всех зол
АрхивДва года назад в компьютерном еженедельнике "Компьютерра" (#38 [215], 22 сентября 1997 года) впервые на русском языке была популярно [1] представлена революционная концепция системы обращения платежных инструментов под названием "цифровая наличность" (digital cash) [2].
У нас много постоянных читателей, но требовать от всех верности в течение двух лет абсурдно, поэтому позволим себе несколько ключевых цитат из тогдашней нашей статьи "Финансовая инфраструктура цифрового хозяйства".
"...Важным критерием классификации цифровых денег является защита приватности их пользователя (анонимности транзакций). Системы, обеспечивающие анонимность <...>, иногда называют .цифровой наличностью"..."
"...К сожалению, полным набором характеристик, делающих систему полноценным инструментом транзакций в Internet (возможность чисто программной реализации и обеспечение анонимности плательщика), на сегодня обладает только ecash, разработанная голландской компанией DigiCash...""...После успешного тестирования 1994-95 гг. лицензии на использование технологии ecash уже приобрели восемь финансовых институтов, три из которых эмитировали цифровую наличность в "реальной" деноминации..."
"...Критической станет точка, в которой - за счет интеграции цифровой наличности и трейдинговых систем - станет возможным использование электронных денег не по косвенному (потребительские траты), а по прямому назначению, то есть для спекуляций и инвестиций. Очень важно, чтобы к этому моменту обеспокоенность разработчиков и пользователей вопросами приватности достигла по крайней мере той же степени, в которой сегодня ею озабочены разработчики и пользователи нефинансовых коммуникационных средств для Internet..."
У нас много постоянных читателей, но требовать от всех верности в течение двух лет абсурдно, поэтому позволим себе несколько ключевых цитат из тогдашней нашей статьи "Финансовая инфраструктура цифрового хозяйства".
"...Важным критерием классификации цифровых денег является защита приватности их пользователя (анонимности транзакций). Системы, обеспечивающие анонимность <...>, иногда называют .цифровой наличностью"..."
"...К сожалению, полным набором характеристик, делающих систему полноценным инструментом транзакций в Internet (возможность чисто программной реализации и обеспечение анонимности плательщика), на сегодня обладает только ecash, разработанная голландской компанией DigiCash...""...После успешного тестирования 1994-95 гг. лицензии на использование технологии ecash уже приобрели восемь финансовых институтов, три из которых эмитировали цифровую наличность в "реальной" деноминации..."
"...Критической станет точка, в которой - за счет интеграции цифровой наличности и трейдинговых систем - станет возможным использование электронных денег не по косвенному (потребительские траты), а по прямому назначению, то есть для спекуляций и инвестиций. Очень важно, чтобы к этому моменту обеспокоенность разработчиков и пользователей вопросами приватности достигла по крайней мере той же степени, в которой сегодня ею озабочены разработчики и пользователи нефинансовых коммуникационных средств для Internet..."
Точка, обозначенная нами тогда как критическая, на сегодняшний день уже пройдена. Около половины сделок на самом большом в мире рынке - американском рынке ценных бумаг - совершается посредством Internet, что существенно изменило его (рынка) микродинамику. Конечно, от половины по количеству сделок до половины по их объему еще ох как далеко, однако, похоже, и макродинамика рынка ценных бумаг (знаковой системы, оценивающей хозяйство в целом) начинает под воздействием новых коммуникационных технологий меняться.
Резкого роста озабоченности пользователей вопросами приватности при этом не произошло. Скорее наоборот. Соответственно, концепция "цифровой наличности" оказалась на периферии потребительского и гражданского сознания публики. Действующие наличные системы (ни ecash, ни ее функциональные аналоги, такие, как, например, российская PayCash [3]; www.paycash.ru) не стали коммерчески успешными, а функции денег в Сети выполняют на сегодня безналичные (лишенные приватности) инструменты - банковские счета с карточным или клиент-банковским интерфейсом.
В то же время сама метафора наличных денег оказалась, как и следовало ожидать, крайне привлекательной. Интерфейсы многих безналичных в своей технологической основе и идентифицирующих стороны в сделке систем - от "нашлепки" на карточные транзакции CyberCash (www.cybercash.com) до оригинальной российской системы WebMoney (www.webmoney.ru) - "мимикрируют" под передачу банкнот/монет "из рук в руки".
