О русском дезигне замолвите слово...
АрхивПредлагаем вам интервью с участником "Графита '98" и '99, чье имя на слуху у тех, кто интересуется Web и просто дизайном, чьи Интернет-сайты интересны, понятны и не перегружены запутывающими наворотами, наконец, чьи работы никого не оставляют равнодушными. Все это - Дмитрий Уткин. Знакомясь с его творчеством по "графитовским" каталогам и на factory512.zr.ru, я представлял себе человека немного нервного и даже "безумного", однако Дмитрий слегка разочаровал меня, оказавшись спокойным, подтянутым молодым человеком без всяких намеков на "кислотность". Он любит свое дело, свою семью, не любит российскую Интернет-тусовку и напускную крутизну. Он - информированный оптимист, трудоголик и профессионал.
Дмитрий, как вы стали дизайнером, с чего все началось?
- Начиналось все достаточно банально, когда я еще работал в Иваново, в ISP-компании "СервисТВ". Им нужен был человек, который оформлял бы Web-сайты. Поскольку я этим интересовался, то вся эта работа свалилась на меня. Первым проектом был сайт для этой компании и сайт о городе Иваново. Тогда я толком не знал таких дизайнерских пакетов, как Photoshop, поэтому все выглядело довольно примитивно. К тому же я действовал по собственному разумению, не обращая внимания на работы дизайнеров на Западе. В общем, ранние работы не стоит принимать во внимание.
Ваши работы узнаваемы среди прочих, я бы назвал это микшированием изображений. Где корни вашего стиля?
- С музыкой, а тем более какими-то стимуляторами это никак не связано. То, что я делаю, идет из экспериментов и из того, что делают дизайнеры на Западе. Я пытаюсь повторить какие-то моменты.
То есть вы учились и учитесь у западных дизайнеров?
- А я только у них и учусь. Я не считаю для себя необходимым что-то перенимать у дизайнеров отечественных. Рекламная и дизайнерская культура все равно идет с Запада. Там к дизайну относятся адекватно, понимая, что это коммерциализированное искусство. Дизайн ради дизайна мертв, он должен быть к чему-то привязан. А это деньги - дизайн должен продавать себя.
Коммерческое искусство - это американцы. Вы не увлекались таким движением, как поп-арт? Мне представляется, что современный дизайн много взял оттуда.
- Увы, нет. Уорхола знаю только по картине Мерилин Монро. С чистым изобразительным искусством я, честно говоря, знаком слабо, в течениях практически не разбираюсь. Я экспериментирую и смотрю, что можно сделать, смешивая различные стили, и что получится в результате. В основном все мои работы идут от Сети. То есть у меня нет доступа к каталогам, я не хожу по выставкам, не просматриваю, например, "Best art directors' works" и т. д. Я все перенимаю из Сети: исходный материал, изображения, решения. Все, что я делаю, некоторым образом относится к киберкультуре. Динамика, искореженное пространство, все это тоже связано с Сетью.
Начинается все с замысла, результат - готовая работа. На пути кроме вас есть компьютер. Насколько компьютер влияет на конечный результат?
- Компьютер - это в первую очередь средство. В том, что касается авторских работ, результат не прогнозируется "от и до". Я могу наложить какой-то эффект, и результат будет неожиданным для меня самого. Иногда не знаешь, почему это началось и чем эта работа может закончиться. Для меня замысел - это нечто размытое, я не стараюсь сформировать четкое представление о том, что хочу получить в результате. Вроде, здесь такая картинка, тут такой эффект, там такой шрифт. Просто, как ляжет.
А коммерческие работы?
- Для коммерческих работ результат абсолютно прогнозируется. Причем смотришь не со своей стороны, а со стороны заказчика, как это ему понравится. Здесь другие категории. Здесь нельзя сделать, как мне хочется, надо делать так, как хотят те, кто будет пользоваться плодами моего творчества.
Как вы попали на "Графит"? Не принадлежите ли вы к числу его организаторов?
- К организации фестиваля я отношения не имею, хотя с оргкомитетом у меня отношения очень хорошие. В прошлом году они мне позвонили и предложили представить работы на "Графите". Нашли они меня сами, зайдя на мой сайт factory512.zr.ru. Что интересно, мои работы выставляются в номинации Web-дизайн, хотя к данной категории не относятся. Они имеют номинальное отношение к Сети, потому что в ней находятся. Это отдельные работы, а не структура, навигация и линки. Я организовал что-то вроде online-выставки, но, поскольку у меня нет работ в полиграфическом виде, меня запихнули в Web, а не в графический дизайн. Тем не менее, я в хороших отношениях с организаторами, даже делал им Web-сайт (www.graphid.com).
