EDY.NET
АрхивГод назад мой приятель жаловался и возмущался: какого черта в Москве в 1999 году невозможно заказать пиццу через Internet.
Год назад мой приятель влип в историю: отправил семью в отпуск, а у самого разболелась нога, и он просидел несколько дней голодным. По телефону (тщетно пытаясь убедить меня вникнуть в положение и прийти в гости, захватив по пути чего-нибудь поесть, - но не на такого напал) он жаловался и возмущался: какого черта в Москве в 1999 году невозможно заказать пиццу через Internet.
Я посоветовал ему заказать на www.dosug.nu "девочку" (провайдеры секс-услуг в Москве и Питере активно используют маркетинговый потенциал Сети, автоматически выделяющей из абстрактной массы потенциальных потребителей более или менее платежеспособных) и попросить ее прихватить что-то пожрать. Очень гордился своим демонстративным цинизмом несколько секунд, но услышал грустное: "Вот и все, кого не спросишь, так говорят".
Сегодня в Москве еды в Internet есть, как сказал бы свеженатурализовавшийся одессит. Есть несколько точек, где можно заказать обед на дом, есть пара супермаркетов. В журнале "Мир электронной коммерции" недавно очень расхваливали XXL.ru. Был я в этом XXL, но остался его потенциальным клиентом: все же ассортиментом он более похож на "гастроном", чем на "супермаркет", какими я их знаю и люблю, а выбор готовых блюд заставляет поразиться предполагаемому национальному составу московских пользователей Сети.
Однако с голоду умереть не дадут, в случае чего, и даже можно расплатиться наличными по факту доставки. Я даже почти готов был оформить заказ, но в последний момент в голову пришла светлая мысль: я открыл еще одно окошко Netscape, зашел в соответствующий раздел одного из известных российских порталов и нашел длинный список страничек лавок, предлагающих сделать заказ по телефону, услугами одной из которых и воспользовался (впечатления остались средние, так что рекламировать не буду).
В этой связи возникает ряд вопросов. Во-первых, какая клиенту серьезная разница, заполнять форму или делать заказ по телефону, особенно учитывая, что из того же XXL ему обязательно перезвонят, чтобы проверить, не является ли заказ розыгрышем? Что мы за пижоны такие, что желаем непременно замкнуть цепочку в IP-пространстве?
Во-вторых, какая торговцу разница, выводить форму заказа оператору, разговаривающему с клиентом (если у торговца более или менее современная система поддержки логистики, это все равно делается через Intraweb), или самому клиенту?
Тот, кто сможет правильно ответить на оба вопроса, несомненно, понимает про "электронную коммерцию" почти все, что про нее нужно понимать.
Я не могу ответить на первый, и у меня есть два варианта: посмеяться над незадачливыми потенциальными контрагентами (риск = 0) или дать небесспорный вариант ответа, с риском подвергнуться флэйму разъяренных "практиков" "от сохи" [1], но и с перспективой начать очень интересный разговор. Начнем со второго вопроса.
Про предположительно недостаточную аудиторию и заикаться не стоит. Уже все понимают, что 5% населения, имеющего доступ к Сети, - это минимум 25% покупателей среднего уровня, и я не удивлюсь, если окажется, что в два раза больше.
Насчет "повышенного риска" - не знаю. Я много раз слышал этот аргумент, но чего-то в нем не понимаю. Специфический риск торговли с доставкой (процент "ложных вызовов", заказов, которые не будут востребованы и оплачены) может повышаться только за счет того, что посетителю сайта психологически легче "пошутить" над владельцем, безлично сформировав заказ на экране, чем звонить и практически "врать в глаза живому человеку". Может быть, в таком заковыристом рассуждении и есть своя сермяжная правда, но я не верю, что это какие-то значимые цифры (ну перезвоните и попросите подтвердить заказ, в крайнем случае - инструмент снижения этого риска известен, равно как и небольшая его цена).
В общем, объявляю конкурс сочинений на тему "Почему я не торгую в Internet". Пара неплохих текстов на эту тему мне уже прислана, но я надеюсь на новые и неожиданные открытия.
На первый же вопрос ответ у меня есть. В определенном наборе предположений (разовая или редкая покупка, среднеграмотный и среднеумный покупатель, стандартизованный товар) существенной "объективной" разницы между чисто сетевой и "сететелефонной" технологией заказа на сегодня нет. Если мы - покупатели - хотим "пиццу по Internet" - это потому, что мы верим в сетевое будущее и желаем совершить туда экскурсию. Это момент коллективной воли наследников индустриальной культуры к шагу в постиндустриальную.
И вся Internet-торговля устроена сегодня по этому принципу. С той сохраняющейся существенной разницей между американскими реалиями и российскими, что "там" эта ситуация симметрично проецируется в ситуацию на рынке капиталов, и капиталисты готовы авансировать операционные убытки торговца (и даже оплачивать в течение нескольких лет - посмотрите на результаты крупнейших онлайновых шопов), а "здесь" - пока не очень, и по причинам, с Internet никак не связанным.
Сегодняшний занудный Frontpage - просто предисловие к очень легкому эссе, публикуемому в "Компьюномике". Но предложение о конкурсе сочинений - вполне серьезное.
1 (обратно к тексту) - У меня есть такая категория корреспондентов, которая после каждой "концептуальной" "электронно-коммерческой" статьи присылает очередную пачку писем типа: "Ну что ты заливаешь, я вот тут за год приделал к системе логистики от фирмы А бухгалтерию от фирмы Б и "Internet-магазин" от фирмы В (и все это в среде от фирмы М), вот это, я тебе скажу, да, вот об этом нужно писать". Мне даже и возразить-то бывает нечего, кроме того, что, вообще-то, проектирование сложных информационных систем предполагает определенную культуру и определенную подготовку, и "электронная коммерция" здесь, в общем-то, не при чем: если что-то к чему-то приходится "прикручивать" год, значит, совершена определенная архитектурная ошибка два года назад. Действительно, кто бы мог подумать, что слой натурального учета должен обладать собственным интерфейсом, слой тарификации - своим, слой биллинга - своим? Разве что тот, кто прочитал пару книжек по предмету, прежде чем лепить архитектуру системы.