Последние романтики золотого стандарта
АрхивСистема e-gold запущена в 1996 году и управляется компанией Gold & Silver Reserve, Inc. (G&SR), созданной врачом Дугласом Джексоном (Douglas Jackson) и адвокатом Бэрри Дауни (Barry Downey) и зарегистрированной в штате Делавэр (США).
Система e-gold запущена в 1996 году и управляется компанией Gold & Silver Reserve, Inc. (G&SR), созданной врачом Дугласом Джексоном (Douglas Jackson) и адвокатом Бэрри Дауни (Barry Downey) и зарегистрированной в штате Делавэр (США).
"Отцы основатели" рассказывают, что первоначальной идеей было запустить систему "электронной наличности", на сто процентов обеспеченной золотым резервом, но потом они "обнаружили, что жизненно важные функции - обмен на другие формы денег, эмиссия, погашение - не обеспечиваются электронной наличностью как таковой, и родился e-gold как набор интерфейсных утилит для облегчения запуска обеспеченной золотом... электронной наличности".
Я вспоминаю эту историю несколько по-другому: "отцы основатели" в числе других энтузиастов идеи цифровой (электронной) наличности рванулись в компанию DigiCash B.V. за лицензиями на использование патентов последней, но названная там цена их энтузиазм несколько охладила. Что же касается "набора интерфейсных утилит" для осуществления - "складского", по сути, но не совсем - учета резервов и обращения дематериализованных "складских расписок", то его необходимость всем была ясна гораздо раньше.
Склад драгметаллов
Филмор полон мыслями о золоте. Он называет это "мифосом" о золоте. Мне нравится этот "мифос", и мне нравятся мысли о золоте, но я не поглощен предметом...
Генри Миллер. "Тропик рака"
Генри Миллер. "Тропик рака"
Возможно, конечно, что я ошибаюсь, а у Джексона с Дауни память лучше, но мне представляется, что они сделали ровно половину работы по поддержке эмиссии обеспеченных "цифровых монет". Вторую половину - систему эмиссии и обращения собственно цифровой наличности - сделали в DigiCash (а позднее эквиваленты сделали в консорциуме CAFE и российском банке "Таврический"), но в DigiCash не захотели работать с частным металлическим резервом, они хотели работать с банками, и работа с банками привела DigiCash B.V. и DigiCash, Inc. к банкротству [1].
Технологически сама система крайне проста: она а) осуществляет внешний вторичный учет металла, физически хранящегося у "хранителей" - доверенных третьих лиц в США и Швейцарии, и б) предоставляет возможность инициации клиентом шести операций.
Две операции превращают конкретный кусок металла в абстрактное, обездвиженное и (посредством ведения счетов) электронно мобилизуемое количество металла - и обратно.
- Зачисление металла на счет (можно просто послать в хранилище монеты или слитки);
- снятие металла со счета "в натуре".
Металл хранится, разумеется, в "обезличенном" виде: отдельные монеты и слитки не принадлежат отдельным клиентам.
Две операции предоставляют "интерфейс" к существующей банковской системе.
- Обмен одной из поддерживаемых e-gold валют (долларов США, Канады, Австралии, швейцарских франков, евро или йены) на металл и зачисление металла на свой счет (InExchange),
- обмен металла на поддерживаемую валюту (OutExchange).
G&SR поддерживает собственные котировки для покупки и продажи каждого хранимого ("обращающегося") в e-gold металла.
Две операции предназначены для осуществления собственно элементарных актов "обращения" металла:
- платеж "в металле" - перечисление металла со своего на счет другого клиента системы,
- межметаллический обмен (например, из золота в серебро или обратно).
Кроме этого, система позволяет клиенту (и просто внешнему наблюдателю) "в живую" посмотреть на состояние системы (www.e-gold.com/examiner.html) и статистику (www.e-gold.com/stats.html, см. рис. в конце статьи).
Из последней следует, что системой пользуются за период времени почти в десять раз больше лиц, чем за те же сутки открывают новые счета, а количество платежей более чем вдвое превышает количество зачислений и более чем в десять раз - количество снятий драгметалла со счета. Если статистика честна (это автоаудит), то можно констатировать, что e-gold действительно используется как платежная система. Миниатюрная - если принять во внимание небольшое общее количество транзакций (несколько сот в сутки), - но работоспособная.