А призы какие-нибудь удалось получить?
- На прошлом "Графите" получил диплом 1-й степени в номинации Web-дизайн. В общем, участие в "Графите" не было для меня самоцелью, я не делал специально работы, отобрал то, что у меня есть. В основном, проблема в нехватке времени, поскольку для печати надо работы готовить, а для публикации на сайте все делается гораздо быстрее. Если бы я взялся готовить работы к "Графиту", то, скорее всего, не успел бы.
Кого из дизайнеров на "Графите" вы могли бы отметить?
- Лично мне понравились работы, во-первых, Graph d'sign (www.mesto.ru/gds/) и студии Dark House. К сожалению, с последними не удалось пообщаться. Dark House меня привлекли необычным стилем, таким японским hi-tech, понравились шрифты, стилизованные под иероглифы. Ребята достаточно продвинутые, я у нас таких не встречал. В основном, все увлекаются полиграфией, плакатностью, а Dark House работают в достаточно интересном стиле. Graph d'sign тоже молодцы, делают хорошие вещи. Они пытаются двигать современный стиль в коммерцию, пытаются деловые вещи оформлять с использованием нестандартных решений. И, в принципе, это у них проходит.
Поговорим о технических средствах. На какой платформе вы работаете?
- По большому счету, мне неважно, на чем работать - на PC или Macintosh. Но если нужна скорость и качество, тут предпочтительней Mac. Когда я в первый раз пересел на Mac, я ничего не мог понять, меня он даже раздражал. Ну, все не так! Однако сейчас я чувствую, что время работы сокращается почти в два раза. На Mac'е все интуитивно, не нужно ни на что отвлекаться, вроде того, где приложение, а где файлы, кроме работы ничто не отнимает время. Сказывается продуманность интерфейса операционки (Mac OS). В особенности это критично в коммерческих проектах, когда надо все делать очень быстро.
Об Интернете. Уорхол сказал, что к 2000 году каждый из живущих получит право на 15 минут славы. Можно ли это сказать про Интернет?
- Не факт. Можно сделать пиратскую радиостанцию и получить известность куда большую, чем в Интернете. Средства абсолютно не важны, будь то Интернет или что-то еще. Опять же, если человек тщеславен, он прославится любым способом.
Но ведь можно стать "героем на час", открыв домашнюю страничку на животрепещущую тему?
- Ну и что? Интернет - это, грубо говоря, большая помойка, и чтобы реально там выделиться чем-то, надо вложить приличные деньги. А так, конечно, можно сделать страничку и написать десяти друзьям, мол, ребята, посмотрите, а они еще десяти расскажут... В таком смысле - это не выделиться, это просто открытая среда, она сама по себе подразумевает то, что все всем открыто. Вот степень ее открытости - это уже второй вопрос. Я не думаю, что Интернет способен выделить человека. Допустим, русский Интернет - он маленький, и все друг друга знают. То есть это маленькая тусовка, где тусуется человек 50 и все друг друга по именам знают. На Западе довольно много людей, которые влияют на Интернет, но их никто не знает, ни там, ни у нас тем более. Они находятся в тени и играют в немножко другие игры. Наши интернетчики своих гораздо больше знают. Создается впечатление, что там, на Западе, известность распределяется между всеми, а у нас есть какой-то круг людей, и их знают все - они обладают огромной известностью. На Западе я не знаю человека, известного так, как у нас Артемий Лебедев. У нас ведь Лебедева знают все абсолютно! Только и слышно. Я ничего не хочу плохого сказать лично, я просто привел пример определенной личности и известности. У нас так не только в Интернете, вообще, как-то все более узкограничное, крутится вокруг какой-то определенной группы людей, ядра. Все остальные пользователи не из их среды на них смотрят и обсуждают между собой: "О! Готовцев... да, да, знаю".
Это нам вообще свойственно - коллективизмом называется...
- Да, в принципе. Поэтому я не хожу на какие-то тусовки, пати, мне это совсем неинтересно. Меня это еще со времен Фидо начало раздражать, на всяких сисопках-пойнтовках, придут, и давай обсуждать новые версии программ, о своих проблемах рассказывать - глючит, мол, что-то. Как будто нет других тем! В Интернет-тусовках ситуация такая же, и разговоры те же, только на тему Интернета. Так что вне работы тему дизайна и Интернета я стараюсь не затрагивать, есть другие интересы.
Интернет и дизайн - это работа и только работа?
- Это, в общем-то, еще и хобби, но... Не все же люди знают, что такое Интернет, а обсуждать это с одними и теми же - неинтересно. Бывает, начнешь кому-то объяснять, что же такое Интернет, а он смотрит непонимающе и говорит: "Пойдем лучше водки выпьем". Поэтому с друзьями я говорю о чем-то другом.