Глубинный анализ логики функционирования и структуры издержек на обращение безналичных, с одной стороны, и наличных, с другой, инструментов показывает, что приватность - отнюдь не единственный аргумент в пользу последних.
Оценка публикой значимости приватности сделок также не есть величина постоянная. В последние несколько лет эта оценка скорее снижалась (относительно оценки значимости других качеств финансовых инструментов и их интерфейсов), но тенденция вполне может отражать изменение в социальном составе самой сетевой публики, а не динамику предпочтений каких-то определенных групп.
Таким образом, судьба концепции "цифровой наличности", или, как с некоторых пор предпочитает обобщенно говорить наш сегодняшний автор Роберт Хеттинга (Robert A. Hettinga), "цифровых инструментов на предъявителя" (digital bearer instruments), не равна судьбе одного проекта (ecash) или даже группы проектов.
Поэтому мы посчитали, что к теме "Киберденьги" пора вернуться. Основу ее анализа на сегодняшнем этапе составляет концептуальный текст Хеттинги - совершенно не журнального формата, так что в русском переводе он публикуется в виде двух статей: в темах "Киберденьги II" и "Киберденьги III" соответственно.
Сегодняшние "Киберденьги II" суть попытка ответить на вопрос, почему первая попытка "промышленного" внедрения технологии "цифровой наличности" (система eCash) оказалась коммерчески несостоятельной.
- В беседе с "отцом цифровой наличности" Дэвидом Чомом (David Chaum) бельгийский журналист Йенс-Инго Бродессер (Jens-Ingo Brodesser) задает этот вопрос самому автору концепции и президенту компании, владеющей ключевыми для ее реализации патентами.
- Наш обзорный материал "ДиДжиКрах?" представляет собой набор фактов и суждений о технологии и попытке ее внедрения.
- И, наконец, американский исследователь и бизнесмен Хеттинга [4] привносит в анализ темы то, чего ему так долго недоставало: историческую перспективу и свой опыт работы в финансовых институтах и изучения их работы.
Следующие за "Киберденьгами II" "Киберденьги III" будут посвящены перспективным бизнес-моделям запуска и поддержания обращения цифровых финансовых инструментов на предъявителя.
Мы искренне благодарны компании Moving Art Studio (Брюссель, Бельгия) за разрешение опубликовать перевод интервью с Чомом, Роберту Хеттинге за активную и оперативную работу над журнальным вариантом статьи и Марине Обориной за быстрый перевод текстов.
Закончить этот вводный текст нам хочется эпиграфом, предпосланным в свое время первым "Киберденьгам" [5]. К сожалению, он остается пока актуальным.
"Он заплатил тебе полностью, и вы в расчете, - ответил наш Ходжа Насреддин. - Он нюхал, как пахнет твой шашлык, а ты слышал, как звенят его деньги" (Леонид Соловьев. "Повесть о Ходже Насреддине").
1 (обратно к тексту) - Профессионалам финансовых технологий она уже была известна по публикациям М. Отставнов. Электронная наличность в сетях Internet // "Банковские технологии", #2, 1996 и М. Отставнов. Деньги для XXI века // "Финансовые риски", #3, 1996; чуть позднее на русском языке появился остающийся, кажется, наиболее полным и на сегодня обзор цифроденежных технологий в книге: М. И. Анохин и др. Криптография в банковском деле, М.: МИФИ, 1997 (см. гл. 8, сс. 127-148).
2 (обратно к тексту) - Для меня лично этот первый опыт общения с "Компьютеррой" оказался роковым (что называется, любовь с первого раза): до этого я периодически писал статьи, но о профессиональной или полупрофессиональной деятельности в журналистике и не помышлял. Неоднозначные последствия того шага ощущаю постоянно, а читатели "Терры" - и подавно.
3 (обратно к тексту) - См. два материала об этой системе в #7 [235], 23 февраля 1997 года, сс. 11-16 Приложения.
4 (обратно к тексту) - Боб Хеттинга уже знаком нашим читателям по статье "Финансовая криптография и геодезическое хозяйство" (#7 [235], 23 февраля 1997 года).
5 (обратно к тексту) - Придумал название "Киберденьги" и подобрал этот ироничный эпиграф Денис Викторов, тогда - один из редакторов "Компьютерры", а ныне - главный редактор журнала "Инфобизнес".