Судя по той же статистике, в системе на сегодня открыто 27 тыс. счетов, стопроцентно обеспеченных сотнями килограммов серебра, золота, платины и палладия - это четыре поддерживаемых системой драгоценных металла.
Вот практически все "внешние" параметры. С технологической точки зрения система не очень интересна, и это хорошо (клиенты-торговцы отмечают простоту интеграции "витрины" и e-gold-софта). Интересна же она бизнес-моделью и самим фактом своего существования.
Но в этом месте необходимо сделать небольшое отступление.
Куда делся "золотой стандарт"?
...Он говорит, что французы прячут золото в непромокаемых туннелях под землей; он говорит, что по подземным хранилищам и коридорам ходит маленький локомотив. Мне эта мысль безумно нравится...
Генри Миллер. "Тропик рака"
Генри Миллер. "Тропик рака"
"Декретные", ничем не обеспеченные деньги всегда были приметой тяжелого времени, войн или внутренних потрясений. Сегодняшняя валютная ситуация, когда национальные денежные единицы большинства стран ничем не обеспечены, - не исключение, это следствие двух мировых войн, конституировавших политическую и экономическую историю начала XX в.
К началу Первой мировой международной валютой был фунт стерлингов, обеспеченный золотом, что лингвистически безумно ("стерлинги" - это серебряные слитки), но исторически бесспорно. После Второй мировой войны мы получили в качестве мировой валюты де-факто - доллар, обеспеченный лишь верой в добрую волю американского правительства и ФРС. Интересен не тот факт, что доллар занял пустующее место, а тот способ, которым ему удалось занять и - главное - удержать (уже в мирное время) эту позицию.
Далее недобросовестно излагаются результаты изысканий, проведенных Глебом Корниловым, эсквайром, в рамках заключенной нами Конвенции 1993 года "О разделении тематических территорий в ходе построения качественной теории денег".
Финансовое могущество Британии в ходе войн и промежутке между ними подрывалось не только и не столько ее военными расходами, сколько разладом всей мировой торговли, которую она обеспечивала кредитом, фрахтом и страховыми гарантиями.
В 1944 году в американском городке Бреттон-Вудс были подписаны международные соглашения о послевоенном мировом финансовом порядке. Британские предложения о введении коллективной валюты (или хотя бы о закреплении статуса мировых валют одновременно за долларом и за фунтом) были отклонены [2], и за основу был принят проект Министерства финансов США, который и получил впоследствии название "Бреттон-Вудской системы".
Эта система официально провозгласила доллар единственной валютой, конвертируемой в золото, причем только по требованию центральных банков других стран. Было зафиксировано золотое содержание доллара - 35 долларов за тройскую унцию, а также паритетные курсы остальных валют к доллару. На страны-участницы соглашения возлагалась обязанность поддерживать эти курсы за счет валютных интервенций. Если курс валюты какой-либо из стран падал ниже паритета, центральный банк этой страны должен был для его восстановления выбрасывать на рынок свои долларовые резервы.
Пополнить их можно было либо за счет продажи золота, либо за счет получения кредитов МВФ, который был тоже создан бреттон-вудскими соглашениями, а когда это было невозможно, страна проводила официальную девальвацию. Если же курс валюты поднимался выше установленного паритета с долларом, страна должна была активно скупать доллары для понижения курса и увеличивать свои долларовые резервы. США, таким образом, получили привилегию оплачивать свой импорт своими же национальными деньгами.
"План Маршалла" был в первые послевоенные годы основным каналом впрыскивания долларов в международный оборот, и с 1950 года положительное сальдо платежного баланса США сменилось умеренным отрицательным. Схема была совершенно гениальной и напоминала вечный двигатель: нарастающий дефицит платежного баланса приводил к росту долларовой массы за пределами США, значительная часть которой тут же направлялась на покупку облигаций американского казначейства, то есть на финансирование растущего дефицита американского же бюджета.
