Мы научим вас торговать!
АрхивЯ не открою Америки, если скажу, что практически весь бизнес в России ведется нелегально или полулегально. Наши законы не оставляют честному бизнесмену никаких шансов. Если полностью платить все налоги, пошлины и пр. и исполнять все распоряжения властей, то не успеешь глазом моргнуть, как останешься без гроша. Не является исключением и компьютерный бизнес, несмотря на все заверения представителей фирм, что у них-то как раз все "чисто". Если бы дело обстояло именно так, компьютеры были бы гораздо дороже.
Видимо, такое положение надоело государству. Ему сейчас нужны деньги (ему всегда нужны деньги, но сейчас - время платить по долгам), нужно хоть как-то пополнить бюджет. Молодой и энергичный и. о. руководителя страны, видимо, настроил подчиненных на боевой лад, и те кинулись наводить порядок. Первого февраля началась операция "Импорт", преследующая вполне благородную цель - пресечь незаконный импорт и торговлю контрабандной продукцией. Действия властей можно понять. Более того, их можно было бы даже поддержать: в конце концов, следовать законам должны все без исключения. Но с оговоркой: если эти законы не мешают нормально жить и работать. Власти же, требуя законопослушания, ведут себя совершенно по-солдафонски: "ты будешь делать так, и все тут". И никакие резоны в пользу того, что в законодательство надо срочно вносить изменения, дабы и овцы не страдали, и волки не голодали, в расчет не принимаются.
Проблема еще и в том, что, даже если согласиться с существующими нормами, очень трудно понять, как же им следовать. Черт ногу сломит во множестве подзаконных актов, которые противоречат и законам, и друг другу, а порой и Конституции. Инструкции написаны так, что правильно выполнить их совершенно невозможно. Хуже всего, что критерии правильности или неправильности устанавливаются теми, кто эти инструкции составляет. Таким образом, человек, скованный инструкцией по рукам и ногам, целиком и полностью зависит от произвола чиновников.
(...Вот со строгим выражением лица "сотрудник" подходит к продавцу и, помахав у него перед носом красной книжечкой, угрожает проверкой. Не правда ли, знакомая картина? Непонятно почему - то ли это врожденный страх перед красными обложками, то ли инстинктивное желание избежать неприятностей, - но продавец тут же теряется, и позволяет делать "товарищам" все, что угодно. Ему и в голову не приходит, что любую корочку можно купить на рынке, что обладатели красных книжиц могут не иметь права на проверку, и может быть, они хотят поправить собственное финансовое положение, а вовсе не помочь государству изобличить еще одного нарушителя закона. Требование же продавца предъявить удостоверение, а не размахивать им, нередко действует на "сотрудников" как холодный душ: боевой запал мгновенно пропадает, и лжеревизор спешит ретироваться...)
Судя по всему, для правоохранительных органов чрезвычайная ситуация - словно праздник. Будь на то их воля, чрезвычайная ситуация стала бы нормой. Как только объявляется аврал, на дорогу толпами высыпают гаишники, получающие лишний и очень удобный повод для вымогательства; на охоту выходят милицейские патрули, у которых есть план, и не исключено, что именно вы "поможете" этот план выполнить.
Операция "Импорт" - именно такая чрезвычайная ситуация, только на рынке товаров иностранного производства. По магазинам ходят специально образованные группы проверяющих, куда входят таможенники, сотрудники налоговой и торговой инспекции и пр. Однако вместе с ними в торговые точки заглядывают и сотрудники силовых ведомств, не имеющие к проверкам никакого отношения. Именно эти люди пытаются взять продавцов на испуг, перевернув магазин вверх дном, чтобы заставить продавца заплатить. Лично им.
Если так пойдет и дальше, мы будем свидетелями вымирания средних и мелких розничных торговцев, работающих на компьютерном рынке. Существует только один способ избежать этого - гласность. О фактах незаконных проверок должны знать все. Надежда на это есть, но довольно слабая - нежелание связываться с "людьми в погонах", уверенность, что дешевле и проще откупиться от них, в очередной раз может взять верх. Впрочем, все может измениться - по крайней мере, нам известен пример того, как нужно противостоять наглости и беззаконию со стороны "органов".
