Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Шутки по-компьютерному

Архив
автор : СЕРГЕЙ СОЦКОВ    29.02.2000

Очень многие люди, имеющие дело с компьютерами, относятся к ним либо как к инструменту вроде дрели или посудомоечной машины, либо, в лучшем случае, как к "братьям нашим меньшим" и дают им имя, разговаривают как с живым существом.


То есть компьютер для них действительно почти как собака: все понимает, только сказать не может. Если же взять бесчисленное количество книг и фильмов, в которых одну из главных ролей играют компьютеры, то их героев можно довольно четко разделить на две основные категории. Первая - это абсолютно лишенные чувств, холодные и бесстрастные монстры, тем не менее почему-то обеспокоенные уничтожением всего человечества. Вторая категория - это уже более дружелюбные железки, тоже лишенные эмоций, однако в силу своего интеллекта способные ответить на многие сложные вопросы, но мгновенно впадающие в ступор, если собеседнику-человеку вздумается пошутить.

Впрочем, Ким Бинстед и Грем Ричи (Kim Binsted, Graeme Ritchie) из Эдинбургского университета (University of Edinburgh), работающие в Отделении искусственного интеллекта (Department of Artificial Intelligence), считают, что такое представление о будущем компьютеров неверно. Они убеждены, что юмор - это лингвистическая способность, которая отнюдь не присуща только людям, и ничего сверхъестественного и загадочного в ней нет. Ким и Грэм решили доказать на деле, что компьютер не только может понять и оценить юмор, но даже сам способен шутить.

Бинстед, сама в прошлом выступавшая на эстраде в амплуа комика, имеет основания считать, что знает, что такое юмор. Девушка создала программу JAPE (Joke Analysis and Production Engine) - машину для анализа и воспроизводства шуток. По задумке авторов этой идеи, программа будет способна выдавать на-гора шутки, но не путем выбора наиболее подходящей по случаю из набора готовых "сэмплов", а "творчески", используя заложенные шаблоны и несложные алгоритмы. (То есть шутки в каком-то смысле будут "шаблонными".) Написана программа на языке Prolog, а в качестве исходных данных взяты обычный словарь и словарь омонимов. Пока программа работает лишь на английском языке, но авторы надеются, что в последствии она сможет шутить и на других языках.

Для понимающих английский можно привести пару примеров машинных шуток.

What do you call a murderer that has fibre? A cereal killer. Или: What do you call a sour assistant? A lemon aide [1]. Перевести их адекватно довольно трудно, так как основаны они на игре слов.

По признанию создателей программы, JAPE еще далека от совершенства, и пока не все придуманное ею вызывает смех. Проводившимся по пятибалльной системе тестом были оценены 188 примеров программного творчества, и средняя оценка составила всего лишь 1,5 балла. Большая же часть шуток получила по единице, и лишь девять из них были удостоены пятерки. В конце концов судьи пришли к выводу, что JAPE шутить может, но пока еще не слишком удачно.

Сейчас самой большой проблемой программы является то, что сама она не в состоянии оценить качество собственных шуток. Пока она лишь ищет в своем словаре омонимы, то есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разный смысл, и на их основе и на основе заложенных шаблонов генерирует шутку. Ну а объективная оценка результата деятельности программы пока остается делом человека. Хотя даже в названии программы заложена ее способность к "анализу", а не только выдумыванию смешного.

Может возникнуть вопрос: а зачем учить компьютер понимать юмор и тем более шутить? Ведь почти у каждого из нас стоят на полках CD, под завязку набитые анекдотами, а уж чувством юмора большинство людей не обделено. Так зачем же еще и компьютер обучать шутить? Лишь для того, чтобы каждое утро получать свежую порцию анекдотов сомнительного качества?

Исследователи из Department of Artificial Intelligence дают такой ответ: пользовательские интерфейсы с бесчисленными "окнами", многоуровневыми меню и россыпью кнопок доживают последние дни. Им на смену должны прийти так называемые разумные помощники (intelligent agents), которые появятся на мониторе вместо кнопок, окон и меню и будут общаться с пользователем уже "по-человечески".

Если проследить развитие интерфейса, можно сделать вывод, что от командной строки, которая удовлетворяла лишь программистов, через DOS с ее многочисленными оболочками, через Windows различных модификаций, диалог пользователя с компьютером постепенно движется ко все более удобной форме. Естественным следствием развития интерфейса и должны стать "помощники", имитирующие человеческие диалоги. Ну а тут уже напрямую встает вопрос о юморе, о шутке. Хорошая, удачная шутка может растопить лед первого знакомства, устранить препятствия на пути к овладению новыми технологиями. Компьютер сам должен уметь шутить, делать это вовремя и, разумеется, удачно.

Хотя, с другой стороны, один из ведущих экспертов в области искусственного интеллекта профессор Марвин Мински (Marvin Minsky), напротив, убежден в том, что совершенно ни к чему тратить время и силы на обучение компьютера чувству юмора. С его точки зрения, изучение искусственного интеллекта - это попытка понять, как же все-таки работает человеческий мозг, и, разобравшись, сымитировать этот процесс на компьютере. Профессор считает, что если эта задача будет решена, то вопрос с юмором отпадет сам собой, поскольку юмор без интеллекта невозможен.

Ну а теперь попробуем представить себе, что, так или иначе, проблема компьютерного юмора решена. Станет ли легче работать? Тут, по всей видимости, многое зависит от программистов, эту проблему решающих, от наличия и качества чувства юмора, чувства смешного и даже чувства такта именно у них.

Впрочем, несмотря на то, что компьютеры еще не достигли того уровня интеллекта, при котором появляется чувство юмора, отдельные шутки им уже удаются. Примером может служить случай с программой AlFresco, которая "специализируется" по итальянскому искусству XIV века. Во время ее демонстрации один из гостей проекта набрал на клавиатуре вопрос: "Кто такой Джотто?" Страшно дорогой суперкомпьютер надолго задумался и наконец выдал ответ: "Джотто". И ведь он прав!



1 (обратно к тексту) - Cereal killer " serial killer, lemon aide " lemonade. - Л.Л.-М.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.