Процентные выплаты по этим заимствованиям опять увеличивали дефицит платежного баланса и выброс долларов в мировую экономику. Естественно, другим странам это не нравилось, и они стремились обменять доллары на золото, в результате чего за 1958-71 годы американский золотой запас уменьшился более чем вдвое. Но долларовые резервы остального мира выросли на сумму в несколько раз большую.
Все кончилось тем, чем и должно было когда-то закончиться. 15 августа 1971 года президент Никсон объявил, что Соединенные Штаты на неопределенный срок (то есть навсегда) прекращают обмен долларовых резервов других стран на золото, и золотой запас ФРС за одну ночь превратился из пассива в актив.
Так доллар стал наиболее распространенной и ликвидной денежной единицей в мире, а сам этот мир оказался заложником своих долларовых активов и резервов. Благодаря этому США и далее могли финанТак доллар стал наиболее распространенной и ликвидной денежной единицей в мире, а сам этот мир оказался заложником своих долларовых активов и резервов. Благодаря этому США и далее могли финансировать растущий дефицит платежного баланса за счет дополнительной эмиссии своих национальных денег, уже не имеющих даже номинального золотого обеспечения.
Конец недобросовестного цитирования из Корнилова.
Цитирование недобросовестное потому, что изыскания проводились в другом контексте - контексте просчета сценариев различных заинтересованных сторон в ходе валютной интеграции Европы. Можно предположить, что европейские монетарные инженеры попробуют повторить "захват" места мировой валюты, и "большой медвежий рынок евро" - структурный (хотя и не процессуальный) эквивалент Большой инфляции в США, "оплатившей", по большому счету, двухшаговую комбинацию 1944-71 годов.
Я лично не думаю, что это возможно. Формально: хотя бы потому, что в нынешней структуре отсутствует компонент, выполняющий ту же роль, которую выполняло до Бреттон-Вудса золото - как никем не усомневаемый "общий стандарт". А содержательно - изменения последних лет на американских финансовых рынках говорят скорее в пользу того, что хозяйству США удалось "оседлать" очередную длинную волну технологического изменения фундаментальных условий существования бизнеса, а Европа остается устроенной по преимущественно индустриальному образцу.
Перед Америкой, таким образом, скорее всего, встанет вопрос о том, как управляться с "индустриальной периферией постиндустриального центра", чем о том, как продолжать доминировать в индустриальном мире. Для всех остальных вызов состоит, видимо, в том, чтобы деятельно проблематизировать саму схему "центр - периферия".
В ходе поисков средств для решения как той, так и другой задачи наверняка потребуется интенсивное проектирование новых финансовых институтов и инструментов. Я не думаю, что драгоценные металлы смогут вернуть себе роль хранителя "абсолютного" эталона ценности, однако как компонент каких-нибудь композитных инструментов будущего - почему бы и нет? И в этом смысле нетрадиционные инструментальные и особенно институциональные решения могут оказаться весьма кстати.
Первый расчетный
...Он говорит, что золото все более и более склонно становиться невидимым, превращаться в миф. Великолепно! Мне интересно, что станет с миром, когда мы отойдем от золотого стандарта в наших мыслях, моде, морали...
Генри Миллер. "Тропик рака"
Генри Миллер. "Тропик рака"
Институциональное решение, реализованной операторами e-gold, достаточно нетрадиционно: они "отвязаны" от банковской системы. "Интерфейс" к ней предоставляется, как говорилось выше, посредством механизмов InExchange и OutExchange, являющихся, по сути, поручениями на покупку/продажу металла для поручающего клиента, склеенными с командами зачисления на его счет и снятия со счета соответствующего количества металла.
Технически такая деятельность стала возможна после того, как в 1977 году Конгресс отменил "депрессионный" (принятый в 1933 году, видимо, незаконно) запрет на истребование в натуре задолженности, выраженной в количестве золота.
Gold & Silver Reserve настойчиво декларирует, что он не банк, поскольку не принимает депозиты (зачисленное на металлический счет количество металла юридически остается собственностью клиента, а не одалживается им оператору, подобно тому, как клиент одалживает банку депозит) и не выдает кредитов. (Что крайне важно, содержимое металлических счетов защищено, таким образом, от наложения законного взыскания по долгам оператора, буде таковые у него возникнут.)
