Цифровое фото, цифровое тело
АрхивЯ написал уже пять колонок о получении финансирования для высокотехнологичных проектов. Куда идут эти денежки? Сегодня, как правило, на различные цифровые технологии - компьютерные, телекоммуникационные и биологические. Я все жду момента, когда окончательно сольются эти три направления. Телефоны, включаемые в локальный Ethernet, стали уже реальностью. Но клонированные овечки через Интернет пока не связываются. Пока.
Человечество бодрым шагом уходит в цифровой мир, отличающийся от аналогового только одним: цифровая информация передается и преобразуется точно, без искажений. Операции с ДНК - это цифровые процессы, очевидный факт для читателей "Компьютерры".
Биотехнология ныне развивается подобно полупроводниковой промышленности, которая известна широкой публике только своими продуктами, а не технологиями. Даже "Компьютерра" нечасто обсуждает базовые технологические сдвиги в производстве микросхем, хотя сами микросхемы описываются в каждом номере. В 1981 году технология кремниевых компиляторов представлялась некоторым откровением, а микропрограммирование казалось близким и доступным для широких программистских масс. Эти технологии так и остались технологиями для избранных. Но микросхемы, созданные с их использованием, стали применяться массово.
БиоСАПР пока существуют только в произведениях фантастов, да и GeneC++ для задания рефлексов и инстинктов еще не придуман. Но информационный, цифровой характер конструкции биологических объектов, обусловленный ДНК, позволяет уже сейчас сравнивать миры производства микросхем и их программного обеспечения и живых организмов и программ их поведения.
Работа генных программистов, скорее всего, будет такой же, как проектировщиков нынешних микропроцессоров: немного лабораторий, в которых создаются программы-гены, и широкая доступность и известность продуктов, полученных на их основе. Реклама hardware дополнится призывами купить bioware.
Биотехнологии не стали еще попсовой дисциплиной, генных инженеров и программистов не готовят в вузах, в школах еще не преподают "Основы генной инженерии и биологической техники". Это немудрено, ибо сегодняшний уровень развития генного программирования напоминает наше славное компьютерное прошлое. Сейчас число генных программистов на нашей планете сравнимо с числом компьютерных программистов в 50-х годах нашего столетия.
Биотехнологи предпочитают сегодня заниматься элементарными задачками, создавая химические мини-фабрики на стеблях и ногах, производящие всяческую фармакологическую экзотику - для себя (устойчивость к болезням) или для других (производство лекарств).
Биопрограммисты пока учатся читать. В 1998 году прочтена и имеется полная генная карта многоклеточного существа - ленточного червя. Генная карта "венца творения" будет получена к 2003 году.
Операции записи пока научились делать только в объеме одного-двух генов. Но момент, когда результат "генных вычислений" будет выведен через "генодрайвер" в какой-нибудь биовод, можно уже предвидеть.
Недалек тот момент, когда на рынке появятся первые библиотеки базовых клеточных органов, клеток и организмов, а также рефлексов и инстинктов для первых типовых искусственных организмов. Вовсе необязательно эти организмы будут живыми в сегодняшнем понимании. Я даже не берусь предсказывать, какие человеческие потребности эти искусственные организмы будут удовлетворять. Возможности цифровых технологий в 1950 году избранным людям были понятны, но превышение в 1998 году объема Интернет-рекламы над наружной рекламой в денежном выражении предсказать было невозможно. Да что там - еще пять лет назад про Интернет знали только специалисты.
Инвестируемые деньги верно указывают направление главного удара - компьютеры, телекоммуникации и биотехнологии получают сегодня астрономические их количества. Результаты обильной денежной подпитки не замедлят себя ждать, лучшие умы мира потихоньку концентрируются в этих промышленных секторах.
Повсеместное внедрение компьютеров и Интернет уже сегодня заставляет задумываться о смене традиционных экономики и права в наступающем информационном обществе. Массированное добавление "цифровых" биотехнологий может снова перевернуть все наши представления об экономике и праве информационно-биологического будущего. Текущее обсуждение биоэтики не учитывает экономических последствий массового распространения "цифровых" биотехнологий.
"Пришли по почте" для многих читателей "Компьютерры" уже однозначно ассоциируется отнюдь не с почтальоном и ящиком в подъезде. "Цифровой звук" скоро станет просто "звуком", ибо аналогового уже не будет. "Цифровое фото" станет просто "фото", так как химическое прикажет долго жить. Генноинженерные (то есть цифровые) сельское хозяйство, медицина и прочая биология тоже потеряют свое особое название довольно быстро.
Прогресс цифробиологии только начинается. Времена генной System/360 еще не подошли, генная DOS еще даже не в проекте, а биопроизведенная на Тайване "мама" для "искусственного" интеллекта (не могу с уверенностью указать, какое из слов нужно писать тут в кавычках, а какое без кавычек) с мозгами (без кавычек), которые можно апгрейдить, еще трудно представима.
Кто знает, не встретим ли мы через пару десятков лет в "Компьютерре" фразу: "Лаборатория Касперского фирмы Symantec сообщает, что выложила на своем биосайте программу, удаляющую вирус дегтя в производственных кодах меда".
Генные хакеры будут применять техники reverse bioengineering для взлома защиты поющих только для своих хозяев сладкозвучных сирен производства bioCreative Labs, а www.geneticslashdot.org будет обсуждать версию 8.12 пингвиньего ядра.
Я не исключаю соревнования между биорешениями и решениями "чистой технологии". Езда в автомобиле, скорее всего, так и останется комфортнее, чем на модифицированной лошади. Летать будет удобнее на автомобилях с вертикальным взлетом, чем в лапах специально выведенного для этой цели орла. Кентавры, думаю, так и останутся в книжках. Но продукты питания и лекарства уже через два-три года могут стать дешевле и разнообразнее, чем это можно себе сегодня представить. И, конечно, будут предприняты попытки создания человеческого тела нового поколения, чтобы иметь возможность переселиться в него на старости лет. Разнообразие подобных тел можно только воображать, ибо в их основе лежит цифровая природа генетики.
Инвестиционный компас надежно показывает: деньги во всевозрастающих количествах идут в компьютерные, телекоммуникационные и биотехнологии. Человечество приоритетно финансирует появление нового, цифрового мира.