Недавно в магазин fLAKE пришли как раз с "липовой" проверкой. Владелец магазина Михаил Валиев согласился поделиться с нашими читателями (среди которых немало его коллег по бизнесу), как он выразился, "рецептами выживания". Что делать, если к вам нагрянули ревизоры? Как узнать, имеют они право на проверку или нет?
Сразу оговорюсь, что ситуация, в которую попал владелец fLAKE, вряд ли разрешится в ближайшее время, поэтому, скорее всего, вас ожидает не одна публикация на эту тему.
Итак, слово Михаилу Валиеву:
26 февраля была суббота, и я, как и положено в выходной день, отдыхал на даче. Отдыхал бы и дальше, если бы не звонок из магазина. Мне сообщили, что в магазин пришли три человека и, представившись сотрудниками управления по борьбе с экономическими преступлениями Центрального административного округа, потребовали предоставить им документы и предъявить товары для проверки. Когда я прибыл на место и разобрался в происходящем, сомнений в том, что лица (имена которых мы обязательно сообщим. - Ю.С.), явившиеся в магазин, не имеют права его проверять, у меня практически не осталось...
Трое сотрудников, видимо, давно дежурили у магазина, пытаясь оценить примерный объем продаж. Они приехали на потрепанной BMW 540 с транзитными номерами, зашли в магазин и изъявили желание приобрести монитор. Когда дело дошло до оплаты товара, троица сообщила, что им удобнее расплатиться долларами. Поскольку продавцам строго запрещено принимать валюту, они, естественно, отказались. Тогда "покупатели" надолго удалились (наверное, ездили в оперативную часть за рублевой наличностью), а вернувшись, в момент пробития чека заявили о так называемой контрольной закупке - при этом не пригласив понятых и даже не показав какого-либо документа, отдаленно напоминающего постановление на проведение данного мероприятия (лучшее постановление - п. 4 Закона о милиции).
Приехав в магазин, я попросил предъявить документы и переписал имена, фамилии, место работы и номера удостоверений "товарищей". К сожалению, звонить их начальству не было бесполезно - выходной все-таки.
Дотошность, с которой эти люди проверяли магазин, свидетельствовала об их жгучем желании подзаработать, а точнее, вынудить нас предложить им взятку. В лучших традициях коллег из ГИБДД они придирались ко всему, к чему только можно было придраться, и при этом демонстрировали полную некомпетентность в предмете. Например, каждая модель монитора имеет свой номер на марке Ростеста. Но определить соответствие модели монитора номеру можно только по справочнику. В нашем же случае "проверяющие", видимо, вызубрили справочник наизусть - у них его просто не было. Торжеством же маразма стал вопрос одного из тройки, указавшего на монитор: "Почему на этом компьютере нет марки?" Ну как ему объяснить?..
Во время проверки никогда нельзя делать две вещи: много говорить и подписывать предложенные проверяющими бумаги. Нечаянно обронив, что марки на товар были наклеены недавно, я вызвал "праведный гнев" одного из "сотрудников": "Так ты целых полгода вообще без марок торговал?!" Он тут же напомнил, что за это мне светит от двух до семи лет. Нужно заметить, что закон не указывает, когда нужно наклеивать марку на продукт. "Проверяющие" считают, что это нужно было сделать чуть ли не в момент выхода постановления о маркировании продукции. То есть полгода назад.
Вообще, манера поведения проверявших заслуживает внимания. Я дал всем троим псевдонимы: "Спокойный", "Опер" и "Промокашка". "Спокойный" строго выполняет свои функции - лишнего не требует, землю копытом не роет. "Опер" тоже ведет себя несколько отстраненно. Он сам мне так и сказал: "Я просто опер". А вот "Промокашка" - это "личность". Будь на нем тельняшка, он наверняка рванул бы ее на груди во славу "органов". Правда, это не мешает ему плевать на закон, потому что "Промокашка" глубоко убежден, что закон - это он. И никто другой.
В результате "проверки" склад опечатали...
Продолжение следует.