Соответственно, будучи чисто расчетным институтом, оператор e-gold не может "прятать" издержки организации обращения и обслуживания резерва в процентной ставке, подобно тому, как это делают банки, предоставляющие якобы бесплатное обслуживание. Большинство услуг e-gold (кроме открытия счета) платные: между курсами In и Out существует маржа, определяемая оператором, а за перевод металла со счета на счет с клиента взимается 1% (в металле) от переводимого количества, но не больше эквивалента 50 американских центов (установление предела в национальной валюте - очевидная непоследовательность в политике).
За хранение металла также установлена плата в 1% в год (это равносильно процентной ставке "-1%" [3]).
Очевидно, что будь на свете не одна, а две или сколько угодно систем e-gold, им ничего не стоило бы организовать клиринг и образовать расчетно-платежную систему, не поступаясь принципом 100-процентного резервирования и не становясь кредитными институтами.
В G&SR признают, что практические преимущества золотого счета над банковским депозитом (или, скажем, запасом наличных "в чулке") проявятся только в случае какого-либо несчастья с национальными деньгами, а также и то, что тренд последних 15 лет - падение стоимости золота в долларовом выражении, но говорят, что "не пошли бы в бизнес, если бы думали, что правительственные деньги не хуже золота".
Очевидно, что любые гипотетические потрясения, серьезно влияющие на стоимость доллара, вряд ли оставят невредимыми правовое пространство США - вспомним Великую депрессию. С другой стороны, согласитесь, что нужно обладать очень высоким доверием к владельцам и персоналу G&SR, чтобы предположить, что они в форс-мажорных обстоятельствах будут действовать исключительно в интересах клиентов.
Вполне возможно, они заслуживают такого доверия, но принять об этом решение крайне трудно, и я бы предпочел публичный внешний аудит как адекватности содержания базы данных, так и операционной безопасности ее ведения (например, наличия постоянного и защищенного офшорного зеркалирования).
Тем не менее, 27 тыс. человек открыли свои счета в e-gold, и, что более удивительно, "избранный список" лиц и организаций, принимающих "электронно-металлические" платежи, насчитывает более тысячи позиций (см. www.e-gold.com/unsecure/links.htm), впрочем, он вполне подобен странице Classifieds в местной газете. Из известных (мне) компаний в нем представлены Anonymizer, Inc. и Zedz Consultants. Я так понимаю, что если кому-то придет в голову перебить всех активных сторонников "золотого стандарта" в денежном обращении, на этой странице он большинство из них и найдет.
"Последние из могикан" или "первые ласточки"? Не знаю. Я неожиданно нашел интерфейс ("меняльную лавку") из e-gold в одну из новых суррогатных систем PayPal. Возможность для "третьего лица" (не связанного с организаторами/операторами) "впрыснуть" обеспеченную внешними средствами дополнительную ликвидность - хороший признак.
1 (обратно к тексту) - Несколько недель назад ценой невероятных усилий наследник DigiCash - компания Ecash Technologies, Inc. продолжила один из пилотных проектов DigiCash: сотрудничество с Deutsche Bank в эмиссии "цифровых евро" для немцев, и посмотрим, на сколько влитых в ETI денег хватит на этот раз.
2 (обратно к тексту) - Великобритания ратифицировала бреттон-вудские соглашения лишь под большим нажимом: в конце августа 1945 года (когда капитуляция Японии стала неизбежной) Америка внезапно прекратила жизненно важные для Великобритании поставки по ленд-лизу сырья и продовольствия. Английская промышленность не могла мгновенно перестроиться на экспорт товаров мирного времени. Британии пришлось признать доллар главной мировой валютой и пойти еще на целый ряд уступок по торговым вопросам, взамен США предоставили Лондону льготный кредит и возобновили поставки, а через два года подоспела реализация "плана Маршалла".
3 (обратно к тексту) - В отрицательных процентных ставках нет ничего необычного даже в банковской практике: во времена Великой инфляции швейцарские банки начисляли отрицательный процент по вкладам зарубежных клиентов, искавших во франке защиты от падения доллара и "системных" европейских валют.