Расскажите о проектах, которые вы ведете в Интернете, например сайт дня? Это то, что вы сами находите в Сети?
- Да. Хотелось, не хочу никого обижать, "нести светлое в темные массы". Хотелось показать, что люди умеют, чем живут, какие категории существуют там. У нас слишком многочисленна категория тех, кто способен максимум на то, чтобы гадить в гостевые книги. Задумывалась здоровая миссия - показывать то, с чем я познакомился, что нашел. Потом это заглохло, потому что перестало хватать времени. Остался архив, которого хватит тому, кто захочет ознакомиться, общее впечатление составить можно.
В России реально научиться дизайну?
- Научиться можно даже на Северном полюсе. Вообще, слово "учиться" не совсем подходит, можно учиться всю жизнь.
Необходим талант?
- Сложно определить, что такое талант. Лично я себя талантливым не считаю, все определяется со стороны, кем-то другим. Мне очень много приходит писем с вопросами "Вот как ты все это делаешь? Поделись секретами?". Просят рассказать, оценить работы. Я им отвечаю, что не могу объяснить, как я делаю свои работы, поскольку сам для себя объяснения этому не подобрал. Довольствуйтесь тем, что есть, или не принимайте то, что вы делаете. Это идеальный случай, когда работа или принимается, или нет. Есть очень известный дизайнер в Америке, Дэвид Карсон, вот он работает по такому принципу в коммерческом дизайне. Он делает какой-либо проект, а заказчик либо принимает его работу, либо нет. У нас же пока такого нет, приходится угождать, ублажать. Это категория высшего света, Карсон добился всего, чего хотел, и теперь может себе это позволить. Вряд ли когда-либо подобное будет и у нас, более того, я уверен - никогда не будет.
Кого вы можете назвать своим конкурентом?
- Я делаю проекты клиентов студии ".dot". Я не отвечаю за круг клиентов, не занимаюсь их делами. Мое дело - только дизайн. Я могу конкурировать только на уровне графических разработок, а захватить клиента покрупнее - это проблема менеджмента. Вообще, я человек мирный, и злая конкуренция не для меня. Всегда найдутся люди, которым нравится то, что я делаю, и всегда будут те, кому мои работы не по вкусу. Это не означает, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Решает заказчик и тот, кто работы смотрит. Мы все (дизайнеры - корр.) работаем на одном и том же рынке, у всех есть слабые и сильные стороны. Тем более, сейчас говорить о конкуренции в Web-дизайне и Web-разработках, где крутятся мизерные суммы, не стоит. И вообще, черт знает, может грянет еще какой-нибудь кризис, сейчас вот (тьфу, тьфу, тьфу) более-менее, а зимой был вообще застой - ни у кого никаких заказов не было. Вообще, дизайном по серьезному мало кто занимается, все друг друга знают, рынок пока "резиновый".
Вы не верите, что ситуация изменится к лучшему?
- Самое лучшее, что может быть здесь, - это отсутствие ухудшений в дальнейшем. Я не верю, что будет лучше: если будет как сейчас и дальше - это уже в каком-то смысле хорошо. Как сказал Бендер: "Заграница нам поможет". Сами мы себя вытащить не в состоянии. Мы можем себя только утопить окончательно.
Это все о делах. А чем вы увлекаетесь в свободное время?
- На увлечения времени практически нет. Все дни, включая выходные, поглощены работой. Максимум того, что я могу себе позволить, - почитать в метро хорошую книжку. Сейчас, например читаю урывками Драйзера "Стоик". Дома хватает сил посмотреть MTV или что-то, не давящее на голову.
Вы трудоголик?
- Я бы не сказал, что я страшный трудоголик. Просто я считаю, что работая сейчас, я работаю на свое будущее. Потом все воздастся с лихвой. У меня есть цель, и к ней направлена вся моя деятельность. Я знаю, что потом будет уже легче. Достигнув цель, я все нагоню.
Серьезно. А какая у Дмитрия Уткина глобальная цель?
- Я пока не буду говорить, какая, но то, как быстро я к ней двигаюсь, зависит от того, сколько я работаю сейчас...
Ваша цель достижима здесь, в России, или там, на Западе?
- Это как получится. Пока я не знаю.
Пару слов мудрости под занавес.
- Работайте, вот и вся мудрость, абсолютно. Если работать, то все получится. Если не работать и ни о чем не думать, то так жизнь и пройдет. Любите близких, любите семью, работайте на благо семьи, и все будет хорошо.