Симулятор от... NASA
АрхивА какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта.
А. и Б. Стругацкие. "Понедельник начинается в субботу"
А. и Б. Стругацкие. "Понедельник начинается в субботу"
Больше всего в американцах мне нравится открытость. "Свобода слова и печати" для них не пустой звук. И правда, не успеет иной космический телескоп сделать очередной снимок, как тот уже лежит на сайте NASA (www.nasa.gov [1]). Качественный, неискаженный, пригодный не только для восторженного восхищения ("смотри-ка, яка гарна галактика!" [2]), но и для научных целей (той же фотометрии, например). Есть желание посмотреть взрыв "Челленджера"? Нет проблем, скачивайте mpeg с ftp-сервера NASA [3] или закажите CD!
В свете этого выход публичной версии симулятора космического аппарата Mars Polar Lander (обломки которого ныне покоятся среди дюн Марса) удивления не вызывает. NASA свободно раздает фрагменты кода, который предназначался для управления аппаратом.
Впрочем, как научная, так и стратегическая ценность симулятора сомнительна. Зато познавательная несомненна. Одно дело - летать на точной копии реактивного истребителя (которым сегодня никого не удивишь), совсем другое - окунуться в атмосферу центра управления космическими полетами. Почувствовать себя на секунду настоящим испытателем. Бесспорно, это уникальная игрушка, аналогов которой я не знаю.
Немало азарта добавляет скудость документации (что не характерно для NASA). Обладая далеко не визуальным интерфейсом (нечто вроде макроязыка), симулятор становится хорошей головоломкой для взрослых (или детей, настойчиво перебирающих все возможные комбинации).
Найти его можно на официальном сайте Mars Polar Lander (mars.jpl.nasa.gov/msp98), для чего следует кликнуть по ссылке Command your own Polar Lander (mars.graham.com/mplwits), которая вскоре приведет нас к заветной Download Page.
Выясняется, что симулятор написан на Java [4], и значит, придется установить Java Runtime Environment (5,2 Мбайт) и Java 3D (1,8 Мбайт). К слову сказать, оба компонента не являются собственностью NASA и достаточно широко распространены, чтобы их было можно найти в ближайшем ларьке, торгующем компакт-дисками известного происхождения. Если же пиратство вам претит, можно скачать эти компоненты с любого из десятка серверов, заботливо предлагаемых NASA. Лично у меня самым быстрым оказался далеко не ближний японский.
Сам же симулятор находится на единственном сервере NASA и отдается на растерзание только после заполнения удивительно короткой регистрационной формы. Скачивать лучше всего в дневные часы - ночью (то есть американским днем) сервер очень часто оказывается перегруженным и выдает байты по капле.
Пока мегабайты падают на наши жесткие диски, полезно ознакомиться с необычайно коротким и лаконичным руководством пользователя (спасибо, что хоть такое дали). Оказывается, публичная версия немного отличается от оригинальной. Впрочем, различия большинству пользователей покажутся некритичными.
Например, подлинные команды миссии удалены и заменены эквивалентными. Именно так, во всяком случае, утверждает NASA, вероятно, полагая, что эквивалентность не влечет за собой идентичность (иначе зачем их было заменять?).
Подобным же образом скрывается подлинная кинематика движения руки-манипулятора робота: "arm kinematics were removed and replaced by equivalent kinematics" - NASA не хочет расставаться с секретами конструктивных особенностей своего аппарата.
Если эти два отличия несущественны, то упрощение рельефной, трехмерной поверхности Марса до невыразительной плоскости бурого цвета огорчит кого угодно. Впрочем, это ограничение связано с недостаточной мощностью бытовых "персоналок" для подобных расчетов, а вовсе не повышенной секретностью.
К счастью, сам объект симуляции изображен в трех измерениях, с детальной проработкой всех узлов в отдельном окне, позволяющем произвольно менять позицию наблюдателя: при желании можно рассматривать аппарат хоть снизу (кстати, в таком положении его узлы видны наиболее отчетливо)!
Рядом показан небольшой детализированный фрагмент поверхности Марса (сектор с углом охвата градусов пятнадцать). О полной же, круговой, панораме приходится только мечтать. Или в очередной раз лезть в Интернет за недостающими изображениями (mars.graham.com/mplwits [5]).
Впрочем, большинство пользователей будут больше озабочены головной болью, как же стронуть эту "радость" с места. Ничего похожего на рычаги управления и педали скоростей не наблюдается.
Ругнувшись еще раз на отсутствие документации (это же надо, что бы вот так, несерьезно!), отправимся на сайт NASA почитать описание оригинального аппарата (mars.jpl.nasa.gov/msp98/images/landingsite1.html).
Выясняется, что Mars Polar Lander вовсе не "марсоход", а скорее "марсостой" - неподвижная станция, снабженная лишь рукой-манипулятором, практически единственным, чем можно с помощью симулятора управлять, - за исключением камеры, которая и передает видимую панораму. Кроме движений самой камеры, симулятор позволяет поиздеваться над "снимаемыми" изображениями - уменьшать или увеличивать яркость, повышать контраст, даже обрабатывать специальными фильтрами для подчеркивания мельчайших деталей рельефа.
Однако возня с графикой быстро надоедает (уж лучше заглянуть в Photoshop - там набор фильтров намного богаче). Куда интереснее почувствовать в своих руках манипулятор далекого космического агрегата.
Впрочем, "в руках" - сказано слишком громко. Все управление реализовано на макроязыке, описание которого напрочь отсутствует, и все, что есть, - пара примеров программ, доступных для изучения.
|
Для их запуска необходимо выбрать в меню Windows главного окна пункт Sequence Execution Window и в появившимся окне кликнуть по кнопочке Batch. Трехмерное изображение агрегата тут же оживет и придет в движение, сопровождаемое трассировкой (то есть отслеживанием) текущих выполняемых команд.
Игровая ценность этой сцены была бы сомнительна, если бы программа не имитировала действия самого настоящего космического аппарата.
Раньше игроки могли сидеть лишь в кабинах вымышленных космических кораблей. Пусть и красиво нарисованных, но не существующих в природе. Единицы жителей планеты Земля могут похвастаться тем, что сидели за рулем настоящего "марсохода". Сегодня дверь в Тайну приоткрыта. Посмотрим, что будет дальше. Может быть, и впрямь завтра появится возможность управлять реальным марсоходом через Интернет [6]...
1 (обратно к тексту) - Если же вам лень блуждать в дебрях ссылок, можно отправиться сразу сюда - www.seds.org/hst. Здесь представлены лучше снимки космического телескопа "Хаббл".
2 (обратно к тексту) - www.seds.org/hst/96-29a.html.
3 (обратно к тексту) - Этот же файл можно утянуть и с быстрого томского сервера jump.telecom.tomsk.su/video/51-l-launch2.mpg.
4 (обратно к тексту) - Если у вас не Pentium II или, на худой конец, Celeron - дальше можете не читать, чтобы не расстраиваться.
5 (обратно к тексту) - В данный момент, однако, там ничего нет. Но, может быть, позже что-то и появится...
6 (обратно к тексту) - Телескопы, управляемые через Интернет, уже появились и перестали вызывать удивление.