Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Дураки, дороги и всеобщая автоматизация

Архив
автор : Михаил Брауде-Золотарев   17.08.1999

Говорят, чем выше развитие техники и информационных технологий, тем больше в цене товара или услуги составляющая ручного труда. Не знаю, не знаю, у нас с этим разве что на каком-нибудь развале столкнешься, где носочки и шапочки подороже, но зато все сплошь "ручная работа". Те страны, где явление затронуло не только ручное вязание, тем и отличаются от развивающихся, что, во-первых, рабочая сила там дорогая, а во-вторых, интерес к информационным технологиям, призванным вытеснять человека отовсюду, откуда возможно, всегда был выше и, соответственно, более мотивированным. В тех краях, где дешевле поставить человека вместо трактора дорогу ржавой лопатой строить или в качестве турникета билеты в метро сквозь сон проверять (про то, как он эту дорогу построит и билет проверит, я и говорить не стану), что вообще можно автоматизировать?

А на широкой дороге прогресса, на которой некогда умные машины (и программы!) вытеснили людей из сферы производства в сферу обслуживания, ныне выясняют, куда теперь бедолаг-людей отправить... Со стороны выглядит так, будто одно им только остается - думать. Пока не стало поздно.

К чему я это все. Позвонил мне недавно один почти постоянный читатель и, выдавая в себе экономиста-теоретика, говорит: "Вот ты там про Call-центры много чего понаписал недавно, про автоматизацию всего, чего только можно, а почему про производство ни слова не сказал? Возьмем, - говорит, - например, тот же McDonalds. С точки зрения снижения издержек производства там все вопросы те же самые, что и у твоей пейджинговой компании..."

Я, конечно, отбился, объяснил, в чем между ними разница и почему "вопросы" разные, но теперь и сам думаю: а зачем, собственно, McDonalds'у нужна куча толкающихся молодых людей на "раздаче"? Что они такого незаменимого человеческого делают, что без них обойтись нельзя? Только не говорите, что кто-то должен чек выбивать и на поднос фигурно бутерброды выкладывать или что без улыбки станет всем темно и бутерброд в горло не полезет... Очень даже полезет, если стоить будет хотя бы на две копейки дешевле. Опять-таки, не знаю, как у нас, но, думаю, что за океаном обучение и оплата человеческого фактора, раздающего из-за стойки завтраки, занимает в стоимостном выражении весьма существенную часть бутерброда... И с технологической точки зрения подходы, используемые сегодня в Call-центрах, и те, что завтра появятся во всяких макдональдсах, по существу, идентичны (а то, что они скоро появятся и там, даже не обсуждается, только на выходе "Hamburger-центра" будет не информационная "нематериальная" услуга, а вполне осязаемый гамбургер. Или билет на поезд. Или еще что-то. А продавец, кассир или кондуктор при этом не нужны).

А теперь скажите, почему этих самых кондукторов в наших автобусах в последнее время стало больше? Не то после кризиса родной рублевый человеческий фактор сильно подешевел, не то из-за того же кризиса пассажир окончательно стал пренебрегать добросовестной оплатой. Хотя, с другой стороны, даже лучше стало, удобнее: заходишь вечером в последний автобус, а он не пуст, как бывало раньше, - в нем кондуктор сидит. И веселее вдвоем ехать, и безопаснее.

не далее как недельку назад едем мы как-то в одном симпатичном древнем российском городе (который, как водится, обозначим N-ск) вдвоем с кондуктором в этом самом последнем автобусе, о жизни беседуем, глядь в окно - почтамт. На нем большими буквами: ПОЧТА, ТЕЛЕФОН, ТЕЛЕГРАФ и - что бы вы думали? - правильно, ИНТЕРНЕТ! Вот, думаю, неисповедимы пути прогресса, эва куда оптоволокном дотянулись, а мне уж как повезло! Быстренько раскланиваюсь с кондуктором, выскакиваю из автобуса и пулей туда: две недели ни мыши, ни клавиатуры не то что в руках не держал, не видел даже - аж руки-ноги, как у наркомана, задрожали! Спешу, размышляю, с чего начать: не то сначала почту почитать, как дела в родной редакции выяснить, не то пару писем написать, что перед отъездом не успел. А то, может, новостей для почину посмотреть, - из прессы в N-ске в свободном доступе только какая-то необычно цветастая "Правда" да привычно блеклая "СовРоссия". Потом можно еще про погоду разузнать, статейки новые посмотреть, да мало ли что можно сделать - на всю ночь дел хватит, были бы средства.Фигушки. Интернет у них, как авторитетно заявила дама в окошечке, "с 10.00 до 18.00". Так и представилось сразу: только служащие почтамта файв-о-клок закончили, стаканы помыть не успели, как канал начинает худеть, становится все тоньше и тоньше, вот уже совсем ручеек, и, как урочное время пробило, пересыхает окончательно. Стою и думаю, обескураженный, куда он в шесть часов девается и откуда в десять берется? И куда, главное дело, я сам теперь ночью, один в незнакомом городе, подамся. Вспомнился тут мне еще СОРМ, не к ночи будет сказано. Неужто, думаю, строго нормированный рабочий день местных пинкертонов к шести закончился, их тамошний главный пинкертон портфель собрал, рубильник повернул и - спокойной ночи, малыши, отбой, всем спать, а до утра никакого Интернета... Могли, думаю, на какой-никакой накопитель наскрести, чтобы ночью сам все писал, а с утречка Тот, Кому Надо и проконтролировал бы, все ли в порядке в родном сетевом окружении, не набедокурил ли кто из неразумных полуночников, пока Он спал. Или, может, просто не хотят начальники горожанам сон перебивать дьявольскими сетевыми искушениями, которые ближе к ночи, как известно, активизируются?

Дорогой дальнею да ночкой лунною пришлось мне несолоно хлебавши пешком топать домой, автобус-то последний ушел. Хорошо еще город N-ск красив да не велик.

Вот и вся автоматизация.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.