Фотоохота с агфанскими борзыми
АрхивЯ и мой друг Игорь Книжный... Шутка. Дань творчеству знаменитого капустоведа.
Вообще-то, я загнул: дотысячедолларовые цифровые фотокамеры пока еще слишком нежны для погонь по бездорожью или вплавь. Зато уже хорошо натасканы производителями для туристической, умеренной репортерской и технической фотографии, то есть, на мой взгляд, одень их в металлический корпус, умерь аппетит к аккумуляторам, - и "на медведя я, друзья, выйду без испуга".
Вот уже несколько месяцев для оформления "Розницы", да и других материалов "Компьютерры" я пользуюсь фотокамерой Agfa ePhoto 1680, любезно предоставленной редакции компанией MAS Elektronikhandels. А буквально на днях Максим Сурду подвез и совсем свежую камеру от Agfa - ePhoto CL50. Собрать их в одном "Огороде" велело, в частности, то обстоятельство, что CL50 наследовала большинство характеристик у модели 1680, хотя и выполнена в принципиально другом корпусе. За неимением лишних грядок я коснусь лишь уникальных особенностей, а желающих ознакомиться со спецификациями камер отсылаю на Web-поля компаний Agfa (www.agfahome.com) и MAS Elektronikhandels (www.mas.ru).
Пару слов о дизайне и конструкции. Тут ePhoto 1680 - мой фаворит не только среди продукции Agfa. Она не имеет оптического видоискателя, но зато головка объектива выполнена поворотной (аналогично построены, например, Casio QV-7000SX и Nikon CoolPix 900, а впервые такую схему Agfa использовала в модели ePhoto 1280), и, на мой взгляд, если бы не засветка дисплея на ярком дневном свету (кстати, частично компенсируемая специальным режимом подсветки, предназначенным для съемки в сумерках), в удобстве выбирать тот или иной ракурс камеры, построенные по обычной схеме компактных пленочных (да, скажем, той же CL50), сильно проигрывают. Чтобы было понятно, я приведу пример. Представьте, что вам необходимо снять что-либо на уровне земли и расположенное в ее плоскости. Зеркалка ли, дальномерная ли камера - придется прилечь, что ли, дабы заглянуть в видоискатель. А знаете, каков профессиональный (в традиционной пленочной фотографии) выход? - специальные среднеформатные зеркальные камеры с шахтным видоискателем. К нему не прикладываются глазом - изображение формируется на довольно большом матовом стекле; а малораспространенны они потому, что требуют дорогой светосильной оптики. Так вот ePhoto 1680 и реализует эту технологию (можно даже соорудить из картона небольшую шахту), плюс любые углы и даже автопортретирование (на снимке в дисплее 1680, включенной в режим записи, видна CL50, которой я этот снимок и сделал).
Евгений Козловский, едва взглянув на камеру, заладил свое: дескать самые крутые яйца - это цифровые зеркалки (читай - Olympus 1400 L/XL). Я с ним поспорил: основное преимущество традиционных зеркальных фотокамер не только в точности кадрирования и фокусировки (что только и реализовано Olympus 1400 L и XL), - оно также в репетире диафрагмы, то есть возможности оценить глубину визуально, и возможности применения сменной оптики.
Против многих аналогичных камер ePhoto 1680 имеет помимо полностью автоматического выбора экспозиции режимы приоритета диафрагмы или выдержки (в CL50 - только приоритет диафрагмы, а жаль: на снимке продемонстрирован эффект вращения камеры с фиксированной выдержкой в полсекунды, довольно сложный трюк для любительских камер), а также ручной выбор баланса белого (как в видеокамерах: в конкретных условиях освещения снимается белый лист бумаги, и в соответствии с этим выбирается цветовой баланс. Что касается цветопередачи ePhoto 1680 и CL50, то я раньше и не задумывался, что заявленное в них 30-битное преобразование цвета (10 бит на канал), оказывается, довольно уникально. По информации Agfa, другие производители используют 24-битные преобразователи или вообще не заявляют разрядность преобразователей. Впрочем, проверка (я снимал модельную шкалу Kodak Q-60 на солнечном свету) не выявила чего-то уникального: красный канал обеих камер очень чист, а вот синий и особенно зеленый - шумны (то есть дают примеси других цветов). Причем у CL50 зеленый канал чище (меньше голубого) - видимо, потому, что она имеет на объективе ультрафиолетовый фильтр; у 1680 оптика открытая, зато предусмотрена резьба (46 мм) под фильтры и прочие аксессуары.
Отдельная грядка - о технологии PhotoGenie, изюминке камер Agfa. Суть в том, что они способны снимать не только с обычным (физическим) разрешением и JPEG-сжатием (режим "1280"), но и с аппаратно-программной интерполяцией до 1600х1200 и малым сжатием (режим "1680"). В последнем случае снимок при перекачке в компьютер подвергается дополнительной программной обработке, якобы улучшающей разрешение и устраняющей артефакты компрессии. Чтобы оценить реальное разрешение камер, я снимал самодельную радиальную миру. И в режиме "1280", и в "1680" с обработкой PhotoGenie по мире разрешение оказалось одним и тем же. Я поинтересовался в компании MAS, зачем же тогда нужна PhotoGenie. Глеб Кощеев пояснил, что Agfa заявляет, будто интерполяция с помощью PhotoGenie дает результат лучше, чем программа Adobe PhotoShop, в которой, как известно, реализован один из лучших алгоритмов ресэмплинга. Для сравнения я привожу фрагмент миры с предельным разрешением, снятый в режиме "1680" с PhotoGenie, а справа - в режиме "1280", интерполированный до разрешения 1600х1200 в программе PhotoShop. По моему же ощущению, PhotoGenie эффективна в портретной и пейзажной фотографии, но не в технической.
И под занавес - об удивительном новшестве в камере CL50, какого я еще нигде не встречал. По-английски оно зовется "SunCatcher", а живьем представляет собой следующее устройство: если солнце находится в зените или чуть позади, - именно в этом случае цветные ЖК-дисплеи засвечиваются, так как яркости собственной лампы подсветки не хватает, - над дисплеем откидывается крышечка, под которой расположена оптическая система, собирающая яркий падающий свет и направляющая его по световоду на подсветку дисплея (лампа подсветки автоматически выключается). Разумеется, подсветка от SunCatcher не столь эффективна, как, например, ламповая под черной накидкой (вспомните расхожий образ фотографа начала века), но вполне удовлетворительна, чтобы можно было кадрировать сюжет или оценить в режиме просмотра содержимое памяти. SunCatcher служит значительной экономии аккумуляторов: ток при записи с отключенным дисплеем (через оптический видоискатель) составляет менее 10 мА, с дисплеем и лампой подсветки - 0,69 А, без лампы (с SunCatcher'ом) - 0,49 А; при просмотре с лампой - 0,52 А, без лампы - 0,33 А. У ePhoto 1680 дисплей включен всегда и она, конечно, прожорливее: запись - 0,85-0,95 А, просмотр - 0,6 А. Хотя в сравнении, например, с Olympus C-820 L (запись с дисплеем - 1,15 А, запись без дисплея - 0,23 А в импульсном режиме, просмотр - 0,68 А) или Kodak DC265 (съемка с дисплеем - 1,2 А, съемка без дисплея - 0,06 А, просмотр - 0,7 А) камера ePhoto 1680 весьма экономична.