Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Учиться, учиться и...

Архив
автор : Василий Щепетнев   04.04.2000

Прежде всего, донской (желтой) осетрины в Москве нет, а есть красная уральская. Для Вашего желудка это будет неудобно.М. Е. Салтыков-Щедрин - Н. А. Некрасову,22 июня 1870 г., Москва


Желание совершенствоваться, повышать собственную стоимость (хотя бы в собственных же глазах) редко оставляет меня более чем на неделю. Максимум - на две. Потом просыпается Тяга к Знанию, которая подвигает на самые странные поступки - изучение варианта Найдорфа, современной стенографии, слепого десятипальцевого метода печатания, операционной системы DOS 3.11 и прочая и прочая... Как вещественные свидетели, стоят у меня на полке "Самоучитель игры на шестиструнной гитаре" - года два подражал Окуджаве (оправданием служат тогдашние лета); самоучитель французского языка (месяца три при ходьбе бормотал что-то себе под нос, и как не повязали?); "Умелые руки" (тут я продвинулся менее всего), да много чего стоит. Конечно, лучше бы записываться на соответствующие курсы и постигать тайны ремесел и наук под руководством почтенного гуру, но мешают боязнь прилюдного посрамления, стесненность в средствах и сомнение, что истинно почтенный гуру обоснуется вдруг в Воронеже. К тому же люблю я учиться в собственном ритме, то прохладно, то запойно, и потому всякие двухдневные курсы НЛП и недельные - нетрадиционной медицины с основами парапсихологии и магнетизма (оба с выдачей диплома международного образца) как-то не манят. А манит искусство повседневное, но оттого не менее великое. Очень хочется стать кулинаром, да не просто, а - Кулинаром. Из тех, на ком держится и полярная станция, и престижный ресторан, и даже правительство. Беседы, рассудительные и неторопливые, за столом с яствами... Воистину, искусный повар в Беловежской Пуще мог изменить ход истории (а может, и изменил). В общем, единственный мой шанс побывать на международной станции "Альфа" - это стать повелителем желудков.

Кулинария - дело для меня не совершенно неведомое. Моим первым крупным прозаическим произведением явился роман "Максимуммер Смерти" - детектив о пяти покойниках, где главный действующий герой, повар экстракласса, благодаря недюжинному уму и превосходной подготовке умудряется не только остаться в живых, но и вывести на чистую воду злодея-убийцу. Написан был детектив в 1991 году, когда вопрос питания стоял особенно остро, потому и опубликован был мгновенно. С той поры вера в волшебную силу кулинарии заняла в душе моей особенное место. Очень хотелось, чтобы не герой, а я сам умел готовить вкусные и полезные блюда.

А лечебное питание, "гастрономическая медицина"... То одно отвлекало, то другое. Основным препятствием было отсутствие удобного самоучителя. Все поваренные книги подразумевали, что пользователь уже владеет определенными навыками хотя бы на уровне кулинарного техникума. Некоторые термины для новичка просто загадочны, хотя книга написана по-русски, издана же опять у нас, а понять - трудно. "Нашинкуйте..." Лезу в словарь, их у меня много, но вот кулинарного - нет. Или вот: "Добавьте по вкусу..." Чей вкус подразумевается? Мой? А если я готовлю блюдо впервые в жизни и понятия не имею, что ожидается на выходе?

Помнится, самоучитель ремингтониста требовал, чтобы после каждой опечатки я вытаскивал из пишущей машинки лист и вставлял новый. Сколько бумаги я извел сдуру - до сих пор вспоминать стыдно.

Учиться кулинарии подобным образом для меня совершенно невозможно. Выбросить плохо прожаренного гуся? Со слезами, с песком на зубах, а ешь. И пересол, и недосол, и лопнувший желчный пузырь, и... далее по вкусу.

Но вот мне достался презентационный диск от Black Land Inc. с компьютерно-комсомольским названием "ПК&КП". На деле это означает "Повар Королей и Король Поваров". С некоторым недоверием провел я инсталляцию, рассчитывая узреть очередную, пусть даже мультимедийную поваренную книгу. Ура! Предчувствие меня обмануло. Да, поваренная книга была, даже три, но "ПК&КП" в первую очередь была обучающей программой, и обучала она именно поварскому искусству. В свое время знаменитый Ласкер гарантировал каждому внимательному читателю его учебника шахматной игры первый разряд. Подобное обещают и авторы "ПК&КП". А тому, кто не просто прочитает, а пройдет серию виртуальных и реальных тестов, обещают и больше, много, много больше.

Наконец-то я постиг процесс шинкования, узнал, чем отличается мутовка от шумовки, систематизировал весь кухонный инвентарь (вымыл и расположил в правильном порядке), разобрался в поварской системе мер и весов ("возьмите щепоть перца, два пучка редиса и немного яблочного уксуса"), но то были цветочки. Ягодки пошли тогда, когда из предложенных курсов - кухня русская, французская и венгерская - я благоразумно выбрал отечественную. Программа деловито осведомилась, каков размер моей семьи и какую сумму тратит семья на питание в у. е., разъяснив попутно, что у. е. - не условная, а "устойчивая единица". Какая разница, если все равно - доллар? Затем она запросила данные личного (рост, вес, привычки членов семьи, наличие в доме русской печи, горшков и чугунов) и общественного характера (примерные цены на продукты питания в городе проживания, ассортимент, ожидаемый уровень инфляции), осведомилась, намереваюсь ли я соблюдать Великий Пост и насколько серьезно намерение, после чего моментально составила пробное недельное меню и выдала список продуктов, которые необходимо купить. Как ни странно, расхождение от запланированного составило всего одиннадцать рублей в пользу базара, что, полагаю, объясняется особенностями национального обсчета. Жена, поначалу крайне скептически отнесшаяся к моей затее, одиночный поход на базар одобрила.

Первый завтрак я готовил дважды - сначала виртуально, но в реальном режиме времени (то есть если я в другом окошке вдруг заdoomывался, то фальшивый заяц непременно подгорал), а уж потом въяве. Виртуальный завтрак оценен был виртуальным же дегустатором как "помои общепитовские", реальный съесть помог Шерлок.

Вечером во время сеанса связи модем что-то много болтал. Я заподозрил "троянца", но, оказывается, по условию лицензионного соглашения программа имеет право сообщать создателям сведения пищевого характера до тех пор, пока остается нерегистрированной (99 у. е. для жителей России). Досадно, конечно, прилюдно открывать кладовочку, да что ж делать...

Но метода обучения давала о себе знать. Уже на четвертый день отдельные блюда получали оценку "три звездочки" (удалась уха по-казацки), а домашние вздыхали, что добавка программой не предусмотрена.

Сейчас, когда завершен второй месяц интенсивного обучения (Doom и Quake забыты напрочь), я преисполнен не только самодовольством, но и чувством уверенности в завтрашнем дне. Пока люди живут, они едят, а пока едят - хороший повар не пропадет. После последнего теста программа отпечатала сертификат, в котором удостоверила, что я достиг мастерства Вателя, и посоветовала в реальной поварской деятельности начать с того, чем Ватель кончил.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.